О ПУСТЫННОЖИТЕЛЬСТВЕ

May 30, 2017 13:16

ИГУМЕН ГРИГОРИЙ

Я ИСКАЛ ТЕБЯ, ГОСПОДИ, В ДОЛГИХ МОЛИТВАХ,
Я ИСКАЛ ТЕБЯ, ГОСПОДИ, НА ВЫСОКИХ ГОРАХ,
Я ИСКАЛ ТЕБЯ, ГОСПОДИ, В УМНЫХ КНИГАХ,
Я ИСКАЛ ТЕБЯ, ГОСПОДИ, В БЕЗМОЛВНОЙ КЕЛЬЕ.
БЫЛИ УДАЧИ, БЫЛИ ПОТЕРИ,
Я ШЕЛ, СБИВАЛСЯ, ПРИОБРЕТАЛ ОПЫТ,
ОТЧАИВАЛСЯ, НЕ НАХОДИЛ, СТУЧАЛ В ОТКРЫТЫЕ ДВЕРИ.
ПОСЛЕ ДОЛГИХ ПОИСКОВ,
УСТАЛЫЙ И РАЗБИТЫЙ, ВЕРНУЛСЯ В СВОЙ МАЛЕНЬКИЙ ХРАМ.
СТАЛ СЛУЖИТЬ ЛИТУРГИЮ.
И ВОТ ХЛЕБ И ВИНО СТАНОВЯТСЯ ТЕЛОМ И КРОВЬЮ ТВОЕЮ.
ТЫ ВЕСЬ В МОИХ РУКАХ.
ВОЙДИ В СЕРДЦЕ, СМОЙ ГРЕХОВНУЮ ЗАРАЗУ, ОСВЯТИ.
ТЫ, ГОСПОДИ, ЗДЕСЬ, ТЫ СОВСЕМ РЯДОМ,
А Я ТЕБЯ, ГДЕ ТОЛЬКО НЕ ИСКАЛ.

Отец Григорий был настоятелем кладбищенского храма, где похоронены отец Серафим (Романцов), ныне прославленный глинский старец, и другие старцы. Вот что он рассказал о себе самом.
- Почти две трети года я проводил в пустыне. Зимой в пустыню я не поднимался - в горах выпадало много снега, и пройти туда было невозможно. К тому же мне надо было служить на приходе. Но у меня в селении был удаленный от мира домик, где я мог уединенно помолиться.
В пустыню я пошел, потому что там неподалеку жил отец Константин и другие, у которых можно было поучиться пустынножительству. В основном, я руководствовался у монаха Константина. Потому что он, на мой взгляд, имеет духовное рассуждение по многим вопросам. Также обращался к отцу Мардарию, когда он спускался к нам. Сам он жил гораздо выше в горах. Случилось так, что когда его спустили с гор по болезни, он некоторое время жил при моем приходе, и я продолжал у него окормляться. И многое приобрел в своем духовном развитии.
Что такое умная молитва? Человек совлекается всех воздействий мира и соединяется с Богом. Как этого можно достигнуть? В миру это сделать невозможно.
Существует три образа жизни для монахов - общежительный монастырь, скит и пустынножительство, то есть отшельничество.У монахов тоже есть такое понятие как «плох тот солдат, который не хочет стать генералом». «Плох тот монах, который не хочет стать пустынником». Считается, что это высшая ступень монашества. Некоторые попробуют «вкусить» пустыннической жизни - а понимая, что это не их путь, возвращаются в общежитие. Осознают через реальный опыт, что это не их назначение. Надо сначала пройти общежительную жизнь, в ней победить страсти, а потом уходить в пустынножительство.
В пустыне по-разному бывает. Не всякий, кто в пустыню пришел, преуспевает, потому что в миру монах находится под постоянным контролем или духовника, или других духовных наставников. А здесь другое. Встречаешься напрямую с бесами, с искушениями. И бывает, некому подсказать, некому помочь. И поэтому - разные плоды, и разные состояния. Сколько было прельщенных пустынников, которые жизнь кончали самоубийством! Кто правильно подвизается, тот и правильно брань ведет. То есть, кто по благословению пришел в пустыню, кто там ведет правильную духовную жизнь, тот и живет по-Божьему. Спасает не пустыня, спасает праведная жизнь. Не для всех пустыня благоприятна. Это - как академия. Чтобы попасть в академию, надо сначала в ясли пойти, потом в школу, потом закончить институт, а потом - и в академию. Поэтому если ты ничего этого не прошел и влез сразу в академию, то и получишь соответственно. Например, вроде страсть затихла - блудная или гневная, или другая - радуешься, вот, я уже бесстрастный. Только успокоился, и все… А гордыню-то не победил? И еще… Если ты страсть не переборол и думаешь: в пустыне она затихнет, никто тебя не трогает, тихо, спокойно, женщин рядом нет. А как только соприкасаешься с этим - через книгу, например, - то страсть сразу как навалится… У меня однажды был такой случай. Поднимаюсь, а мне навстречу пустынница идет - королева гор. Ну, думаю, все - можно завоевывать, мой трофей. И вдруг она улетела. Вот как напал враг!

Из письма отца Виталия: «Бог будет в тебе обитать и действовать на тебя своей благодатью тогда, когда очистишь себя совершенно от плотских помышлений. Для тех, которые соглашаются с блудными помыслами и услаждаются ими, нет надежды спасения: минута нетерпения может расстроить годы и веки».

Некоторые приходят, не понимая и не зная ничего о пустыне. К примеру, до кельи надо несколько часов - 5, иногда 10 - тащить ношу с необходимым. А в ней килограммов двадцать-тридцать груза. Что принесешь, то и будешь есть, тем и будешь пользоваться. Вот принесешь такую ношу в келью и тогда поймешь, каково это… И подумаешь, жить тебе в пустыне или уходить. Кто за тебя все это будет таскать? Да и кельи свободной нет, надо строить ее самому. А как же иначе? Строй сам. А я не умею. И вот начинается с элементарного: где жить, у кого окормляться? Я хочу жить сам по себе. Начинают жить сами по себе - естественно, начинаются и трудности. Там есть все - и бесы, и змеи, и медведи. И люди злые. В горах встретится тебе человек с ружьем, и как эта встреча закончится? Ведь и бандита можешь встретить, или пьяного, или наркомана. Им ничего не стоит пристрелить тебя или столкнуть в обрыв. Никто об этом и не узнает никогда. Пропал человек. С пустыней надо осторожно, внимательно, надо жить под духовной защитой. Только по благословению и под руководством опытных духовников.
Сидишь в келье. Молишься - и вдруг тебе пришел помысел. От кого он пришел? Какое у тебя состояние - духовное или от нечистого? Правильное оно или неправильное - кто тебе скажет? А если еще и «ангелов» будешь слышать, то уже понятно, куда ты пошел.
Серафим Саровский говорил же, что в монастыре бесы как голуби, а там - как леопарды.
Один брат десять лет прожил в пустыне без руководства. А потом, пройдя множество искушений, понял, что живет неправильно. Смирился и ушел в общежительный монастырь. Слава Богу, пришел к нормальному духовному выводу. А другие так и живут, не получая духовных плодов.

ГОСПОДИ, ДАЙ МНЕ СИЛЫ, ЧТОБЫ Я СМОГ ПОДНЯТЬСЯ.
ГОСПОДИ, ДАЙ МНЕ СКОРБИ, ЧТОБЫ Я СМОГ СМИРИТЬСЯ.
ГОСПОДИ, ДАЙ МНЕ СЛЕЗЫ, ЧТОБЫ ИМИ ОМЫТЬСЯ.
ГОСПОДИ, ДАЙ МНЕ РАДОСТЬ, ЧТОБЫ БЫЛА НАДЕЖДА.
ГОСПОДИ, СМЯГЧИ МОЕ СЕРДЦЕ, ЧТОБЫ ОТКРЫЛОСЬ ЛЮДЯМ.
ГОСПОДИ, ПОКРЫЙ И ПОМИЛУЙ, ЧТОБЫ СПАСТИ МОЮ ДУШУ.


Абхазия, о. Мардарий, пустыня, подвижники наших дней

Previous post Next post
Up