О Василиссе

May 31, 2017 08:44

Преставилась одна из старых пустынниц послушница Василисса. Более 20 лет она уже в пустыне и теперь пополнила собой женское пустынническое кладбище. Проходя мимо её келии диву даёшься : «Как можно было тут жить?» Войти в неё было нельзя - можно было только пролезть на коленях. Окон тоже не было. Поэтому гостей она не принимала. Чужие люди вошли в её келию только после смерти хозяйки, чтобы вынести её тело. Она так и осталась послушницей, хотя ей не раз предлагали постриг. Отказалась. Видно не хотела себе никаких чинов на земле и стремилась вырабатывать смирение. Она была из тех редких пустынниц, которые тщательно берегли своё пустынножительство.
Пустынникам для поддержания своей жизни иногда приходится выходить в город за продуктами, инструментом, и другими нужными вещами, а выходы в мир для пустынника всегда сопровождаются духовными повреждениями. Василиса не только не выходила в город, но не могла носить даже нош, ссылаясь па своё здоровье, которое у неё действительно было слабое, болели ноги. Из-за этого у неё часто бывали преткновения с другими пустынницами. Дело в том, что перенос нош является одной
из самых трудных сторон пустыннической жизни. Современные пустынники являются частью современного мира. Они уже не могут подобно древним отцам уйти в горы и питаться одними продуктами леса, хотя кавказкий лес ими весьма богат и вполне бы мог прокормить древнего пустынника, здесь есть и каштаны и грибы, и различные лесные фрукты и ягоды и травы, но им немощным нужна и мука, и сахар, и соль, и теплая одежда, и топор, и пила
и тому подобные вещи. Таскать ноши нужно в горы, и нести долго и ещё нужно, чтобы тебе эту ношу кто-то дал, то есть найти благодетелей. И поэтому не способность Василиссы участвовать в этом труде часто вызывало неудовольствие. Другие пустынницы, которые тоже были старые и больные, как христианки не могли оставить свою сестру без провизии, хотя и часто роптали на неё по своей немощи. Василиса же не опускалась в мирскую суету, и терпя все эти упрёки вырабатывала смирение.



Часто, идя к себе, я останавливался у её келии. Она обычно в это время читала псалтырь на чувашском языке. Она угощала меня тёплым чаем, спрашивала стоит ли ещё мир, радовалась тем небольшим гостинцам, что я приносил ей, а иногда и сама угощала меня своими пустынническими лепёшками. Теперь она сменила свою келию на другую - постоянную. Келия её скоро рухнет, в ней уже никто жить не сможет. Старые пустынники уходят, оставляют нам примеры своей жизни, чтобы смотря на них и мы совершали своё странничество на небо.

Игумен Григорий. 2014 г.

Абхазия, подвижники наших дней

Previous post Next post
Up