Свет Преображения

Aug 20, 2017 08:28

Несозданный Божественный Свет, явленный в Преображении Господа на Фаворе, преображает и созерцающих его христианских подвижников, просвещая и оживотворяя их души и сообщая световидность их телам.

Тогда праведницы просветятся яко солнце, в Царствии Отца их.
(Мф. 13, 43).

"Тело все навыкает добру и изменяется, подчиняясь власти Святого Духа, так что, наконец, становится в некоторой мере причастным тех свойств духовного тела, какие имеет оно получить в воскресение праведных".
Преподобный Антоний Великий**

"Став весь огнем по душе, он [человек] и телу передает от стяжанного внутри светоблистания, подобно тому, как и чувственный огонь передает свое действо железу".
Симеон Новый Богослов***

И по днех шестих поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна, брата его, и возведе их на гору высоку едины. И преобразися пред ними, и просветися лице Его яко солнце; ризы же Его быша белы, яко свет (Мф. 17, 1-2) - так описывает св. евангелист Матфей Преображение Господа Иисуса Христа. А св. евангелист Лука добавляет, что в это время Господь пребывал в молитве (Лк. 9, 29). Свет Преображения Господа на горе Фавор - наиболее яркий пример откровения, обнаружения несозданного Божественного света. Тем же светом - светом Воскресения - была наполнена пещера, когда во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, еще тме сущей, на гроб (Ин. 20, 1). "Божественно видимый Марией, он возбуждал на большую любовь ко Христу и давал силу ее очам воспринимать ангельское видение и быть в состоянии не только видеть, но и говорить с ангелами. Таков оный Свет", - пишет св. Григорий Палама[1]. Причастником этой Божественной светлости был Адам до преступления и поэтому не был наг, "как облеченный в истинную одежду славы"[2]. Этот же нетварный свет облистал апостола Павла на пути в Дамаск. Тайнозрителями этого Божественного света в сокровенной молитве становились иноки-исихасты - "священнобезмолствующие". Защитником их делания и поборником православного учения о природе фаворского света в XIV веке явился "учитель безмолвия" святитель Григорий Палама († 1359). Церковь именует его "света светлаго проповедником" и посвящает его памяти вторую Неделю Великого поста. Вот еще несколько примеров подобного Божественного осияния, взятых из Священного Писания и житий святых христианских подвижников.
1. Боговидец Моисей во время беседы с Богом на Синае в такой мере озарялся Божественным светом, что и по сошествии с горы на лице его оставался ослепительный для взора отсвет славы Божией, и он вынужден был полагать на свое лицо покрывало (Исх. 34, 29-33).
2. В Деяниях Апостольских сообщается: когда первомученик архидиакон Стефан был схвачен иудеями и поставлен перед Синедрионом, в то время как ложные свидетели воздвигали на него свои обвинения, все присутствующие видели лице его, как лице Ангела (Деян. 6, 15).
3. В Египте, в первые века христианства, было много дивных подвижников, и едва ли где-нибудь люди достигали большей меры святости, чем жившие там славные мужи. В пустыне Нижнего Египта безмолвствовал авва Иосиф. Однажды посетил его авва Лот и сказал ему: "Отец мой! по силе моей я исполняю малое молитвенное правило, соблюдаю умеренный пост, стараюсь наблюдать чистоту, не принимая греховных помыслов; что мне надлежит еще сделать?" Старец стал на молитву и простер руки к небу - и персты его сделались подобными десяти вожженным светильникам. Потом он сказал авве Лоту: "Если хочешь, будь весь, как огонь. Невозможно называться монахом, если не будешь пламенеть как огонь"[3].
4. Там же, в Египте, славился подвигами преподобный Арсений. Жизнь этого великого отца была истинно ангельская, а молитва - как молитва серафимов... Один из братии по некоторой нужде пришел к хижине аввы Арсения и сквозь дверную щель увидел старца как бы огненным - весь он был подобен пламени. Брат достоин был такого видения, потому и сподобился. Немного постоявши, он постучал в дверь; старец вышел и, заметив изменение в лице брата, спросил его, давно ли он тут и не видел ли чего? Брат сказал, что не видел. Старец, побеседовав с ним, отпустил его[4].
5. Авва Витимий передал рассказ Аввы Макария о пребывании в Ските двух странников юношей. Когда они пели псалмы, при пении каждого стиха огненный луч выходил из уст младшего и восходил на небо. Подобным образом, когда и старший открывал уста для пения, из них выходила как бы огненная вервь и достигала неба[5].
6. Один из отцов рассказывал: "Однажды я беседовал с аввою Силуаном и внезапно увидел, что лицо его и тело озарилось светом, как у Ангела"[6].
7. Говорили об авве Памво: как Моисей получил образ славы Адамовой, когда прославилось лицо его, так и у аввы Памво лицо сияло как молния. Таковы же были авва Силуан и авва Сисой[7].
8. "Случилось мне, - рассказывает преосвященный Феофан, - принять к себе одного инока, в котором начали уже проявляться ощутительные действия благодати. Началась речь о духовных вещах. По мере того, как входил он в себя и мысль его углублялась, лицо его все более и более светлело, а потом стало все бело, как снег, и глаза его искрились"[8].
9. И об отце Серафиме Саровском свидетельствуют, что он часто просветлялся, особенно во время молитвы в церкви, видимо для всех.
Так, в продолжение беседы преподобного Серафима с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни, в тот момент, когда, по словам старца, он не перекрестился даже, а только в сердце своем, мысленно, помолился Господу Богу, Дух Святой сошел на него и преобразил настолько, что Мотовилову было трудно на него смотреть: "Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз Ваших молнии сыпятся. Лицо Ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли...". Вот как описывает Мотовилов увиденное: "Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца..."[9].
Сохранился также рассказ о том, как видели старца Серафима на молитве поднявшимся на воздух. К старцу в келлию принесли больного (племянника княгини Е.С.Ш.). Когда они остались вдвоем, о. Серафим сказал: "Ты, радость моя, молись, и я буду за тебя молиться. Только смотри: лежи как лежишь, и в другую сторону не оборачивайся". Долго больной лежал не оборачиваясь, послушный слову старца. Но наконец любопытство принудило его обернуться, и он увидел преподобного Серафима стоящим на воздухе в молитвенном положении. От неожиданности он вскрикнул. Старец, кончив молитву, подошел к нему и сказал: "Вот ты теперь будешь всем толковать, что Серафим святой, молится на воздухе. Господь тебя помилует. А... ты смотри, огради себя молчанием, и не открывай того никому до дня преставления моего. Иначе болезнь к тебе опять вернется"[10].
10. Приведем воспоминание одной монахини, духовной дочери о. Амвросия Оптинского. "Старец выпрямился во весь свой рост, поднял голову и воздел свои руки кверху, как бы в молитвенном положении. Мне представилось в это время, что стопы его отделились от пола. Я смотрела на освещенную его голову и лицо. Помню, что потолка в келье как будто не было, он разошелся, а голова старца как бы ушла вверх. Это мне ясно представлялось. При жизни старца я никому не смела рассказать этого. Он мне раз и навсегда запретил говорить о подобных случаях, сказав с угрозою: "А то лишишься моей помощи и благодати"[11].
11. Сохранились свидетельства об изменениях, происходивших с о. Иоанном Кронштадтским во время совершения им Божественной Литургии: "Вот приобщается отец Иоанн Тела и Крови Христовых. Необыкновенная духовная радость, необыкновенный мир и небесный покой, необыкновенная сила и мощь отображались теперь в каждой черте его лица. Его лицо как бы светилось, как бы издавало какое-то сияние"[12].
12. Приведем еще воспоминание о Московском старце отце Алексее Мечеве, настоятеле храма Николы в Кленниках (с 1892 по 1923 г.): "За последние два года Батюшка, особенно за богослужением, как бы светился каким-то особым, ни с чем земным не сравнимым внутренним светом. Обилие благодати, почивавшей на нем, иногда для некоторых проявлялось и вовне: он казался стоящим на воздухе, и из глаз его как бы сыпались искры. Когда одна раба Божия простодушно рассказала ему, каким она его видела, он ответил: "Никому не говори об этом до моей смерти. Тебе дано было видеть меня грешного, по Божию милосердию, в духе"[13].
По учению святых отцов Церкви (святителя Григория Паламы, преподобных Макария Египетского, Иоанна Дамаскина, Симеона Нового Богослова), Божественный Свет, осиявший тьму во гробе Господнем, открывавшийся частично, в большей или меньшей мере, в опыте святых подвижников, - это одна из несозданных энергий, в которых непостижимый и недоступный по природе Бог открывается миру. В этом смысле св. апостол Иоанн Богослов называет его светом: Бог свет есть (1 Ин. 1, 5). И апостол Павел говорит, что Бог обитает во свете неприступнем (1 Тим. 6, 16). В Апокалипсисе находим пророческое видение небесного града как Царства Божественного Света: и град не требуя солнца и луны, да светят в нем: слава бо Божия просвети его, и светильник его, Агнец (Откр. 21, 23). Свет этот сверхъестественный, совершенно отличный от чувственного света, благодатный, и открывается человеческим очам "измененным силой Божественного Духа", как "первообразная и неизменяемая красота, слава Бога, слава Христа, слава Духа, луч Божества"[14].
Эта Божественная слава преображает созерцающих ее подвижников, сообщая световидность их телам. Просвещение несозданным светом, облечение во славу первозданного человека, в ту же славу, которая просияла на лице Моисея, доступно, по слову преподобного Макария Египетского, еще ныне, здесь, на земле, "неложным христианам", внутренне преображенным благодатию Святого Духа[15]. Но полное откровение Божественного Света будет дано только в будущей жизни, когда мы узрим Бога лицом к лицу. Поэтому св. Григорий Палама называет этот "Божественный и неизреченный Свет" "таинством восьмого дня", то есть "будущего века", "видением и наслаждением святых в непостижимом веке"[16]. Тогда праведницы просветятся яко солнце, в Царствии Отца их.
Журнал "Даниловский благовестник", вып. 6, 1994 г., с. 34-36.

** Наставления св. отца нашего Антония Великого о жизни во Христе // Добротолюбие. М., 1988. Т. 1. С. 26.
*** Слова Симеона Нового Богослова в переводе на Русский язык Епископа Феофана. М., 1890-1892. Вып. 1. Слово 83, § 3. С. 385.
[1] Цит. по кн.: Монах Василий Кривошеин (впоследствии архиепископ). Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы. Гл. 3 // Вестник русского Западно-европейского Патриаршего Экзархата, N 115. Париж, 1987. С. 142.
[2] Там же.
[3] Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). Изд. 3-е, испр. СПб., 1891. (Репр. изд.: М., 1992. С. 276).
[4] Там же. С. 40.
[5] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Перев. с греч. Репр. изд.: Троице-Сергиева Лавра, 1993. С. 109-110.
[6] Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их... С. 326.
[7] Там же. С. 327.
[8] Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? / Письма Епископа Феофана. Л., 1991. С. 101.
[9] Святый преподобный Серафим, Саровский чудотворец. Издание Русского Свято-Андреевского Скита на Афоне. Одесса, 1903. (Репр. изд.: М., 1990. С. 59-60).
[10] Поселянин Е. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. СПб., 1908. (Репр. изд.: М., 1991. С. 93).
[11] Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Сергиев Посад, 1908. (Репр. изд.: Кемерово, Знаменская церковь, 1991. Приложение: Житие преподобного Амвросия, старца Оптинского. Без указания страниц).
[12] Епископ Димитрий. Молитвенное утро отца Иоанна Кронштадтского// Иоанн Кронштадтский/Сборник: сост. В.А.Десятников. М. 1992. С. 326.
[13] Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечева/Сост.: Монахиня Иулиания. Храм св. Митрофана Воронежского, б/г. С. 110.
[14] Монах Василий Кривошеин. Указ. соч. С. 143.
[15] Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова... Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 384-385.
[16] Монах Василий Кривошеин. Указ. соч. С. 144.
Отсюда.

аскетика, исихазм, публикации, праздники, молитва

Previous post Next post
Up