3 /16 декабря Церковь чествует память исповедника Георгия (Седова), старосты Воскресенского собора города Тутаева (Романова-Борисоглебска), духовного сына и помощника священноисповедника епископа Ковровского Афанасия (Сахарова) (+1960)
Исповедник Георгий (Егор Егорович Седов) был одним из бесчисленного сонма русских людей, которые в годы тяжких испытаний XX века сохранили верность Православию, ясность, цельность и простоту души. Их крепостью устояла Россия.
Епископ Афанасий (Сахаров) и Е. Е. Седов
Родился он в 1883 году в семье крестьянина Егора Седова в деревне Чурилово Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии. У него было две сестры - Мария и Евдокия. В семье свято хранились православные устои, Седовы были прихожанами Покровской церкви села Лыково, находившегося в трех километрах от их деревни. Часто Егор Седов с семьей ездил и во Владимир, чтобы помолиться в Успенском соборе. Гостеприимный дом Седовых часто посещали священники и монахи.
В 1907 году Егор Егорович женился на девице Анастасии Степановне. В их семье было пятеро детей: четыре дочери и сын. Егор Егорович был высокого роста, крепкого сложения и здоровья. Хозяйство у него было большое: две лошади, корова, огород, пасека. Трудились всей семьей, дети помогали взрослым.
С родителями
После революции начались гонения на духовенство и верующих мирян. В доме Седовых находили приют священнослужители и монахи, изгнанные из храмов и монастырей, жили порой подолгу, молились в тишине на удаленной пасеке.
Кто любит Христа и соблюдает Его заповеди, того Господь не оставляет на скорбной стезе его жизни (ср. Ин. 14, 23). В укрепление Своему верному служителю Господь послал надежного и ведущего пути Божии кормчего - священноисповедника Афанасия (Сахарова). В начале 1920-х годов Егор Егорович стал духовным сыном отца Афанасия - в то время еще священноинока, настоятеля Владимирского Богородице-Рождественского, а затем Боголюбского монастырей. 27 июня 1921 года архимандрит Афанасий был хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии, и вскоре затем начался его исповеднический путь. Егор Егорович принял на себя заботу о Владыке, который за 33 года своего архиерейства лишь пять с половиной лет провел на свободе. В годы, когда епископ Афанасий находился «в узах и горьких работах» или в изгнании, он постоянно переписывался с ним, посылал ему необходимые вещи, продукты, деньги, когда было возможно, ходатайствовал об облегчении его участи. Сохранились письма исповедника Георгия к Владыке Афанасию, исполненные чувства сыновней любви: «Христос посреди нас, наш родной и дорогой папочка, приветствую с праздником…»; «Дорогой наш возлюбленный Преосвященный Владыка!..»
В 1920-е годы Егор Егорович был избран старостой Лыковской церкви. В коротких промежутках между тюрьмами и ссылками Преосвященный Афанасий жил во Владимире. В эти непродолжительные периоды, когда позволяли дела, Владыка приезжал в Чурилово к Седовым, благословлял детей, учил их молиться, служил в лыковской Покровской церкви. Благодаря преданности Православию Владыки Афанасия и твердости старосты и прихожан лыковский храм никогда не был обновленческим.
В один из таких приездов, в день ангела Егора Егоровича, епископ Афанасий служил в Лыково и произнес проповедь. Он говорил о мужестве исповедания веры, о верности Христу, упомянул и о неприятии обновленчества. В январе 1926 года, когда Владыку в девятый раз арестовали, эту проповедь поставили ему в вину. Владыка Афанасий сообщал из тюрьмы своей матери, что следователь предлагал ему указать свидетелей, которые опровергли бы предъявляемое ему обвинение в антисоветской агитации. «Я, конечно, никого не указал, - писал Владыка, - зачем заставлять людей волноваться. Но если бы там кто-нибудь нашелся добрый человек, который бы не побоялся бы явиться в это прекрасное учреждение и опровергнуть донос, это было бы очень важно. Может быть, как-либо сумеете дать знать в Лыково». В Лыково «добрый человек» нашелся. Прихожане лыковской церкви решили ходатайствовать об освобождении епископа Афанасия, Егор Егорович отвез прошение во Владимир. По этому ходатайству следственное дело было прекращено, и Владыка освобожден.
В колхозы Егор Егорович не вступал, трудился на своем хозяйстве, которое по советским меркам оценивалось как «середняцкое». Помогал священнослужителям, находившимся в тюрьмах, и голодающим священникам на приходах: развозил мед со своей пасеки, картофель и другие продукты.
Но настали времена, о которых Господь сказал: «Предаст же брат брата на смерть» (Мф. 10, 21). Евангельская жизнь Егора Егоровича и благополучие его семьи вызывали неприязнь нечестивых людей, поддавшихся влиянию времени, даже родственников. По зависти и зложелательству двоюродного брата, который служил уполномоченным от сельсовета, в 1932 году на Егора Егоровича был наложен непосильный, заведомо завышенный продуктовый налога, который он выплатить не смог. В результате семья лишилась всего имущества (была «раскулачена»), а сам исповедник был арестован и год провел на принудительных работах.
Семье пришлось уехать из родного села. Сначала они поселились в Ярославле, а потом переехали в город Тутаев. После освобождения Егор Егорович три года работал пастухом в деревне Козлово Ростовского района Ярославской области и на заработанные деньги выкупил в Тутаеве дом для своей семьи. Он стал жить здесь с женой и двумя дочерями, устроился конюхом на фабрике «Тульма». Тутаевский дом Егора Егоровича также был открытым для изгнанных монахов и репрессированных священников. Сюда любили приходить и нищие, и Анастасия Степановна их кормила.
Живя в Тутаеве, Егор Егорович познакомился с нелегальной общиной при Успенском храме в селе Котово Угличского района. Деятельной участницей этой общины была исповедница Ираида Осиповна Тихова, а 1942 году в ее доме в Котово поселился священноисповедник епископ Кинешемский Василий (Преображенский), который организовал здесь евангельский кружок и совершал тайные богослужения. В 1939 году церковь была закрыта, тогда стали служить в баньке при доме Ираиды Осиповны, где был устроен небольшой храм. В этих богослужениях принимал участие и иеромонах Дамаскин (Жабинский) - келейник епископа Афанасия.
В ноябре 1943 года по доносу были арестованы участники тайной общины в Котово. 24 декабря 1943 года их участь разделил и Егор Егорович. Он был заключен в Ярославскую тюрьму. Следствие длилось одиннадцать месяцев. Исповедника подвергали многочасовым допросам. От него добивались признания в антисоветской деятельности и сообщения имен знакомых «церковников». Егор Егорович виновным себя ни разу не признал и называть имена своих знакомых отказывался - чтобы не стать для них виновником непосильных испытаний, которые могли бы их сломить (этот мотив мы находим и в приведенном письме епископа Афанасия 1926 года).
1954 г.
Рассматривая следственные дела верующих 1930-1940-х, следует учитывать, что переходящие из дела в дело с небольшими вариациями «протокольные» обвинения в «антисоветской деятельности», в «нелегальном сотрудничестве» с другими исповедниками, «участии в работе контрреволюционного подполья», в проведении «нелегальных религиозных обрядов» парадоксальным образом заключают в себе свидетельства о евангельской жизни и исповедническом подвиге страдальцев за Христа. Отрицая ложную (политическую) сторону предъявленных ему обвинений, исповедник Георгий ни одним словом не отрекся от главного в его жизни - служения Богу и Церкви. Напротив, своим бесстрашием пред лицем испытаний и ровным, спокойным исповеданием он свидетельствовал о подлинности своей веры во Христа, о ее истинности и действенности во все времена.
Следствию так и не удалось собрать хотя какие-нибудь основания для его осуждения, и Егора Егоровича освободили.
Воскресенский собор г. Тутаева
В 1950-х годах Егор Егорович стал старостой Воскресенского собора в Тутаеве. Это служение принесло ему много тяжелых искушений и скорбей.
У стен Воскресенского собора
Егор Егорович Седов не задолго до своей смерти. В верхнем ряду его дочери Серафима - слева и Анфиса - справа
Еще до своего ареста Егор Егорович прилагал усилия, чтобы облегчить участь своего духовного отца Владыки Афанасия, проходившего непрерывную и нескончаемую череду лагерей и ссылок, - он старался перевести его к себе в Тутаев. Но лишь в марте 1955 года ему удалось забрать совершенно больного епископа Афанасия из Зубо-Полянского дома инвалидов, взяв его на поруки. Владыка прожил в его доме до конца октября, окруженный любовью и заботой домочадцев, а затем переехал в поселок Петушки, недалеко от Владимира, где прожил последние семь лет своей жизни. В этот период продолжалась их переписка. Егор Еорович писал епископу Афанасию обо всех своих делах и бедах, и Владыка помогал советом, делом и молитвой.
Икона Спасителя в Воскресенском соборе
В 1959 году во время ремонта храма на Егора Егоровича упали 3 связанные между собой лестницы. В течение года он тяжело болел, у него образовались незаживающие нарывы и водянка. Исповедник терпеливо нес эти последние в его жизни страдания, чая скорого отшествия "домой, где лучше". Перед кончиной ему было явление Ангела. Он скончался 16 декабря 1960 года. Во время отпевания, совершавшегося в Николин день, 19 декабря, по храму летала бабочка, садясь то на икону Спасителя, то на руки усопшего, появилась она и на поминках в доме, и на сороковой день по кончине праведника. Видела это дочка Егора Егоровича Серафима. На вопрос: "Какая была эта бабочка?" Серафима Егоровна ответила: "Красивая"...
В 2000 году исповедник Георгий был прославлен в лике святых. 1 декабря 2001 года его честные мощи были обретены на городском кладбище Романова-Борисоглебска (Тутаева) и на руках перенесены в Воскресенский собор. Здесь они покоятся и сейчас, почитаемые прихожанами и всеми, кто чтит память святого Георгия и его духовного наставника святителя Афанасия.
Рака с мощами исповедника Георгия в Воскресенском соборе
Источники:
Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Рыбинск, 2017. Ч. 1. А-Л.
Святые земли Ярославской. Календарь памятных дат Ярославской митрополии. Рыбинск, 2017.
Менькова И. Г. Исповедник Георгий Седов // Таких рождает наша вера. Избранные жития новых мучеников и исповедников Российских. М., 1913. С. 282--303.
Базе данных ПСТГУ. Эл. ресурс:
http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuFdOGicW03cuvU66KXfi0iceXb** В тот же день Церковь чествует память священномученика Николая Ершова.
Священномученик Николай (Николай Николаевич Ершов) родился 14 апреля 1888 года в селе Рюминское Александровского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. Учился в Андреевской трехклассной сельской школе. В 1912 году был рукоположен в сан диакона, а после революции - во иерея к церкви села Павловская Пустоша Александровского уезда.
В 1931 году отец Николай был переведен в село Романово Переславского района Ярославской области. В 1936 году назначен настоятелем храма Рождества Богородицы села Городище. Отец Николай ревностно исполнял свои пастырские обязанности, наставляя прихожан в православной вере и верности Церкви.
18 октября 1937 года священник был арестован. Приговор был составлен на четыре дня раньше ареста - 14 октября - восемь лет лагерей. 16 декабря 1937 года отец Николай умер в лагере при неизвестных обстоятельствах. Похоронен в братской могиле.
Священномученик Николай Ершов прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в 2000 году.
Источники:
Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Рыбинск, 2017. Ч. 2.