...“Внимание”... есть "хранение ума или сердца”, “трезвение”, “умное безмолвие”, “признак чистого (полнейшего) покаяния” и одновременно “несомненная удостоверенность в прощении грехов”, начало или основа созерцания; это “внимание” является причиной (точнее, оно “сопричинно” - веры, надежды и любви и т.д. Данный величайший плод духовного преуспеяния обретается большинством “из научения”, и лишь очень немногие из подвизающихся в духовном делании, вследствие своего усиленного трудничества и теплоты веры, обходятся без такого научения. Поэтому для стяжания сего плода следует искать “надежного путеводителя”, то есть опытного духовника, который, опираясь на опыт собственной духовной брани и искушений, укажет правильный путь....
(А.И. СИДОРОВ)
Думается, тут речь идет
о том непосредственном научении, о котором пишет и Лествичник в слове к пастырю: "Прежде всего, о честный отец, потребна нам духовная сила, чтоб тех, которых мы возжелали ввести во Святая Святых, которым вознамерились показать Христа, почивающего на их таинственной и сокровенной трапезе - в особенности доколе они находятся в преддверии у этого входа, и когда увидим, что их теснит и угнетает народ, с целью возбранить им желанный вход - мы могли, взяв за руку, как младенцев, освободить от народа помыслов. Если же младенцы крайне голы и немощны, то необходимо нам поднять их на рамена, и возносить на раменах, доколе они не пройдут через дверь входа, точно знаю: обычно там быть всевозможной тесноте и давке. Почему и сказал некто об этой тесноте: сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие, - и труд простирается только до вшествия"....