Все по прядку с фотографиями...
Христианское подвижничество в горной долине Псху в Абхазии
Встречи, беседы, предания[1]
Псху
Пора, давно уже пора
Пройти неведомыми странами!
Вновь невесомая гора
Плывет над белыми туманами...
И не поверить не могу
В твои легенды небывалые,
Заночевав на берегу,
На зори глядя темно-алые...
Иеромонах Симон. Май 1993 г.
Название «Псху» объясняют по-разному. Согласно одной из версий, оно переводится как «душа в горах» («Ψυχή» - по-гречески «душа», «ху» - по-абхазски «гора»). В духовной, подвижнически-христианской или, скажем так, духовно-романтической, проекции это название может пониматься как пребывание души человеческой горе́, в вышних сферах, в области Божественного присутствия… Удивительное и таинственное название, как, впрочем, и само это место…
В первые послереволюционные годы ходил некий человек Божий - провидец, и, собрав по России группу людей, привел их на Псху [2]. Он сказал, что это место, удаленное от всех мирских дорог, станет избранным местом Божиим, где до конца будет исповедоваться вера Православная, где христиане будут спасаться. Здесь будет храм. Антихрист доберется сюда в самый последний момент. Он говорил, что тем, кто пришел сюда, надо оставаться в этом месте. Впоследствии этот таинственный старец явился в тюрьме арестованным монахам, а потом исчез.
Эту историю рассказала одна монахиня, которая жила в то время и сама была сему свидетельницей. Она говорила, что старца этого узнали, увидев в Сухумском соборе фреску святого апостола Иоанна Богослова. А люди, кого он привел, - были реальные люди, часть из них осталась на Псху. Судьбы их сложились по-разному...
Дорога на Псху. Озеро Рица. Перевал Анчхо
С тех пор, а может быть и раньше, это место, защищенное от магистральных путей цивилизации труднопроходимыми хребтами, носит на себе печать эсхатологических предвидений и предчувствий. Возможно, в промысле Божием ему действительно отведена особая роль в последних событиях христианской истории - оно озарено закатным светом этого мира.
Местные подвижники уверены: никто не может оказаться здесь без благословения Божия. Приехать, конечно, может, но остаться - нет. Остаются только особые избранники, приводимые сюда невидимой рукой Промысла Божия, снискавшие особое благоволение Матери Божией - Небесной Покровительницы Иверской земли.
А тех, кто остался, ждет жизнь суровая, каждодневный труд, молитва многотрудная, духовная брань, очевидная приклоненность Небес, непрестающая милость Царицы Небесной и небожителей… Старец схиархимандрит Иона Одесский, некоторое время подвизавшийся здесь, говорил, что это особое место, где постоянно пребывает благодать Святаго Духа.
Здесь чудеса - осязаемая реальность. К ним привыкаешь и перестаешь воспринимать как что-то необычное - в этом еще одно свидетельство близости горнего мира, близости Спасителя. Потому что там, где Христос, - там чудеса естественны…
Мне не довелось войти в число таких избранников. Однако посчастливилось прожить на Псху целую зиму, почти полгода. Казалось, будто невидимая рука, простертая с неба, изъяв из обыденности, поместила в принципиально иной мiр, который должен был стать для меня и чревом китовым, и огненной печью вавилонской… Понять это невозможно не пережив, - опыт удивительный, дорого стоящий…
Перевал Анчхо. Вид с перевала на долину Псху
Дорога на Псху. Вид на селение Псху с горы Серебряной
Этот наш рассказ - не о том, точнее, не только о том. Здесь помещены предания и свидетельства, достоверные истории и легенды, связанные с этим местом, - те крупицы, которые удалось собрать по пути и по следам…
Дорога на Псху
Сюжет повторяется - как в том предании, рассказанном вначале. На Псху приходят: переселенцы из разных концов России, иноки разоренной Новоафонской обители, благочестивые трудники, желающие построить в этом месте храм на месте разрушенного или сгоревшего, монахи, ищущие уединения…
Авиарейс Москва-Адлер. Пересекаем плотный облачный слой - и оказываемся в пространстве, обильно озаренном солнцем. Сияющая белизна облаков внизу, чистейшей голубизны небесный свод - вверху… Этот образ вспомнился, когда в первые дни пребывания на Псху Господь дал испытать чистоту и свободу от помыслов, увидеть ясность мысленного неба. Будто пройден облачный слой, и ты оказываешься в пространстве, залитом светом. Тяжелые и гнетущие облака помыслов - далеко внизу, вверху - ясный мысленный небосвод, душа испытывает свободу и легкость. Увы, это продолжалось недолго… Да, все не просто, и этот опыт не случаен. Так бывает. Господь дает попробовать, прикоснуться, чтобы возжелать и устремиться…
[1] При составлении статьи использованы диктофонные записи, сделанные на Псху, в Сухуме и в Москве, а также автобиографическая повесть С.Г. Гончарова «Сакральная Абхазия» (рукопись).
[2] Эту историю поведал священник Александр Коблов. В 1990-е годы он был председателем общины первого строящегося храма на Псху (см. ниже его воспоминания). В настоящее время - священник Московского подворья Валаамского монастыря.
Псху
Краткая историко-статистическая справка
Долина Псху расположена в Абхазии, между Главным Кавказским и Бзыбским хребтами. Одноименное ей село находится на высоте от 650 до 800 м над уровнем моря (с учетом рельефа) на левом берегу реки Баул, недалеко от её впадения в реку Бзыбь. В окрестностях села по всей долине расположено множество хуторов. В середине XIX века в селении было 500-600 дворов.
Абхазия - часть Иверии, которая, по древнему благочестивому преданию, является первым уделом Пресвятой Богородицы. Христианство распространилось здесь начиная с апостольских времен. Первыми просветителями Иверии были святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит - брат Господень, оставшийся в Абхазии для проповеди Евангелия. Апостол подвизался в пещере в ущелье реки Псыртсхи и подвергался гонениям. В конце концов принял мученический венец и был погребен вблизи своей пещеры на берегу реки Псыртсхи в 20 верстах от Сухума.
В XV веке Абхазия оказалась в подчинении Турции, основная часть населения приняла мусульманство. В 1810 году владетельный абхазский князь из рода Шервашидзе (Чачба) Сефир-бей добровольно принял подданство России и Православную веру.
Абхазское население Псху (при содействии владетеля Абхазии Михаила Шервашидзе (Чачба)) принесло присягу на верность русскому Царю лишь спустя тридцать лет - в 1840 году. В течение последующих лет здесь неоднократно вспыхивали восстания непокорных, и со стороны властей предпринимались попытки их усмирения. Окончилось это выселением в начале 1860-х годов около 4 тысяч человек из Псху в Турцию.
В 1879 году наместник Кавказа Великий князь Михаил Николаевич издал указ о заселении пустующих земель на льготных условиях. Постепенно долина Псху стала заселяться переселенцами [1].
Село Псху зимой
Вид на окрестные горы
Местный старожил Александр Новиков рассказывает (его мама, родившаяся в начале XX века, еще помнила этих переселенцев):
«Шли сюда со всей России люди подготовленные, которые сами могли себя обеспечить. Шли семьями - с детьми, с пожитками - через Сухумский перевал - самый низкий… Строго следили за тем, чтобы среди переселенцев не было судимых… Тем, кто издалека - из Белоруссии, с Украины, - по 300 рублей подъемных давали и оружие (типа винтовки) (тогда 25-30 рублей корова стоила)… Прибывшим на Псху давали льготы - от военной службы освобождали, не было никаких налогов. Жилья никакого здесь уже не было, и полян почти не осталось. Рос молодой лес - высекали лес и селились. До зимы нужно было обустроиться и огород посадить - чтобы продукты были на зиму. Те, кто на следующий год пришел, уже могли купить у первых переселенцев семена и другое необходимое, им уже легче было…»
Гора Серебряная. Пустынническая келья
После революции в селе располагалось отделение прибрежного колхоза «1 мая»; занимались скотоводством, пчеловодством, огородничеством. В 1960-е годы геологами была построена малая гидроэлектростанция, которая обеспечивает село электроэнергией до сего дня.
В селе есть аэродром с травяным покрытием. Зимой попасть сюда можно только вертолетом. В остальное время года летает самолет Ан-2.
Река Бзыбь. Приток Бзыби Баул у впадения в Бзыбь. Пустынническая келья
Самолет. Вертолет
В Сухум... Мост через Бзыбь по дороге на хутор Серебряный
Ридза, кладбище. Ридза: Маша и Тимур
Регулярного расписания нет. Имеется грунтовая дорога через перевал Анчхо (2040 м над уровнем моря) и тропы через Гудаутский перевал и перевал Доу (Сухумский).
В 1942 году Псху было на восемь дней оккупировано немецко-фашистскими захватчиками. Это единственный населенный пункт Абхазии, куда вошли немцы…
Первые монашеские общины возникли на Псху, по всей видимости, еще при Сухумском епископе Андрее (князе Александре Алексеевиче Ухтомском, 1872-1937) [2]. Во время своего епископства (с декабря 1911 года по декабрь 1913 года) он сам побывал на Псху [3].
Незадолго до революции на Псху поселились монахи, изгнанные в 1913 году с Афона за исповедание «имяславия». Светский автор И. Половнев называет их общину «черносотенной воинствующей сектой» [4 ]. В 1924 году монашескую общину на Псху пополнили иноки расформированного Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря - более ста человек. Они обосновались в селении и по всей долине, основав пустынные скиты и кельи...
Новая волна прибывших на Псху связана с коллективизацией и усилением репрессий. В 1928-1930 годах в долину прибыло 214 человек, из них 188 монашествующих, остальные советским автором оценивались как «кулаки». К 1930 году на Псху, по официальным данным, было 100 монахов, 12 священников, около 12 молитвенных домов. Скиты и кельи были разбросаны по всей долине. За зиму 1929-1930 годов на Псху обновилось около 12 икон [5]. В народе распространилась легенда, что «есть долина Псху, где нет советской власти» [6].
[1] См.: Половинкин С.М. Имяславцы Кавказа // Восточнохристианская цивилизация и проблемы межрегионального взаимодействия. М., 2004. С. 324-335.
[2] В 1851 г. в Абхазии были учреждены духовная миссия и архиерейская кафедра, состоявшие в ведении Св. Синода через посредство Кавказского экзархата. (Тарнава М.И. Краткий очерк истории Абхазской церкви. Сухум, 1917).
[3] Половинкин С.М. Имяславцы Кавказа …
[4] Половнев И. Страна Псху. Очерки. Сухум, 1931. С. 62. Цит. по: Половинкин С.М. Имяславцы Кавказа...
[5] Половнев И. Страна Псху. Очерки. С. 46.
[6] Там же. С. 64.
Продолжение
следует.