Святые дня: Батюшка, Вас ждут Московские, Вяземские, Тульские, Белевские и прочие народы...

Oct 23, 2017 09:34

Преподобный Амвросий, старец Оптинский

Великий Оптинский старец преподобный Амвросий (Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Отец его, Михаил Феодорович, служил пономарем в сельском храме. Мать, Марфа Ни-колаевна, занималась воспитанием детей, которых в семье было восемь. Родители его были людьми глубоко религиозными и благочестивыми.
Когда Александру исполнилось 12 лет, родители отдали его учиться в Тамбовское Духовное училище, по окончании которого он поступил в Тамбовскую Духовную семинарию. Успешно окончив семинарию, Александр Михайлович некоторое время был домашним учителем в одной помещищей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного училища. Он отличался живым и веселым характером, добротой и остроумием и был очень любим своими товарищами и сослуживцами.



В последнем классе семинарии Александр серьезно заболел и дал обет пойти в монастырь, если выздоровеет. Но по выздоровлении несколько лет откладывал исполнение обета, ожидая определенного указания и поддержки свыше. Поддержку эту он нашел в лице Троекуровского затворника Илариона. Старец принял его ласково и после того, как Александр Михайлович изложил ему свои думы и чувства, ответил: “Иди в Оптину, ты там нужен”.
В летние каникулы 1839 года он поехал в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы у раки с мощами Игумена земли Русской Преподобного Сергия испросить благословение на новую трудную жизнь. Но, вернувшись в Липецк, не сразу решился покинуть мир. Ему нужен был какой-то внешний толчок, последний зов Божий.
Вскоре после начала занятий он был приглашен в гости к одним своим знакомым, где шутливыми словами развеселил и привел в восторг всех присутствовавших. Гости разошлись по домам в благодушном настроении, а для Александра Михайловича настала мучительная ночь: его чрезмерная веселость показалась ему тяжким преступлением. Внутренний голос властно говорил ему: “Будет! Пора всему положить конец! Нельзя служить Богу и мамоне (Мф. 6, 24). Надо выбирать что-нибудь одно! Надо всецело прилепиться к Единому Богу! Надо бросить мир!” Через несколько дней, не говоря никому ни слова, он направился в Оптину, куда и прибыл 8 октября 1839 года.
В Оптиной Александра Михайловича с любовью встретил духовный руководитель братии старец схиархимандрит преподобный Лев. 2 апреля 1840 года он был зачислен в братию, а спустя полгода переведен из монастыря в Скит. Здесь он прожил около пятидесяти лет - до самого своего последнего отъезда в Шамордино летом 1890 года. Духовным руководителем будущего старца Амвросия был преподобный Макарий, продолжал он ходить и к старцу Льву ради душевной пользы. Святые старцы твердо повели его по иноческому пути.
В скиту Александр Гренков нес послушание помощника повара. Черная и трудная кухонная работа не смутила бывшего преподавателя Духовного училища. Он не стал рассуждать, что послушание не по нем, не по его силам, а принял назначение старцев со смирением, как из уст Самого Господа. Поварская работа занимала у молодого послушника большую часть дня, ему мало приходилось бывать на богослужениях, и это приучило его к внутренней молитве. Мудрые старцы Лев и Макарий воспитывали в своих послушниках, прежде всего, добродетель смирения. Так и будущему старцу Амвросию приходилось терпеть от любящего его старца Льва множество скорбей, в которых мало-помалу стяжевал он эту боголюбезную добродетель.
По смерти преподобного Льва, последовавшей 11 октября 1841 года, послушник Александр всецело предался руководству преподобного Макария. Старец назначил ученого и расторопного послушника своим келейником. Александр помогал преподобному Макарию в его обширной переписке, а в дальнейшем стал помощником старца в духовном окормлении братии и посетителей. Так, находясь у основания Оптинского старчества, он Промыслом Божиим подготавливался к своему будущему служению.
Летом 1841 года послушник Александр был пострижен в рясофор, а через год, 29 ноября 1842 года - в мантию с наречением имени Амвросия, в честь святителя Амвросия Медиоланского (память 7 декабря). В это время ему исполнилось 30 лет, из которых три года он провел в Оптиной пустыни. Через два месяца отец Амвросий был рукоположен во иеродиакона, а 9 декабря 1845 года - во иеромонаха.
Однако с первых дней после посвящения преподобного Амвросия постигла бо-лезнь (простуда и постоянное недомогание), которая со временем лишила его возможности совершать Божественную Литургию. С осени 1846 по лето 1848 года состояние его здоровья стало настолько угрожающим, что он был келейно пострижен в схиму с сохранением имени Амвросий. Только летом 1848 года преподобный стал выздоравливать и выходить на воздух. С тех пор он уже никогда не мог по-настоящему поправиться, но никогда не скорбел о своих болезнях, но даже считал их необходимым средством воспитания души и впоследствии говорил в утешение недужным: “Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения”. Он был вынужден выйти за штат и стал числиться на иждивении обители, оставаясь по-прежнему в полном послушании у преподобного Макария.
В это время преподобный Амвросий вместе с другими учеными братиями зани-мался переводом святоотеческих писаний и подготовкой их к изданию. В частности, он сделал новославянский перевод “Лествицы” преподобного Иоанна, игумена Синайского. Этот труд явился для него школой систематического изучения святоотеческой аскетики. Помогая преподобному Макарию в переписке, отец Амвросий познавал человеческую душу с ее немощами и силами, учился любить страждущего человека до самопожертвования. По благословению старца Макария он принимал некоторых из братий и боголюбивых посетителей обители, приходивших за духовным советом. Наставления им отец Амвросий преподавал не от своего мудрования, а непременно на основе учения святых отцов.
7 сентября 1860 года Господь благоизволил отозвать от земной жизни в вечное упокоение преподобного старца Макария. Вместо него Промыслом Божиим на старческое служение в Оптиной пустыни был поставлен преподобный Амвросий. Он вступил на путь старчества по смирению, исполняя волю Божию; со смирением же и шел он по нему до последних дней жизни. Подвиг его любви изумлял современников, но сам старец постоянно укорял себя в “ничегонеделании” и просил молиться о том, чтобы Господь не вменил ему в вину его “неделательное глаголание”.
Первое время преподобный Амвросий окормлял, главным образом, братию Опти-ной пустыни. Он был еще не стар годами (в начале старческого служения преподобному Амвросию было всего 48 лет), и сердце его было исполнено горячего убеждения и самоотверженной благодатной любви к людям. Вскоре Господу было угодно поставить этот горящий светильник на подсвечнике, дабы освещал и показывал путь истинной христианской жизни. К преподобному Амвросию стали стекаться люди со всех уголков России. Часто келейники, уступая многочисленным просьбам посетителей доложить о них старцу, говорили ему: “Батюшка, Вас ждут”. “Кто там?” - спросит старец. “Московские, Вяземские, Тульские, Белевские, Каширские и прочие народы”, - отвечают келейники.
После кончины старца Макария преподобный Амвросий перешел жить в домик, находившийся справа от святых ворот Скита. К домику было пристроено помещение с отдельным входом с наружной стороны. Старец называл его “хибаркой”; здесь он принимал лиц женского пола, которым вход в Скит был запрещен. Целый день дверь келлии преподобного Амвросия была открыта, и сотни людей шли к нему, чтобы исповедать свои грехи, получить духовное утешение, вразумление, решить житейские вопросы. Старец, по завету преподобного Макария, никого из приходящих не оставлял без утешения. Своими благодатными советами и сострадательной любовью он привел к вере и поставил на путь спасения великое множество людей.
Во все годы своего старческого служения преподобный нес тяжкий крест болез-ней. Врачи говорили, что если бы это был обыкновенный человек, то можно было бы с уверенностью сказать, что жизни ему осталось не более получаса - а преподобный Амвросий прожил в таком состоянии и в столь многообразных трудах более тридцати лет. Утешение и поддержку своим крайне слабым силам и духовную крепость, необходимую для его пастырского подвига, старец обретал только в молитве. Но сам он о своей молитве говорил также крайне смиренно: “Вот в Глинской пустыни умер один старец, так у него часа три после смерти рука все перебирала четки. А я вот грешный и не знаю, когда только их перебирал. Я даже и в монастыре-то, пожалуй, только один год прожил”. Без молитвы и ясного указания Божия старец не принимал ни одного своего решения. Одна Шамординская монахиня рассказывала, что преподобный назначил ей трудное послушание в трапезной. Ссылаясь на свои слабые силы, она несколько раз просила освободить ее, но старец неожиданно сказал: “Ведь я же не сам тебе назначил послушание, такова воля Царицы Небесной”.
Сила духовного руководства старца сводилась к тому, чтобы указать каждой душе путь спасения во Христе. Он твердо верил в то, что первопричина душевного и телесного расстройства человека кроется в нарушении заповедей Христовых, и в качестве основного средства для исправления предлагал чистосердечное покаяние в грехах и приобщение Святых Христовых Таин. Дар проникновения в тайники душ человеческих у старца Амвросия удивлял многих и располагал сразу всецело отдаться его руководству. У людей появлялась уверенность, что старец лучше их знает, в чем они нуждаются и что им полезно. Богатый духовный опыт позволял преподобному как бы читать мысли приходивших к нему; старец часто указывал на их сокровенные тайны и прикровенно обличал их. К преподобному Амвросию обращались также за исцелением от телесных болезней, и он по своему смирению, избегая человеческой славы, посылал больных к святым мощам или к чудотворным иконам.
Преподобный Амвросий вел обширную переписку со своими духовными чадами. Его многочисленные письма, заключающие в себе сокровища евангельского и святоотеческого учения, раскрывают достаточно полную картину духовной жизни человека, указывают его высшую цель и способы достижения этой цели. Письма, изданные после кончины старца, остались в назидание будущим поколениям христиан.
Своих духовных детей преподобный Амвросий стремился научить, прежде всего, смирению. На самый насущный вопрос всякого человека: “Как жить, как спастись?” - он давал такие шутливые ответы: “Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно”. Или: “Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение”. Или: “Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо”. “Мы должны, - говорил еще старец, - жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем”. Простые и с первого взгляда шутливые слова старца заключали в себе глубочайший духовный смысл.
Преподобного Амвросия посещали многие архиереи и выдающиеся светские ли-ца. Слушали беседы старца и пользовались его советами известные писатели и общественные деятели России XIX века: Н.В. Гоголь, Вл.С. Соловьев, Ф.М. Достоевский, К. Н. Леонтьев, Л.Н. Толстой, М.П. Погодин и многие другие. Поэт, великий князь Константин Романов провел в беседе со старцем Амвросием несколько часов и впоследствии с любовью относился к нему.
По Промыслу Божию старец Амвросий стал устроителем женской Казанской обители в деревне Шамордино, в двенадцати верстах от Оптиной пустыни, в которой, по мысли преподобного, могли найти приют многие обездоленные женщины, не имевшие средств к существованию. Его заботами, трудами и молитвами обитель постоянно росла. Старец принимал в нее всех желающих, никому не отказывая. Непрерывное строительство требовало больших средств, но велика была вера преподобного и его упование на волю Божию. Не раз старцу говорили: “Батюшка, что же вы все больных и убогих принимаете, а чем содержать их будете?” Преподобный отвечал им на это: “Да на больных, да на убогих мне Бог больше посылает, а на здоровых и вовсе ничего не дает”. К 1890-м годам число инокинь в Шамординской обители достигло 500 человек.
Ежегодно преподобный Амвросий приезжал в Шамордино для непосредственного наблюдения за хозяйством. Приехал он туда, по обыкновению, и в начале июня 1890 года. В конце лета преподобный трижды пытался вернуться в Оптину, но не смог по причине нездоровья. Через год, в сентябре 1891 года, болезнь усилилась. Старцу было открыто, что это последнее его испытание. Он говорил в это время: “Смотрите: идет осень; и там, и сям, достанется и уткам и гусям. Гуси потащут, а утки поплачут”. Начались тяжелые предсмертные страдания. 8 октября над ним было совершено Таинство Елеосвящения, на следующий день старец с трудом причастился Святых Таин, а еще через день, 10 октября, мирно отошел ко Господу. 14 октября многочисленная процессия сестер обители сопровождала гроб с телом старца в Оптину. У юго-восточной стены Введенского собора Оптиной пустыни, рядом с часовней над могилой преподобного старца Макария, появилась новая могила, “в которой, - по словам одного из жизнеописателей преподобного, - было сокрыто драгоценное сокровище, сосуд Божией благодати, храм великой святой души - многотрудное тело старца иеромонаха, батюшки отца Амвросия”.
В течение столетия, прошедшего после кончины преподобного Амвросия, в наро-де сохранялась вера в то, что старец имеет великое дерзновение пред Престолом Бо-жиим. Эта вера подкреплялась многими свидетельствами чудотворений, происходивших по молитвам преподобного.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. 3 (16) октября 1988 года были обретены его честные мощи, которые ныне почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни.

жития святых, св. отцы

Previous post Next post
Up