Преп. Иустин Попович

Jun 09, 2017 11:51

Из Молитвенного дневника

Бесконечное углубление любви молитвой: трагизм жизни произнес непредвиденные слова; вселенная, охваченная злом, становится все ужаснее; отзвук этого - непрестанная молитва. Таинство твари и жизни так изумляет, что невозможен никакой путевождь по сетям, запутанным до невозможности, - только молитва, только она... Углубляется чувство того, что отчаянная бессмыслица трехмерной жизни спасается от безумия только непрестанной молитвой. Нагота ужаса на всем человеческом... Вечер: огненные чувства страданий воскипели чрезмерно, сожгли мое тело; все тело набухло слезами, чтобы воззрение на образ Христов выманило их и излило в молитву. Час молитвы и плача. Молитва - это некий вид сгорания и самосожжения: принесение себя в жертву всесожжения: и не желаешь ничего своего, и молишься, чтобы все, что есть в тебе немолитвенного, исчезло и угасло. Молитва - это единственный путь существенного самопознания ¬ самоотрицания; вне молитвы всякое познание поверхностно, подобно проказе на коже...
...Зараженный грехом мир: калейдоскоп бесовских явлений. Луч безгрешности - Явление Христа - Явление Святой Троицы: понятие смирения и голубиного незлобия и кротости...
Безумие - всецелое отторжение себя от корня Жизни - Христа; онтологическое отпадение от Единственного Сущего, погрязание в несущественном, нехристоподобном. Быть мучимым бескрайностью, бесконечностью чего бы то ни было и обойти Христа - безумие, бунт. Бунт расчленяет самосознание и сознание твари; распыляет познание на легионы частиц. Полный, законченный бунт: гореть в пламени сознания того, что ни ум, ни сердце, ни воля, ни тело, ни какой бы то ни было атом моего существа нельзя взять за мерило чего-либо; результат: безумие или вера - tertium non datur. Вера означает: принять мир прежде всякой логики, прежде миропознания - смирить себя крайним умосмирением ¬ μετάνοια ...
Бесы знают о Боге и на основании этого веруют, но не целостным существом, не лично; вера - личное укоренение, соединение с Богом всецелого содержания личности...
Никто более четко не сознает существование Бога, нежели сатана, но это ни на один атом не делает его веру жизненно-упорядоченной; необходима сущность - любовь, надежда. Человек может быть атеистом, диавол - никогда...
Сущность Богочеловечества ¬ любовь - ее можно почувствовать, познать кровным родством, кровным единением, ее же сущностью: любовью. Сущностью Бога названы не премудрость, не всемогущество, а любовь...
...Предугадываю чувством молитвы, насколько Христом услаждены мир, и жизнь, и тварь. Момент Благовещения - это момент, когда благовестная кровь впрыснута в артерии жизни. Человек сам по себе - несчастный онтологический вестник горечи. Человек - это загоркшая тварь, воссмердевшая и оскверненная. Молитвомыслие - путь к познанию полноты Благовещения. Высокоумие, гордоумие - расточитель познания; зловещее познание...
После грехопадения: каждый человек и тварь - осколки раздробленной грехом души ¬ всеобщей души и всеобщего тела. Через Христа-Церковь совершается постепенное зарастание ран существа, срастание, слияние в единую сущность существенно разъединенных грехом частей. Печаль за всех и вся ¬ любовь, объединяющая всех и приводящая ко Христу... Грех ¬ солипсизм; Христос ¬ агапичное всепримирение...
Многострунная отзывчивость моей природы на все злое и доброе только усиливает молитвенное настроение. Не смею никого и ничто: ни один глаз, ни одно лицо, ни одну тварь, - ничто встречать без молитвы. Она - мой единственный посредник; она поставляет прекрасный Образ Христов между мною, всескверным, и всеми другими людьми и тварью...
Полночь: Акафист Иисусу Сладчайшему и Канон Честному Кресту и 700 поклонов - сводятся к восприятию благодати умом и сердцем, к срастворению ума с молитвой. «Воспеваю благодать Твою, Владычице (Богородице), молю Тя, ум мой облагодати»...
...Мое личное чувство всегрешности, всецелой ответственности за всех и за вся (за всех людей и за всю тварь). И самый воздух я повреждаю, всякую тварь, всякое существо присутствием своим заражаю грехом, загаживаю, оскверняю...

исихазм, Иустин Попович, подвижники наших дней, св. отцы, молитва

Previous post Next post
Up