22 мая / 4 июня пострадал за Христа священномученик Михаил Борисов, пресвитер Угличский (†1942)
Священномученик Михаил Борисов родился 7 января 1866 года в селе Сухая Нива Демянского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика Константина Дмитриевича Борисова. Отец его впоследствии стал диаконом. Он сорок восемь лет прослужил Церкви - сорок три года псаломщиком и пять лет диаконом. Его духовник, священник Константин Виноградов, писал о нем: «Это был гигант и по телосложению, и по голосу, не знавший, кажется, усталости; например, ехать и не спать ни на волос 1-3 суток в самую отвратительную погоду и сразу же служить было для него обычным делом... Он обладал громким голосом, поставил себе за правило петь и читать лучше мало, но внятно и при участии души; он всегда разумел, что читал и пел». У отца Константина было пять сыновей и пять дочерей. Сыновья стали священниками в Новгородской епархии. Старший из них - Михаил Константинович.
В 1888 году Михаил окончил Новгородскую духовную семинарию и был назначен псаломщиком в женский Покровский Зверин монастырь в Новгородском уезде. 17 сентября 1889 года он был рукоположен во священника к новопостроенной церкви в селе Кипино Демянского уезда. В 1891 году отец Михаил был переведен служить в Параскевинскую церковь в село Строилово, в 1902 году - в Полновский Успенский женский монастырь в Демянском уезде, а в 1906 году - в Борисоглебскую церковь в Новгороде, где прослужил двадцать лет до своего первого ареста.
Священник Михаил Борисов с супругой Ольгой Ивановной и сыном Василием, около 1894 г.
Отец Михаил был деятельным священником и имел множество послушаний на педагогическом, миссионерском и церковно-административном поприще. В течение десяти лет он состоял благочинным 1‐го округа Демянского уезда, в течение трех лет - членом правления Новгородской Духовной семинарии, три года избирался депутатом на епархиальные съезды от духовенства 1‐го Демянского благочиннического округа. В 1909-1914 гг. был членом Новгородского Епархиального Миссионерского совета, с 1911 года исполнял послушание помощника благочинного 2‐го Новгородского округа.
В 1906 году отец Михаил был награжден наперсным крестом; 30 июля 1917 года возведен в сан протоиерея. Он принимал деятельное участие в религиозно‐нравственных чтениях, проходивших в Новгороде, и в церковно‐общественной жизни города.
6 июня 1917 года на собрании Союза объединения духовенства и мирян города Новгорода протоиерей Михаил выступил с докладом на тему «К реформе прихода»; он сказал тогда, что главной цели приходской жизни - «вести человека ко Христу, к вечному спасению» - должны были служить: «истовое богослужение с переводом богослужебных книг не на русский, а на ново‐славянский язык, с устранением всех непонятных слов и выражений... беседы в храме и вне храма, устройство школьных советов, обществ сестричества... Главное в приходе не право избрания и не заведование имуществом, а борьба с грехом, содеивание своего спасения». Близкие отца Михаила вспоминали, что прихожане любили и уважали священника за то, что он всегда с радостью им помогал.
Протоиерей Михаил (сидит рядом с матушкой Ольгой)
После прихода к власти безбожников начались гонения. В 1926 году отец Михаил был арестован и пробыл в тюрьме двадцать дней. В 1931 году священник с семьей был выселен из дома.
В 1933 году Новгородское ОГПУ начало дело против религиозно‐трудового Братства, которое возглавлял епископ Макарий (Опоцкий), живший в это время в Новгороде на положении ссыльного. Братство имело неофициальный характер и включало в свой состав немногим более двадцати человек, которые молились вместе с епископом Макарием, трудились на своих послушаниях и часть средств передавали Братству, откуда они жертвовались по мере необходимости нуждающимся - бедным и находящимся в заключении.
20 апреля 1933 года были арестованы и заключены в новгородскую тюрьму все члены Братства во главе с епископом Макарием, а вместе с ними и многие авторитетные священники города. В их числе был арестован и протоиерей Михаил Борисов; ему шел тогда шестьдесят восьмой год.
Протоколы следствия вполне достоверно передают слова отца Михаила, которые послужили поводом к его осуждению; для верующих же они являются свидетельством ясного христианского понимания происходящего в стране, верности Христу и своему священническому долгу, мужества в исповедании веры, спокойной преданности Промыслу Божию о святой Церкви, стране и каждом человеке.
«Я враждебно настроен к советской власти, - Михаил, - что она устраивает гонения на религию, духовенство облагает непосильными налогами, дерет с него последнюю шкуру, вообще духовенству не дает никакого житья. Советская власть все духовенство поставила вне закона. Советская власть духовенство и вообще верующих сажает невинно в тюрьмы и ссылает на Север, заставляет без вины переносить страдания, голод и холод. Советская власть нам совершенно ничего не дала, кроме слез и страданий. Имея такие взгляды, я не мог сочувственно относиться к советской власти и спокойно, молча все переносить. Я вышеперечисленные свои взгляды высказывал среди верующих, что теперь не стало никакого житья, кругом на верующих идет гонение, отбирают последний кусок хлеба... советская власть стала грабить живого и мертвого. Я также говорил во время церковной службы антисоветские проповеди, что советская власть - есть власть антихриста, которая послана Богом за тяжкие наши грехи, и что скоро настанет время, когда сойдет Христос на землю и погонит всех этих антихристов и дьявольскую силу... Я и сейчас остался таких же убеждений, что, долго ли, коротко ли, но власть антихриста должна будет заменена другой, Божьей властью, или же советская власть должна будет переменить свою политику в отношении Церкви, то есть прекратить гонения. Я знаю, что епископ Макарий и мой сын... оказывали материальную помощь семьям невинно пострадавших от советской власти… Я, как благочинный, собирал деньги от приходов и посылал в Ташкент высланному невинно митрополиту Арсению [Стадницкому], и вообще мы материально помогали сосланному духовенству... В личных своих беседах и проповедях проводил антисоветскую агитацию, так как с существованием советской власти примириться не могу».
19 мая священник был осужден тройкой ОГПУ Ленинградской области, приговорен к ссылке на три года и запрету проживания в Москве, Ленинграде, Новгороде и пограничной полосе. Он был выслан в город Углич Ярославской области. Отец Михаил служил в храме Вознесения Господня.
В ссылке
Во время служения в Угличе он был награжден очередной наградой - палицей. Прихожане писали ему по поводу этого награждения: «Мы, прихожане святого храма сего, поздравляем Вас с высокой наградой - дарованной вам палицей. Палица - это духовный жезл в Ваших руках, охраняющий паству Вашими молитвами и заботами от всякого житейского соблазна. Господь Бог наш дал нам великую радость видеть Его благоволение к Вашим молитвенным трудам о нас, грешных. Вы неустанно молитесь, большую часть своего времени проводя в молитве дома и в храме, твердо исполняя заповеди Господа нашего Иисуса Христа...»
В Угличе отец Михаил жил в постоянной нужде. В 1933 году по результатам медицинско-экспертной комиссии, он был признан инвалидом 3-ей группы. 13 ноября 1933 года его супруга Ольга Ивановна подала заявление в Новгородское управление ОГПУ с просьбой разрешить отцу Михаилу возвратиться домой. Она писала: «Так как нам, болезненным старикам, было бы весьма горестно умереть вдали друг от друга, то я покорнейше прошу Новгородское ОГПУ предоставить мужу моему право возвращения на жительство в Новгород...» На это прошение она получила отказ. Их дочь Анна Михайловна несколько раз ездила к отцу в Углич. Но отцу Михаилу уже не суждено было вернуться в Новгород и увидеть свою семью.
Церковь Вознесения Господня на могилицах, г. Углич, 1930-е гг. Разрушена в 1938 г.
В Вознесенской церкви города Углича отец Михаил служил до 1937 года, когда началась очередная волна гонений на Церковь, унесшая «по разнарядкам» тысячи жизней священнослужителей, осужденных «тройками» без вины, по измышленным фантастическим обвинениям.
28 октября 1937 года отец Михаил был в третий раз арестован по обвинению в «принадлежности к антисоветской церковно-монархической группе и проведении террористической деятельности» и отправлен в Ярославскую тюрьму. 5 ноября 1937 года он был осужден на десять лет лагерей, находился в заключении в Областной исправительно-трудовой колонии города Ярославля, где скончался 4 июня 1942 года.
Священномученик Михаил включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года.
Два сына священномученика Михаила, Василий и Владимир, стали священниками и, последуя стопам отца, пострадали за Христа. Отец Василий был расстрелян в Ленинграде 24 ноября 1937 года, отец Владимир - 14 марта 1938 года.
Правнучка отца Михаила, дочь отца Василия, Надежда Ивановна, в 1990-е годы была помощником старосты церкви Бориса и Глеба в Плотниках, где ее прадед отец Михаил прослужил 27 лет. Ее сын протоиерей Игорь Бойцов - ныне благочинный Валдайского округа Новгородской епархии.