5 октября Церковь празднует память священномученика Вениамина, епископа Романовского (+ 1932)
Священномученик Вениамин, епископ Романовский, викарий Ярославской епархии - в миру Василий Константинович Воскресенский - родился 15 января 1871 года в селе Переславцево Угличского уезда Ярославской губернии в многодетной семье священника. Отец его служил в Троицкой церкви и трудился на ниве народного образования. Начальное образование будущий священномученик получил в школе, располагавшейся в их доме, которую основал его отец. Василий с детства пел на клиросе, а в годы учебы в семинарии нес послушание регента хора.
Церковь Живоначальной Троицы с. Переславцево, 2007 и 2017 гг. Ныне действующая.
Он окончил Духовное училище, в 1892 году - Ярославскую духовную семинарию, а в 1896 году - Московскую духовную дкадемию со степенью кандидата богословия. В 1898 году Василий Константинович был назначен инспектором Кутаисской Духовной Семинарии, где также преподавал русскую литературу и историю. В 1901 году он был переведен в Тифлисскую Духовную Семинарию и в Тифлисе окончил императорское музыкальное училище по классу теории музыки. В 1908 году Василий Воскресенский был назначен преподавателем Вятской Духовной Семинарии, через год переведен в Вологодскую семинарию. С 1911 года - преподаватель Священного Писания Ярославской Духовной семинарии, где также руководил семинарским хором. Он принял деятельное участие в учреждении стипендии для бедных студентов семинарии, участвовал в развернувшейся в церковной прессе полемике о богослужебном пении: должен ли церковный хор состоять из профессиональных певцов или нужно стремиться к общенародному пению, быть ли церковным напевам унифицированными или сохранить местные различия? Василий Воскресенский отстаивал ценность местных традиций, считал, что церковное пение должно возводить души молящихся к высоким предметам богослужения. Помимо организации хора в семинарии он создал церковный хор в родном селе Переславцеве. В 1915 году Ярославский архиепископ святитель Агафангел (Преображенский) организовал проповеднический кружок, в который пригласил наиболее авторитетных и талантливых пастырей-проповедников, преподавателей семинарии, в том числе и Василия Воскресенского. На участниках кружка лежала обязанность произносить проповеди за богослужениями. С 1916 года Василий Воскресенский в течение 3 лет преподавал в Ярославской железнодорожной школе, в том же году был назначен членом издательского отдела епархиального просветительского братства святителя Димитрия, в начале 1917 года ему было поручено принять участие в разработке проекта нового устава братства.
В 1918 году семинария была закрыта. 1 октября 1919 года Василий Константинович был принят учителем в 1-ю светскую общеобразовательную школу 2-й ступени Волжского района. Преподавал в старших классах русскую литературу, в младших - пение. В 1919 году собрание духовенства и мирян Ярославской епархии избрало его членом епархиального совета от мирян.
4 июня 1921 года съезд духовенства и мирян Тутаевского уезда избрал Василия Константиновича Воскресенского кандидатом на открывающуюся викарную кафедру епископа Романовского. По представлению святителя Агафангела, митрополита Ярославского, это избрание было утверждено св. Патриархом Тихоном. В том же году он был пострижен в монашество с именем Вениамин и 9 октября хиротонисан во епископа Романовского, викария Ярославской епархии (позже викариатство было переименовано в Тутаевское). Епископ Вениамин стал одним из ближайших помощников митрополита Агафангела. Верующими он почитался как ревностный архиерей, молитвенник, старец, прозорливец и имел много духовных чад.
В 1922 году в Ярославле было организовано обновленческое епархиальное управление, развернувшее активную деятельность. В июне 1922 года ОГПУ арестовало митрополита Агафангела, надеясь, что вся церковная власть в епархии перейдет к обновленцам. Однако православное духовенство осудило раскольников и в многочисленных письмах и прошениях заявляло о подчинении Романовскому епископу Вениамину. Вскоре Владыка Вениамин был арестован (формально «за хранение штампов и бланков» - видимо, тех духовных заведений, сотрудником которых он являлся до революции) и заключен в ярославскую тюрьму в Коровниках. 15 октября 1922 года в Ярославле состоялось собрание духовенства и мирян, в котором приняло участие более 3 тысяч человек. Собрание заявило о своей верности Православию, об отвержении обновленческого ВЦУ и постановило признать правящим епископом Вениамина Романовского. Несмотря на то, что епископ находился в тюрьме, власти попытались обвинить его в организации собрания, но доказать этого не смогли. Владыка был осужден по ложному обвинению в «использовании религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти» и приговорен к 7 годам лишения свободы. В 1926 году, по амнистии к 5-летию советской власти епископ Вениамин был освобожден и возвратился на кафедру. В 1926 года он назачен временно управляющимРыбинским викариатством с титулом епископа Тутаевского.
Владыка возобновил служение, часто посещал сельские приходы своего викариатства, везде произносил проповеди. Для усиления проповеднической деятельности, в которой теперь из-за отсутствия школ сосредоточилось все христианское просвещение, он брал с собой во время объездов викариатства наиболее одаренных проповедников. Во время одной из поездок вечером 12 июня 1927 года владыка Вениамин был арестован в городе Пошехонье и заключен сначала в пошехонскую, а затем в ярославскую тюрьму. По словам архимандрита Павла (Груздева), по пути в Ярославль конвоиры епископа Вениамина задержались в Тутаеве, где водили его по улицам, предварительно обрив наполовину голову, осыпая оскорблениями и побоями.
23 сентября 1927 года особым совещанием при Коллегии ОГПУ Владыка Вениамин был приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан с последующим лишением права проживания в центральных областях и прикреплением к определенному месту жительства на 3 года. Этап длился 4 месяца. Срок он отбывал сначала в поселке Джамбейта Уральского округа. Во время заключения перенес инсульт с парализацией правой стороны тела. Осенью 1928 года переведен в село Каратюбе, удаленное от ближайшей железнодорожной станции на 241 км. В то время здесь отбывали ссылку и другие заключенные, среди них - преподобноисповедник Георгий (Лавров), старец-архимандрит московского Данилова монастыря, с несколькими своими духовными чадами, помогавшими ему. Между ссылными епископом, священносдужителями и верующими наладилось доброе общение при соблюдении должной осторожности, они взаимно поддерживали друг друга и материально, и духовно.
Коротенькое письмецо епископа Вениамина от марта 1930 года в Москву к духовной дочери отца Герогия Зинаиде Осколковой хорошо передает обстановку и настроение ссыльной жизни в удаленном киргизском поселке, простоту и сердечность отношений, благодушие, с которым владыка переносил испытания: "Многоуважаемая Зина! Благодарю за память о моем 14 январе [день Ангела сщмч.. Вениамина]. Своевременно получив привет, не своевременно отвечаю. Извините. Ныне все надо извинять у каратюбинского «кунанка» (гостя). Знание киргизского языка продвигается вперед очень медленно, по нескольку слов в год. Идет у нас сейчас разброд шабра. Где останавливается председатель Казахстана, хозяюшки того дома уже нет в доме. Дом стал не ее. Муллы также не стало. Отца забияки Махмута в бывшем доме уже нет. Дом с садиком из саксаула хозяина своего потерял. Но сад и камень при нем, а Максимыч при камне. Проспектная Каратюба разъезжается, дома переходят в казенное владение. У нас был здесь большой спрос на просо. Оно-то и явилось причиной перехода. Хозяин еще торопится, (перестань смеяться), магометане почему-то обратили внимание на предмет их не касающийся..."
Кара-Тюбе. Рисунок З. Осколковой.
В ссылке епископ Вениамин поддерживал активную переписку со своей паствой, окормлял духовных чад, вникал в возникавшие административные проблемы. В связи со смущением, возникшим после публикации Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и Священным Синодом «Декларации» 1927 года, Владыка Вениамин, разъясняя пастве свою позицию, в 1928 году писал из ссылки: «Каноны говорят: нельзя Предстоятеля Церкви судить без суда Церкви. Если его пока нет, то пребудь в терпении, и уповании, и чаянии грядущего суда; он будет или через Собор или, по невозможности его, через консенсус, какой состоялся об обновленцах. Митрополит Агафангел, находясь в преддверии смерти, не решился выступить с судом (отделение означает именно суд) без суда Церкви. Я тоже не решаюсь и боюсь. Я повинуюсь митрополиту Сергию. Это не означает, что я соглашаюсь с Декларацией... Я с ней не соглашаюсь, я против нее, я осуждаю ее. Я не «мирюсь» и не «соглашаюсь» с митрополитом Сергием и считаю его виновным, а просто повинуюсь. Я хочу быть послушным Церкви и ее канону: без суда не суди. Я боюсь выступить с судом без суда Церкви. Кто поступает лучше - предоставляю решить церковному сознанию».
В конце 1929 года в Тутаеве, как и по всей стране, начались массовые аресты. Верующих обвиняли в создании «контрреволюционных организаций», помощи ссыльному духовенству. В материалы следствия попали письма Владыки Вениамина, изъятые при арестах. Следствие, составляя обвинительное заключение, 18 февраля 1930 года сделало вывод о необходимости «привлечь к ответственности через соответствующие органы находящегося в ссылке епископа Вениамина Воскресенского за распространение антисоветской переписки». В марте 1930 года в ОГПУ в городе Уральске было начато дело против духовенства Михаило-Архангельского собора и верующих. 30 марта 1930 года Владыка был вызван из Каратюбе и 4 апреля доставлен в Уральский политизолятор. По тому же делу арестовали еще 29 человек. Владыку, как епископа, ОГПУ сделало главным обвиняемым по делу. Протоколы допросов так отразили позицию Владыки по сути предъявленного ему обвинения в "агитации среди заключенных" и "руководстве контрреволюционной церковной организацией в Каратюбе": «Я борюсь с безбожием советской власти, жалуюсь на это безбожие, но убежден, что это не означает призывание к свержению советской власти как государственной власти. В моем понимании религия и государство - два разных института».
Следствие продолжалось около года, доказательств "вины" не нашлось и дело епископа Вениамина приобщили к делу "ИПЦ", обвинив его в сотрудничестве с лицами, которых он никогда не видел и церковную позицию которых не разделял.
16 марта 1931 года он был обвинен в принадлежности к "организации Истинно-Православная Церковь", возглавлявшейся Гдовским епископом Димитрием (Любимовым) и заключен в лагерь близ Красноводска. 5 октября 1932 года он скончался в лагере.
Священномученик Вениамин был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.
Храм во имя сщмч. Вениамина Романовского в г. Романове-Борисоглебске
4 октября 2019 г.
Источники:
Страж Церкви Христовой. Священномученик Вениамин (Воскресенский). Жизненный путь, письма, документы /Сост. епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов), И. Г. Менькова. Рыбинск, 2018.
Все мы - Христовы. Священнослужители и миряне земли ярославской, пострадавшие за веру Православную в гонениях 1918 - 1953 годов. Кратие биографические сведения. Ч. 1: А-Л. Ярославская митрополия РПЦ, 2017. С.188-191.
Игумен Дамаскин (Орловский). Священномученик Вениамин (Воскресенский) (житие и письма) // «Реутов православный», № 2(8), февраль 2005 г.
База данный ПСТГУ.
Тропарь сщмч. Вениамину Романовскому, глас 2:
В годину тяжких испытаний, егда Церковь Христова, яко злато в горниле страданий, очищашася, новыя мученицы и исповедницы явилися в земле Ярославской, и ты, яко луч пресветлый, возсиял еси солнца Правды Христа, сподвижниче святителя Агафангела, избранный народом града Романова во епископа, благочестно и верно упасал еси стадо Христово, священномучениче Вениамине, священномучениче Вениамине, сохраняй ныне и нас твоим предстательством, отче преславный.
Кондак, глас 8
Яко лучезарное светило, возсиял еси в Церкви Христовой, во мраке безбожия верным и неверным освещал путь в Царствие Небесное, идеже в велицей славе ныне сияеши в сонме новомученик Российских, архиереев похвало, святителю Вениамине, моли спастися душам нашим.
Из писем сщмч. Вениамина (Воскресенского)
1928 г.
...Слышу я, что у Вас в Романове происходят разделения. После смерти митрополита Агафангела некоторые отделяются от епархиального епископа, недовольные владыкой Варлаамом - что он состоит в единении с митрополитом Сергием, и сами хотят отходить от митрополита Сергия и присланного им в Ярославль архиепископа Павла. Смута эта ничем не обоснована и весьма странна для взрослых людей. До смерти митрополита Агафангела они не отделялись от митрополита Сергия, а по смерти вдруг задумали отделиться. Разве произошло у митрополита Сергия что-либо новое? Совершенно ничего не случилось. И отделение совершенно самочинное. Враг Христа сеет раздоры в Церкви Христовой. Господь Спаситель пред самой смертью молился Отцу Своему Небесному, чтобы Церковь была едина, с единым Богом, с единой верой, с единым Пастырем. Диавол стремится разрушить единство Церкви Божией, наполнил Ее враждой, разделениями, злобой. И тогда, надеется диавол, рухнет все дело Христово. И люди идут навстречу этим стремлениям и усилиям врага Христова. Чтобы отделиться от епископа Церкви, надо указать вину. Этой вины до смерти митрополита Агафангела они не указывали. Откуда взяли ее после смерти, если нового ничего не произошло? По канонам церковным надо объявить вину перед установленным в Церкви органом. Он должен исследовать ее, должен потом осудить и после суда так или иначе отнестись к виновнику. Без заявления, без исследования, без суда, совершенно самочинно начали вдруг отделяться от главного епископа Русской Церкви. Эти новые самочинные повторяют обновленцев, и сами становятся такими же обновленцами. Пастыри Церкви, которые первые должны дать пример послушания Церкви, поддались наветам врага Христова...
...Патриарх Тихон разрешил одно время не называть его имени на церковных возглашениях. Это - «икономия», допустимая и к митрополиту Сергию. Поминание митрополита Сергия не обязательно канонически, но можно сказать, что при признании его - морально обязательно. Но если имя его временно связывается с Декларацией, бесславящей Церковь, и поэтому вызывает смущение, то допустимо непоминание его по «икономии». Так я понимаю дело о митрополите Сергии. Здесь мы не отделялись от него и все время не прекращали его поминовения. Декларацию я считаю пятном, запятнавшим нашу Церковь и причинившим ущерб славе Православной Церкви. Когда вышла Декларация, раздались протесты, показавшие, что Церковь, в отношении Декларации, не с митрополитом Сергием. Только очень малая часть одобрила его акт, но не вся Церковь, сохранившая свое прежнее православное лицо. Но после такого акта можно ли защищать митрополита Сергия? Здесь по канону мы требуем отделения от виновного. Но можно ли утверждать, что Декларация содержит в себе ересь? Наша Церковь об этом еще не сказала ни слова. Наблюдается по этому предмету разделение: одни одобряют или не находят ничего особенного, другие порицают, приравнивая в отдельных случаях акт митрополита Сергия к ереси, к измене Православию. Такое разнообразие суждений свидетельствует о недостатке ясности в понимании и определении подлинного качества Декларации. В большинстве взглядов Декларация составляет грех не в области догмата, а в области морали. Декларация не ересь, а скорее духовно-нравственное преступление. Но совершенства нет на земле, нет власти, которая бы не грешила. Грешит и человек власти, один более, другой менее. Но этот грех не уничтожает власти и не составляет фактора, лишающего ее носителя права быть членом Церкви. Поэтому и митрополита Сергия терпеть можно, в особенности по обстоятельствам времени, в особенности при отсутствии ясного общего голоса Церкви о подлинной духовной природе его акта, каковой взгляд быстро сложился в Церкви, например, об обновленчестве. Когда сможет высказаться такой ясный голос Церкви, тогда и последует общее суждение. Церковь знает прецеденты в своей истории, аналогичные нашему случаю. 5-й Вселенский Собор имел суждение о трех лицах и их сочинениях, это - Ива Едесский, блаженный Феодорит и Феодор Мопсуэстский. Последнего Собор осудил - как самого Феодора Мопсуэстского, так и его сочинения. О первых двух суждения собора были иные: Собор осудил сочинения, но принял самих авторов - Иву Едесского и блаженного Феодорита. Подобное отношение, по-видимому, устанавливается в большей части Русской Церкви и по отношению к митрополиту Сергию. Будь Собор - несомненно, митрополит Сергий, лишенный доверия, «был бы заменен» другим, но, можно с уверенностью думать, не лишен бы был церковного общения. Нет оснований исключать его из церковного общения и теперь, а значит, нет основания совершать отделение. Так как Собора нет, то можно, по крайней мере пока, допустить его и как представителя власти - здесь может иметь место церковная «икономия». Не отделение, а скорее допустима отставка митрополита Сергия, но по обстоятельству времени нет структурной возможности произвести такую «отставку», и поэтому икономия Церкви говорит о продолжении пребывания митрополита Сергия в звании носителя власти....
Об обновленцах
...К обновленцам не ходите. Они только носят облачения и одеяния священнические, но они не священники. Незаконная жена с виду совершенно одинакова с законной. Однако, большая разница: одна - законная и благословенная Богом супруга, другая - простая сожительница и блудница, а вовсе не жена. Ребенок крещенный и не крещенный с виду одинаковы, однако между тем и другим огромная разница: один - христианин, облагодатствованный Богом Духом Святым; другой - безбожник, язычник, лишенный освящения Духа Святаго. Так и обновленцы. С виду у них и ряса, и риза, и служат так же. Но по существу огромная разница: православный священник имеет благодать священства, обновленец - пустой, ничего не имеет, он не священник...
О Декларации митрополита Сергия и Синода и о церковной смуте
Пересылал назначенных Патриарх Тихон, назначал митрополит Петр, назначал и митрополит Сергий. До 1927 года все эти назначения принимались повсюду мирно, покойно, с полным послушанием пославшему. Между главой и телом Церкви, между первосвященниками и Церковью было полное единение веры, любви и мира.
Почему ныне последовало разъединение? Прежде всего причиной того разъединения послужила знаменитая Декларация митрополита Сергия. Декларацией достоинству Церкви, церковному единению и миру нанесен был сильный удар, тело Церкви испытало глубокое потрясение. Произошли волнения,
протесты, распри, отделение, вражда. Церковь стала на «страже». Доверие к митрополиту Сергию поколебалось, у многих и совсем утратилось. Заподозрено было его православие, встал вопрос: достоин ли он стоять во главе Церкви? Мир в Церкви и теперь не восстановлен, связь тела с главой в ослаблении,
в расстройстве. Митрополит Сергий начал предприятие сложное и трудное по своей духовной основе. В целях упорядочения гражданского положения Церкви в современном государстве митрополит Сергий совершил опыт беспримерный в истории Церкви, опыт соприкосновения двух взаимоотрицающих стихий -
Царства Божия и царства безбожия, Царства Христа и царства антихриста. Митрополит Сергий всегда отличался известной гибкостью своего ума. Здесь он перешел ее меры и стал ее жертвой. Декларация поставила Церковь в такое отношение к современному государству, какого Она принять не может, оставаясь Церковью. Наше государство открыто перед всем миром начертало на своем знамени - безбожие и борьба с религией, с Православием в особенности. Борьба до победного конца, до полной смерти религии. Церковь никогда не может сказать такому правительству: «Я с нашим правительством», безбожному народу: «Я с нашим народом». Церковь никогда не может сказать: «Радости и успехи нашей гражданской родины - наши радости и успехи, неудачи ее - наши неудачи»...
...Наше государство совершает первый опыт в мире. Ступенями ниже происходит подобный процесс в других государствах - там, где имеется уже отделение Церкви от государства. Атеизация человечества разрастается. Неведомы ее пределы. Идеологически исход для христианства в атеистическом государстве - уход из мира, из атеистического государства. (Но куда? Некуда.) Христианину остается скорбеть и терпеть, покоряться действительности. Покоряться не идеологически - он хранит свои принципы как святыню. При
наличной действительности это хранение - идея его жизни. Какой смысл? Христианин верит в Промысл. Бог ведет человека неуклонно к поставленным целям мироздания. Совершившееся - не мировой случай. Оно - акт, Вам попускаемый, мудрый и благой. Боготворческая эволюция ждет хранения и защиты христианского знамени - это необходимое звено и фактор той эволюции. Измена знамени, отклонение в сторону, ослабление знаменосца в хранении знамени - угрожает отступлением и исключением из цепи эволюции, богоцарственной истории спасения. В словах митрополита Сергия прозвучала измена христианскому знамени, потому-то Церковь забила тревогу. Она ужаснулась восставшего призрака. Ужаснулась за судьбу русского Православия, за место его в богоспасении...