Читая Лествицу...

Mar 17, 2018 23:30

О подвигах древних

Читаю Лествицу, про Исидора, который за послушание своему духоносному старцу 7 лет стоял у ворот обители и каждому входящему или выходящему говорил, кланяясь до земли: "Помолись обо мне, я одержим злым духом". Очень хорошо понимаю :) святителя Игнатия, и других святых, говоривших, что нашему времени не дано исполнить подвиги древних.

"Спросил я великого сего Исидора: «Какое во время пребывания его у ворот ум его имел делание?» Достопамятный сей, желая оказать мне пользу, не скрыл от меня этого. «Вначале, - говорил он, - я помышлял, что продал сам себя в рабство за грехи мои, и потому со всякой горестью, самонасилием и кровавым понуждением делал поклоны. По прошествии же года сердце мое уже не ощущало скорби, ожидая от Самого Господа награды за терпение. Когда минул еще один год, я уже в чувстве сердца стал считать себя недостойным и пребывания в обители, и видения отцов, и зрения на лица их, и причащения Святых Таин, и, поникши очами долу, а мыслью еще ниже, уже искренно просил входящих и исходящих помолиться обо мне»."

Паки из Лествицы



"Удивляться трудам сих святых - дело похвальное, ревновать им спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное".
Это об обитателях Темницы - особой обители, куда заключались кающиеся.

Еще: "На душевном кресте утверди ум, как утверждают наковальню в дереве, чтобы он, будучи поражаем частыми ударами молотов поругания, укорения, осмеяния и обид, пребывал нисколько не расслабляем и не сокрушаем, но весь гладок и недвижим".
Это азы (степень 4-я): терпи, терпи, при этом не обижайся и не превозносись. И так до смерти.
Об этом дальше: "Будучи уязвляемы обличениями, будем вспоминать грехи свои, пока Господь... не соблаговолит изгладить грехи наши и скорби, угрызающие сердце наше, претворит в радость...
Блажен, кто, будучи ежедневно укоряем и уничижаем Бога ради, понуждает себя к терпению...
Не будешь, сын мой, много лет трудиться для приобретения блаженного покоя в душе, если сначала от всей души предашь себя терпению бесчестия...
Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством... ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей, и свет Божий не оскудеет в сердце твоем".

И еще: "Видел я неискусного ученика, который в присутствии некоторых людей хвалился добродетелями своего учителя и, думая снискать себе славу от чужой пшеницы, приобрел вместо того одно бесчестие, когда все сказали ему: «Как же доброе дерево произвело бесплодную ветвь?»"

Понравилось: ...услаждать труды слезами...

О Темнице

Темница у Лествичника - особая обитель для монахов, "нарушивших святость обетов своих тяжкими грехопадениями"; руководил ею "один великий авва" монастыря близ Александрии; кроме того, руководил он и лаврой, устроенной для тех, "которых Бог возводил на высоту безмолвия".<"Пробывши в Темнице тридцать дней, - сообщает преп.Иоанн, - я, нетерпеливый, возвратился в великое общежитие к великому отцу, который, видя, что я весь изменился и как бы вне себя, узнал по своей мудрости причину моего изменения и сказал: «Что, отче Иоанне, видел ли ты подвиги труждающихся?» Я отвечал: «Видел, отче, и удивился, и ублажил падших и плачущих паче непадших и неплачущих о себе, потому что те через падение восстали восстанием благонадежным». - «Подлинно так», - сказал он. И, рассказав о благой участи одного инока весьма ревностного, который однажды в глубокий вечер пришел к нему с "обнаженной раной", добавил: Видел я нечистые души, которые до неистовства пылали плотской любовью, но потом обратились к покаянию и, вкусивши вожделения, обратили вожделение свое ко Господу и, миновавши всякий страх, ненасытной любовью прилепились к Богу. Посему и Господь о целомудренной оной блуднице не сказал, что она убоялась, но что возлюбила много (Лк. 7, 47) и удобно возмогла любовью отразить любовь".
"Знаю, досточудные, - заключает свое повествование о Темнице Иоанн, - что рассказанные мною подвиги блаженных оных страдальцев для одних покажутся невероятными, для других - превосходящими надежду, а для иных - приводящими в отчаяние. Но мужественный муж, от сего уязвленный, как острием, отходит с огненной стрелой и ревностью в сердце. Низший же сего познает свою немощь и, через самоукорение удобно стяжав смиренномудрие, устремится вслед за первым, но не знаю, настигнет ли его. Нерадивый же пусть и не касается того, что здесь описано, чтобы ему, отчаявшись, не расточить и того, что делает, и тогда сбудется на нем евангельское слово: от неимущаго же усердия и еже мнится имея, возмется от него (Мф. 25, 29)".

Еще нескольно цитат о покаянии вообще

Слово о судьбах и падениях темно для нас, и никакой ум не постигает, какие грехопадения случаются с нами от нерадения, какие- попущением Промысла и какие - по оставлению Божию.
Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким.
Где Дух Господень, там разрешаются узы, где смирение глубочайшее, и там разрешаются узы, а не имеющий ни того, ни другого пусть не обольщает себя, ибо он связан. [Дух Господень, по изъяснению Илии Критского, есть любовь и сострадание к согрешающим, ибо Бог есть любовь]. В мире (и по духу мира) живущие чужды сих извещений [о прощении] и наипаче первого.
Кто плачет о себе, тот не видит, плачет ли другой и пал ли он, и не станет судить других.
Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек всегда почитает себя должником перед Богом.
Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и еще больших.
Образом, примером, правилом и образцом покаяния да будут тебе прежде помянутые святые осужденники [обитатели Темницы], и ты во всю жизнь не будешь иметь нужды ни в какой книге, доколе не воссияет тебе Христос, Сын Божий и Бог, в воскресении истинного покаяния.

Что поразило - это острота, как бы осязаемость, ощущения своего падения, отпадения от благодати. Также - парадоксально - о "целомудренной блуднице". Также: "Нерадивый пусть не касается, чтобы не расточить..."
"Слово о судьбах и падениях темно для нас..." - не судите...
"Доколе не воссияет тебе (в старом переводе - дондеже просветит тя) Христос". Когда св. отцы говорят о просвещении, то в их словах нет ничего иносказательного, но сущий реализм - когда Христос овладевает сердцем, то оно неизреченно и неизъяснимо озаряется светом и источает свет...

О памяти смертной

Безболезненность сердца ослепляет ум.
Совершенное чувство смерти свободно от страха.
Не желай словами уверять всех в твоем расположении к ним, а лучше проси Бога, чтобы Он открыл им любовь твою неведомым образом (в стар. переводе другой смысл: да поможет тебе оказывать оную втайне).
Невозможное для человеков дело, чтобы настоящий день провели мы благочестиво, если не думаем, что это последний день нашей жизни...

Радостная печаль

Из слова "о радостотворном плаче".
Будь подобен узникам в рудокопнях, ежечасно получающим удары от приставников...
Сетуй внутренно, но не выказываясь, а углубляясь в сердце свое...
... чтобы душа соединилась с нетленной чистотой и приняла в себя сияние невещественного света...
Призвавший нас сюда поистине призвал на плач о самих себе.
Если не имеешь плача, то плачь об этом самом.
Невозможно в сей жизни увидеть дважды один и тот же день.
Размышляя о свойстве умиления, изумляюсь тому, каким образом плач и так называемая печаль заключают в себе радость и веселие... Такое умиление есть поистине дар Господень... потому что Бог утешает сокрушенных сердцем сокровенным образом.
Плач есть укоренившаяся от навыка скорбь души, имеющей в себе огонь (божественный).
Святой Григорий Назианзин: «Бог... просвещает душу и, озарив ее, скрывается от ее чувствований и от ее внутреннего видения; Он удаляется от нее по мере того, как дарует ей познавать Себя... уходит из ее рук в то время, когда она уже держала Его, и сими удалениями, происходящими от любви к ней, воспламеняет ее любовью и привлекает за Собой на небо» (из примечаний к Лествице).
Хотя бы мы и великие подвиги проходили в жизни нашей, но если мы не приобрели болезнующего сердца, то все они притворны и суетны.
Мы не будем обвинены при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах своих...

О безгневии и неосуждении

Безгневие есть... нечувствительность к досаждениям.
Кротость есть недвижимое устроение души, в бесчестии и в чести пребывающее одинаковым.
Конец [безгневия]- непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров.
Раздражительность есть знак великого возношения.
Если хочешь или думаешь, что хочешь вынуть сучец [из очесе] ближнего , то вместо врачебного орудия не употребляй бревна.
...Ужасаясь о коварстве бесов, я едва не отчаялся в своей жизни; в старом переводе XVIII в.: я... весьма чудился бесовскому коварству, которое доводило их до того, что они почти о жизни своей отчаявались.

Если ты истинно любишь ближнего, то не осмеивай его, а молись о нем втайне, ибо сей образ любви приятен Богу.
Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне, и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца.
За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами...
Если бы человек без покрывала самолюбия увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться...
Хорошо про "целый Иордан слез".
Судить - значит бесстыдно похищать сан Божий.
Благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо узрит; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки.

О разных страстях и их повелителях, благоразумной осторожности и о благоухании огня

Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит торжественно себя выставлять. Любитель [же] молчания приближается к Богу и, тайно с Ним беседуя, просвещается от Него... Познавший благоухание огня, сходящего свыше, бегает многолюдных собраний, как пчела - дыма.
Нет порока, против которого Всесвятый Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи (Пс. 5, 7).
Развеселившийся от вина поневоле во всем говорит истину, так и упившийся умилением солгать не может.
О "любезном и лукавом владыке"
Лествичник против "богопротивного Евагрия", что он оказался безумнейшим из безумных как во многих своих мнениях, так и в следующем. Он говорит: «Когда душа наша желает различных снедей, тогда должно изнурять ее хлебом и водою». Предписывать это - то же, что сказать малому отроку, чтобы он одним шагом взошел на самый верх лестницы. И далее, в опровержение сего правила, советует употребить благоразумную осторожность.
...Если ты хотя мало потрудишься, то и Господь тотчас поможет.
Знай, что часто бес приседит желудку и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта и выпил всю воду в Ниле.
Кто стяжал Утешителя, тот молится Ему против меня [чревоугодия], и Он, будучи умолен, не попускает мне страстно действовать в нем. Невкусившие же небесного Его утешения всячески ищут наслаждаться моей сладостию.
Смирение... не произращает пажити для страстей (в старом переводе: никакого пороков былия не произращает).
О "погибели сей"
В сладострастных людях бывает чувство чрезвычайного некоего влечения и любви к телам и столь бесстыдный и бесчеловечный дух, в самом чувстве сердца явственно гнездящийся... Блаженны не испытавшие вышеописанной брани...
Я наблюдал, замечает Лествичник, за искушаемыми и видел падения одни других лютейшие...
Некоторые ублажают себя, а того не разумеют, несчастные, что, где большая пагуба, там в меньшей нет нужды.
Богомудрый Иоанн погибель сию не дерзает предать писанию, потому что руку его удерживает сказавший: бываемая отай срамно есть и глаголати, и писати, и слышати. А какая это погибель, знает тот, кто находился в сем искушении, а кто не был искушен, тому и знать не надобно.
...Почитаю за чудо, чтобы кто-нибудь мог один сам собою спасти корабль свой от сей пучины.

О духовной брани и об одном искушении

Кто обучился таким образом (телесной молитвой) с ними (бесами) бороться, тот вскоре начнет и одной душой отгонять сих врагов, ибо Господь дает делателям сие второе дарование в награду за первые подвиги.

Все бесы покушаются сначала помрачить наш ум, а потом уже внушают то, что хотят.

Вкусивший вышних благ легко презирает земные, невкусивший же первых радуется о стяжании последних.

Красочно живописав страсть нечувствия, преп. Лествичник замечает: я же не стыжусь исповедать свою немощь в этом деле, будучи сам одержим крепкою оною страстию...

В слове о сне говорится о действии душевных врагов, которые иногда сидят при устах наших и заключают их, так что мы едва можем их открыть.

По поводу последних вспомнилось, как мне самой пришлось испытать нечто подобное (если конечно лукавство врагов не простирается и дальше, обманывая мое тщеславие :) ). Как-то я гостила у одной праведницы - м.Антонии , немощной телом старицы, которую в окрестностях считают одиним из "столпов" духовных (всего там, было в то время, кажется, три), в ее деревенском домике без электричества и водопроовода. Утром, очень рано, они совершали свое длинное молитвенное правило вместе с послушницей Татианой, я естественно присоединилась, борясь со сном и утренней немощью. Когда пришло время чтения кафизм, матушка дала мне читать Псалтирь, а сама, сидя рядом, творила про себя молитву по четкам (мне казалось, что я как бы осязательно ее чувствовую). На второй или третьей кафизме мои челюсти стали будто чугунными, я едва могла ими шевелить, и это было вовсе не смешно и даже не любопытно... Я совсем бы остановилась от невозможности дальше читать, если бы не остановила меня сама м.Антония. Я думаю, это искушение имело какое-то отношение ко сну, поскольку утром м.А. начинает свое богослужение для меня непривычно рано. Это было уже довольно давно, лет 10 как...

О духовной брани, гордости и смирении

Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души.
Когда мы по действию радости в душе узнаем пришествие Ангела Божия, то скорее восстанем на молитву, ибо добрый хранитель наш пришел помолиться вместе с нами.

Вкусивший небесной славы будет презирать всякую земную славу, и я удивился бы, если бы кто, не вкусивши первой, мог презреть последнюю.
Не труды, но более всего смирение есть матерь духовных благ.

Гордость есть... знак бесплодия души... крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата. Гордый... не имеет нужды в бесе, он сам сделался для себя бесом и супостатом. ...Многие из гордых, не зная самих себя, думают, что они достигли бесстрастия... Кто пленен гордостью, тому нужна помощь Самого Бога, ибо суетно для такого спасение человеческое.
Лучшее средство против гордости и тщеславия - самоукорение.
...Потому, будучи последним из всех, как пес, собрав крупицы, падавшие со стола мудрых и блаженных мужей... определяя добродетель оную, говорю так: смиренномудрие есть... благодать... несказанное богатство... хранилище сокровищ, для хищников неприступное...
Покаяние восставляет падшего, плач ударяет во врата небесные, а святое смирение отверзает оные. Где нет смиренномудрия, там все наши дела суетны. Кто смирил себя внутренно, тот не бывает окрадываем через уста... Смирение - благовоние мира... духовное учение Христово... словами чувственными его невозможно изъяснить.
Смиренномудрые уже не заботятся и не боятся, как бы не соблазнились люди, потому что они молитвою получили силу всех невидимо пользовать.
Господь промыслом Своим устроил то, что никто язв своих не видит так хорошо, как видит их
ближний.

Аскетическая поэзия: Монах есть непрестанный свет в очах сердца. Монах есть бездна смирения, в которую он низринул и в которой потопил всякого злого духа.

О рассуждении помыслов и познании воли Божией

Ум сам собой, будучи мысленным оком души, имеет великое просвещение, и естественное разумение, и благое рассуждение в себе...
Весьма развратился нынешний век и весь стал преисполнен возношения и лицемерия: труды телесные... может быть, и показывает, но дарований их не сподобляется... И справедливо мы это терпим, потому что не трудам, но простоте и смирению являет себя Бог.
Когда кого-нибудь из наших воинов о Христе увидим в телесном страдании и недуге, то не будем лукаво объяснять себе причину его болезни, но лучше примем его с простой и немыслящей зла любовью...
Нередко Бог... оставляет в духовных людях некоторые легчайшие страсти для того, чтобы они... много себя укоряли и тем приобретали некрадомое богатство смиренномудрия.
Да не обольщает нас горделивое усердие, побуждая прежде времени искать того, что придет в свое время... Ибо есть время сеять труды и есть время пожинать... дарования благодати. В противном случае мы и в свое время не получим того, что оному времени прилично и свойственно.
О всех твоих начинаниях... да будет тебе сие законом и правилом: испытывай, истинно ли они Бога ради совершаются? - Иначе труд наш будет бесплоден.
В нас, младенчественных, признак того, что делание наше согласно с волей Божией, есть успеяние в смирении, в средних - прекращение внутренних браней, а в совершенных - умножение и изобилие божественного света.
Некоторые больше всего ублажают чудотворения и другие видимые духовные дарования, не зная того, что есть много превосходнейших дарований, которые сокровенны и потому безопасны от падения.
Афоризмы
Свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков - монашеское житие... Если же свет сей бывает тьма...
Ничто так не разоряет любви и ничто столь скоро не производит ненависти, как вольность в обращении.
...Великое у малых... несовершенно.
...Всякий, сам собою научившийся художеству, кичится.
...Нет места столь безопасного, как небо, однако диавол и там не устоял.
Душа чистая познает в других и благоухание... и злосмрадие...
Совершено очистившийся от страстей видит даже душу ближнего, хотя не самое существо ее, но в каком она находится устроении и каковы ее расположения и чувствования...
Душа, которая сподобилась прощения грехов... без сомнения, видит божественный свет...
Немощные душой должны познавать посещение Господне и Его милость к ним из телесных болезней, бед и искушений внешних; совершенные же познают посещение Божие от пришествия Духа и по умножению дарований. - По человеческому мудрованию несправдливо :)
Против беса-"предварителя": Посвящай начатки дня твоего Господу, ибо кому прежде отдашь их, того они и будут. Один искуснейший делатель говорил: «По началу утра предузнаю я все течение дня моего».
Мудрствующие горняя по смерти восходят горе, а мудрствующие дольняя - долу, ибо для душ, разлучающихся с телами, нет третьего, среднего места.
...Божественный промысл и чрез противное хочет нам благодетельствовать, всеми средствами смиряя наше возношение.
Долго не решаться на избрание чего-либо из двух есть признак непросвещенной свыше и тщеславной души.
Господь во всех наших делах... всегда взирает на цель нашу, и потому все, что... делается единственно для Бога... вменится нам во благое, хотя бы оно и не совсем было благо.
Господь часто промыслительно скрывает от нас волю Свою, ведая, что мы, и познавши ее, преслушались бы...
...Желающим научиться истине не поленимся благодетельствовать в этом до конца нашей жизни; впрочем, будем поступать... к утверждению собственного нашего сердца. - Последнее не вполне ясно...
Многообразно, поистине многообразно и неудобопостижимо лукавство нечистых духов и немногими видимо; думаю же, что и сии немногие не вполне его видят.
Мы можем узнавать бесовское дейстие... по смущению, по нестройной и нечистой радости, которая бывает в душе...
Правда, что Бог во всем взирает на намерение наше, но в том, что соразмерно нашим силам, Он человеколюбиво требует от нас и деятельности.
О борьбе с тем, что питает страсти: ...иногда можно по немощи предпочесть и бегство, чтобы не умереть душевно.
Беспристрастие к вещам чувственным возводит к видению мысленных.
Как змея не может совлечь с себя старой кожи, если не пролезет чрез тесную скважину, так и мы не можем отвергнуть прежние злые навыки и ветхость души и ризу ветхого человека, если не пройдем узкого и тесного пути поста и бесчестия.
Как вода стесняемая поднимается вверх, так и душа, угнетенная бедами, покаянием восходит к Богу и спасается.
Как носящего ароматы обнаруживает благовонный запах и против воли его, так и имеющий в себе Духа Господня познается по словам своим и по смирению.
Как огонь не рождает снега, так и ищущий земной славы не получит небесной.
Как вода смывает буквы, так и слеза может очищать согрешения.
Кто, не имея истинной веры, совершает некоторые добрые дела, тот подобен черпающему воду и вливающему ее в худой сосуд.
Если кто слаб телом и сделал много тяжких беззаконий, тот да шествует путем смирения и свойственных ему добродетелей, ибо он не найдет другого средства ко спасению.
...Совесть есть слово и обличение Ангела-хранителя.

На вершине лествицы

Духовно разумный... не имеет нужды в словесных наставлениях, ибо он вместо слов просвещается самими делами.
Глубина догматов неисследима, и... не безбедно в нее пускаться.
Небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть.
Те, которых ум научился истинно молиться, глаголют с Господом лицом к лицу, как бы в уши царя.
А которые молятся устами, те припадают к Нему, как бы при всем синклите.
Пребывающие же в мире, когда молятся, подобны бывают тем, кои среди молвы всего народа умоляют царя.
Безмолвие погубляет неискусных, ибо они, не вкусивши сладости Божией, все время проводят в пленениях и расхищениях, в унынии и парениях.
...Все что ни делаешь, совершай ради Господа и в угодность Ему, в чувстве души и как бы пред лицом Господним...
Вера есть несокрушимая крепость души.
Прежде приятия силы духовной не читай книг, чуждых правоверия, потому что они исполнены тьмы и помрачают умы немощных.
Лучше думать, что все превосходнее нас...

Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина же ее - в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхождение ко Господу.
Устроение твое покажет молитва...
Если кто-нибудь просит тебя помолиться о нем, то, хотя ты и не стяжал еще дара молитвы, не отрицайся. Ибо часто вера просящего молитвы спасает и того, кто молится о нем с сокрушением сердца.
Извещение о том, что прошение наше услышано Богом... во время молитвы... есть устранение сомнения и достоверное объявление неизвестного.
...Жестоко для души, молящейся с умилением, прежде совершения молитвы отторгнуть себя от... сего предстояния.
Не оставляй молитвы, пока не увидишь, что огнь ее и вода слез промыслительно отошли от тебя. Может быть, во всю жизнь свою не получишь такого времени для прощения грехов.
...Благолепие молитвы нельзя познать от одного учения, ибо она в самой себе имеет учителя - Бога, учащаго человека разуму, дающаго молитву молящемуся...
Кто сподобился быть в сем (бесстрастном) устроении, тот еще во плоти имеет живущего в себе Самого Бога, Который руководит его во всех словах, делах и помышлениях; посему таковой чрез внутреннее просвещение познает волю Господню, как бы слыша некоторый глас...
О богословском образовании: Слово, соприсносущное Отцу, творит чистоту совершенной, пришествием Своим умертвив смерть, а когда она умерщвлена, ученик богословия получает просвещение.
Надежда есть несомненное владение сокровищем еще прежде получения сокровища.
Вкушение даров Господних рождает надежду, ибо невкусивший оных не может не иметь сомнений.

О пастырстве

Истинный пастырь есть тот, кто может погибших словесных овец взыскать и исправить своим незлобием, тщанием и молитвой.

Наставляя низших, сам учись сначала свыше...

Прежде всего, честный отче, нужно нам иметь духовную силу, чтобы помогать тем, которых мы дерзнули вести во святая святых и покусились показать им Христа.... Ибо когда сии руководимые находятся еще в преддвериях святилища, и мы видим, что толпа хотящих им воспрепятствовать войти угнетает и утесняет их, тогда мы обязаны взять их за руку, как младенцев, и освободить от сей толпы, то есть от бесовских помыслов. А если они еще очень младенчественны или немощны, то нужно их и на плечи взять и понести, пока они пройдут дверь сего поистине тесного входа, ибо тут обыкновенно бывает самое давление и теснота...

Если духовный врач изобилует душевным безмолвием, то при попечении о недугующих не много имеет нужды во внешнем; если же он не обладает первым, то должен употреблять последнее.

Кто поистине обрел милость у Бога, тот неприметно может благодетельствовать недужным, чрез то имея две выгоды: и себя сохраняя невредимым от ржавчины славы, и располагая помилованных воздавать благодарение Единому Богу.

Никакой дар от нас Богу не может быть столько приятен, как приношение Ему словесных душ чрез покаяние. Ибо весь мир не стоит одной души, потому что мир преходит, а душа нетленна и пребывает вовеки.

св. отцы, Лествица

Previous post Next post
Up