Прошлой зимой погиб в горах монах Исаакий. На днях его похоронили на Псху, в скиту Решеве, где он и жил один. Нашли рыбаки на берегу Бзыби. По всей видимости, он шел с грузом, сорвался, разбил голову, очевидно смерть наступили сразу, нашли только сейчас.
Информация со Псху:
Отца Исаакия нашли на другой (от Решевы) стороне Бзыби, возле небольшой речушки, а рядом - скалы, в которых есть пещеры. На черепе - ,,пробоина", место крутое. Сорвался и упал на камни головой, могла и лавина снести. Вероятно у него была там тайная келья, потому что на нём был рюкзак(в нем - орехи и чай), а ещё была большая пластиковая бочка. Видимо, равновесие не удержал и сорвался. К весне остались только кости (звери не тронули), повреждение только на черепе. Ещё предполагают, что он мог в ,,келью" по самодельной лестнице подниматься, а она прогнила, вот и сорвался оттуда( мы там ходили раньше - гора вся в пещерах, лазили по лестницам, которые делали из верёвок и палок( это ещё в середине восьмидесятых).
Об о. Исаакии:
Отец Исаакий (Учкин) - монах Троице-Сериевой Лавры. С ним приходилось встречаться довольно часто, потому что путь из скита Решева, где он живет, в деревню пролегает через хутор Верхнюю Битагу - место моего обитания. Когда о. Исаакий шел в деревню - в храм на службу ли по каким делам, то заходил ко мне (а это бывало не так часто, а зимой, пока снежные завалы, месяца два, вообще не появлялся). А однажды взял меня с собой на Решеву - это в 15 км от деревни (а Верхняя Битага в 1,5 км). Общение с о. Исаакием было в моем полу-пустынническом бытии весьма существенно. О нем мне известно совсем немного из его собстенных рассказов.
Он пришел в Лавру в юности из художников-авангардистов, был принят в братию, пострижен в монашество, восприемником его был старец архимандрит Кирилл. У него же он и спрашивал благословения, когда пожелал уйти на пустынножительство. В это время в горах Абхазии, на Псху, братия лаврская построили скит, и скитоначальником был иеромонах Симон. Он как раз должен был приехать в Лавру, и о. Кирилл советовал о. Исаакию с ним познакомиться. Они познакомились, о. Исаакий поведал пустыннику о своем желании, и тот пригласил его поехать с ним на Псху - после того, как он съездит на Афон. Так впервые о. Исаакий приехал на Псху. Некоторое время жил с братией в скиту Решева, потом захотел пожить в уединении - о. Симон его благословил. Поселился на хуторе Ридза и провел там в уединении года три - пока о. Симон и вся братия не уехали с Псху, а о. Исаакия благословили перебраться на Решеву - чтобы монашеская жизнь в скиту не прерывалась. С тех пор - более 15 лет - о. Исаакий живет там один. Формально скит принадлежит Лавре, и о. Исаакий числится в братии, но на деле уже много лет никто из братии там не появлялся и про скит в пустыне Абхазии, видимо, просто забыли.
Отец Исаакий пишет иконы и картины - в такой своеобразной экспрессионистической манере. И еще у него дар слова, что и видно по рассказу, записанному с диктофона...
Кроме того, сохранилась запись фрагмента беседы во время того памятного паломничества на Решеву.
Нужно заметить, что в селе есть храм, где по праздникам совершается служба, на которую обычно все окресные пустынники собираюстя для общей молитвы и причастия. Ридза - это близко, км. 4 от села, дети оттуда ходят в село в школу.
История скита Решева
Рассказ монаха Исаакия
Когда был закрыт Ново-Афонский монастырь (в 1924 году), братии позволили разойтись, и многие из них ушли на Псху. Тут они расселились - поставили свои маленькие скиты, построили храмы; среди них были учители, они стали преподавать в местной школе. Были врачи - стали лечить местное население. В общем, устроились они здесь, на Псху. Но не долго это продолжалось - всего лишь шесть лет…
Всего монашествующих было 300-400 человек. Большинство - монахи Ново-Афонского монастыря, но были и другие монахи, которые, услышав, что есть такое удаленное место, где люди молятся, спасаются, добирались туда через перевалы…
Так они все вместе подвизались. В центре села была церквушка, а монахи еще семь построили по хуторам.
Однажды на Псху появился человек - переодетый чекист по фамилии Шуба. Удивительное совпадение: шуба - то есть личина. Очевидно, он был из бывших семинаристов - прекрасно знал службу, умел читать по-церковнославянски, знал Евангелие и Апостол, Предание святых отцов. Он ходил к монахам как паломник, беседовал с ними.
«Здравствуй, - говорил, например, - отец Сисой, здравствуй родной. Ну, как живешь, как спасаешься?» И они разговаривали за чашкой чая. Никто не мог его вычислить - монахи такой народ доверчивый, как дети. А у него была записная книжка, и он помечал: отец Сисой живет здесь, отец Нектарий здесь… Собрав все сведения, вернулся на побережье и доложил. Вскоре после этого (весной 1930 года) на Псху приходит отряд ЧК. Монахам была дана команда собраться в селении. Пришло 150 человек (а всего было около 300). Их тут же арестовали и поместили в «Варварин домик», который превратили в тюрьму (в центре села).
Река Бзыбь по дороге на Решеву
Путь на Решеву. Торжество Православия, март 2015 г.
Добро пожаловать в королевство Решева, монах Исаакий
Когда я приехал сюда в 1997 году, была жива еще мать Новиковых, старушка, ей было уже за 90. У нее была прекрасная память, и она помнила имена монахов, где кто жил. Она мне рассказывала: отец Нектарий там жил, отец Никандр там, отец Исаакий там… Рассказывала, как их погнали через перевал Доу: седенькие старички-схимники - идти не могут, падают; их тут же расстреливали, а других монахов заставляли их хоронить.
Кто пришел - тех и погнали. Караван был очень большой… Части молодых монашествующих удалось убежать в горы, и они потом рассказывали, как все это происходило…
А отряд ЧК разошелся малыми группами по окрестностям - проверять, может быть, где-то еще кто-то укрылся.
И вот несколько красноармейцев во главе с комиссаром приходят на Решеву. Здесь был скит, от которого до сих пор остались следы - вот яма, где был погреб, там, наверху, был братский корпус. И храмик был - именно на том месте, где сейчас возведен новый храмик - об этом помнил человек, живший впоследствии на этом месте. Комиссар послал красноармейцев в храм, а сам направился в братский корпус. В этот день был праздник. Слышат - в храме служба, кто-то читает, поет, но никого не видят. Храмик маленький, укрыться негде… Они испугались, прибежали к комиссару: «Так-то и так-то, кто-то поет и читает, а самого человека не видно». - «Да вы что, дураки или пьяные?» - отвечает комиссар. - «Да нет, ничего не пили». Идут туда втроем, комиссар заходит, и действительно - человеческий голос поет, читает, служба идет, а самого человека не видно. Комиссар тоже испугался. Страх напал на них, и они убежали: «Пойдем отсюда, а начальнику скажем, что никого не нашли». А в храме действительно служил один из иеромонахов, но Господь его укрыл от глаз богоборцев. Он видел все, а они его не видели. После этого он собрался и ушел. Построил келью в верховьях реки Решевы. Старики-псхинцы знали его келью (а сам он уже, конечно, давно умер). Но молодежь уже не могла ее найти - келья ушла под землю. Прошло много времени, неизвестно сколько он там жил, как. Местные жители помогали ему. Одна местная жительница, уже старенькая, вспоминала, как в детстве мама ее посылала: «Пойди отнеси пирожки в такое-то место, но не дожидайся, а повесь на веточку и уходи». А она, бывало, полюбопытствует, спрячется и смотрит. И вот через какое-то время приходит монашка…
Здесь жили и монашки… Недавно в 50 метрах отсюда упал каштан из двух огромных стволов, в нем - большое дупло. В этом дупле в 1920-е годы подвиг совершала одна монахиня, как преподобный Тихон Калужский. А внизу, ближе к реке, как говорил местный житель, был женский скит.
Когда монахи ушли, здесь поселилась семья с Кубани - Семененко. Место хорошее, земля разработана…
Лес ранней весной. Могилы русских солдат времен Великой Отечественной войны
Мост через Бзыбь около впадения реки Решева
Василий Николаевич Семененко здесь родился, и он еще помнил тот монашеский храм. В нем они хранили челу (стебли от кукурузы, которые служат кормом для скота в голодное время; когда есть другой корм, коровы их не едят, а в голодное время едят). Потом храм пришел в запустение и разрушился. Дед и отец Василия Николаевича умерли, он женился, родилось много детей. Семья большая, школы нет, село далеко (школа на Решеве была в 1930-е годы, затем ее упразднили). И они решили уехать, а это место оставили под пасеку. На Псху построили дом - тот, в котором сестры матушки Серафимы сейчас живут (имеется в виду скит от Параскево-Вознесенского монастыря, что в селении Мерхеул, близ Сухума).
Дом на Решеве построил дед Василия Николаевича - этому дому уже 80 лет. В конце 1980-х годов, когда этот дом стал приходить в негодность, на Псху появились лаврские монахи отец Симон и отец Панкратий (ныне епископ Троицкий, наместник Валаамского монастыря), стали тут подвизаться - вдвоем, втроем, вчетвером. Первую зиму они зимовали на Верхней Битаге, а потом нашли этот домик и попросили хозяина продать его им. Василий Николаевич отвечает: «Братия, я вам не продам, а подарю». И вот туда заезжают монахи… И только впоследствии они узнали, что на этом месте когда-то был скит.
Кому был посвящен скитской храм, неизвестно. Построили точно на его месте новый и освятили в честь великомученика Пантелеимона - как в Русском монастыре на Афоне. Дом отремонтировал отец Симон…
Решева, дом. Здесь живет святой Спиридон (эта надпись - надежное средство от грабителей).
Решева, храм. Пасека
Храм внутри
В летнем балагане. Мастерская
Девять зим отец Симон провел на Грибзе (от Решевы 15 км выше по течению Бзыби) в уединении. Там он построил келью с храмом в честь Иверской иконы Божией Матери. Как на Афоне - келья из двух частей, огородик. Поскромней, чем на Решеве (тут я, можно сказать, барствую [1])... На Грибзе храм появился еще прежде, чем здесь…
В середине 1990-х годов здесь было пять или шесть монахов. Отец Симон и отец Серафим - иеромонахи, в воскресенье и по праздникам служили обычное бдение, а в будние дни - по четкам…
Так судьбами Божиими этот скит, построенный монахами, монахам и отошел через 70 лет. Потом (в 2000 году) отец Симон и другие его сподвижники ушли - меня оставили экономом… Все, что здесь построено - построено до меня, я только поддерживаю.
- Значит, вернутся…
- Не знаю… Судьбы человеческие непростые…
Тропа в горах
[1] В доме недавно появился свет от солнечной батареи, во дворе есть летний балаган, банька, рядом ручей…
Беседа в скиту Решева
с монахом Исаакием
Помыслы - суть слова бесов и предтечи страстей.
Св. Григорий Синаит.
- Природа безстрастна. Человеческое общество страстно. И эта страстность захватывает человека - она имеет некую притягательную силу. И природа имеет притягательную силу, но она учит безстрастию. Помнишь - Робинзон Крузо? Кстати, и православным людям читать ее, мне кажется, было бы очень полезно...
- Мысленная область - это очень интересная вещь. Отец Симон пишет об этом. Когда ты остаешься один, пред тобой открывается целый мир - что-то постоянно в голову лезет… Часто эти непрошенные гости подобны «сухогрузам», нагруженным всякими страхами и мраками, давят как танки, - и ты понимаешь, что от всего этого, как угодно, но надо отбиваться, иначе они тебя раздавят… И в конце концов - обрести мир от помыслов…
- Мир от помыслов - это уже вершина совершенства. Идет постоянная борьба с помыслами, потому что помыслы - это и есть то самое влияние демоническое на нас. Но ведь и разум человеческий может выдать помыслы, и бывают помыслы от Бога. И от Ангела бывают помыслы. Если у человека нет дара рассуждения, он может принять одни за другие. Разобраться в этом очень непросто. Враг и в Христа рядится…
- А отец Симон достиг такого безстрастия, такой степени совершенства?
- Да. Почему у него такая литература мощная?..
Бзыбь. Пешеходный мост через Бзыбь
Все очерки о Псху
здесь