Из дневников о.Василия Серебрянникова. Окончание

Nov 07, 2009 11:11

Записи без дат.

           *

На Страшном суде, по содержанию канонов, о помиловании грешников будут молиться Матерь Божия, Иоанн Предтеча, Апостолы, Ангелы, в частности, Ангел Хранитель и, возможно, святые, которым при жизни был дан великий дар брать на себя разрешение грехов людей.

Да, надо за Литургией молиться за всех Православных христиан.

*

В сердце чувствовать себя ниже и хуже всех людей.

Кроме внимательной молитвы нужно смирение и преданность воле Божией, которая поведет по ступеням ко спасению, указывая ясно и реально на отрицательные состояния души, мешающие получению Божественной благодати, которую должен иметь христианин. По мере труда, Господь даст в должной мере.

Обет молиться. Все осквернено: ум, сердце, воля, чувства, тело.

Наставление мамы перед смертью [как бы ни было трудно (духовно), никогда не отчаиваться].

Исполнять заповедь Божию до конца дней.

*

Обилие помыслов (поток собеседования), отчасти бесовских, не есть глубина человека и глубина духовной жизни, а наоборот - болезнь, глубоко поражающая человека, при окаменении сердечном.

*

У о. Д. крупная размолвка, вернее, ссора с женой и тещей. Первое, что возникло в сердце при причащении: он должен покаяться в своих грехах (но каких, не было открыто). Предложил ему исповедоваться, но он ответил общими фразами - что это хорошо, конечно, и т.д. Но затем, через некоторое время подошел и конкретно покаялся.

Вечером, после Всенощной, когда читаем молитву перед иконой Иерусалимской Божией Матери, молился Ей о примирении. В сердце было открыто, что надо ему (о. Д.) примириться, но как - не открыто. Затем в сердце было, что примирение должно произойти через меня, что такова воля Божия. (До этого посылал о. Д. к известному благочестивому архимандриту за советом, но он не поехал). Я продолжал скорбеть и молиться. Вскоре звонок от его жены: хочет приехать. Пригласил сразу (но в это время искушение от злой силы: будет какой-нибудь скандал и неприятность). Приехав, сама заговорила о том, как бы все уладить. Обещал помочь, сказал, что о. Д. всегда меня слушает. В среду благословил его сказать [жене]: будем жить в мире! Он послушался, и во мгновение произошло примирение.

*

Чтение аскетических книг может приносить и вред. Они призывают к разным подвигам во всем их многообразии, открывают тонкости страстей, пороков, козней врагов спасения. По прочтении их мы начинаем стремиться исполнять прочитанное, частым возвращением к прочитанному возбуждаем себя к подвигу, и мгновенно падаем; мы отчасти заменяем труд мечтанием о подвиге и знанием, а иногда и глубоко калечим и поражаем свой ум. Этим поддерживаем и питаем свою самость, свое “Я” и гордость. Происходит это оттого, что в нас нет основы Евангелия, основы христианской жизни, т.е живой веры в Господа Иисуса Христа как нашего Искупителя и Спасителя, в Его неизреченную любовь к нам. Не имеем опытной веры, хотя и коснеем в страстях и грехах, и немощах от ежеминутных падений делом, словом и помышлением, веры в то, что спасти нас может только Господь Иисус Христос - по нашей вере. На этой вере, смиряясь, мы начинаем, с Божьей помощью, плодотворить заповеди Евангельские. Тогда-то чтение аскетических книг будет плодотворно, ибо мы будем полагаться уже не на себя, но, по живой вере, на Господа и Спасителя нашего, будем верой и делом усваивать Святое Евангелие.

Подвиг не ради горделивого приобретения добродетели своими трудами, а ради избавления от пороков. Человек глубоко верит в свой подвиг и успех от него... Надо искать Истину-Бога чрез веру. Не усвоив Святое Евангелие, не усвоишь и аскетику.

*

При отпевании Ю.В. окаменение [сердечное]. Вопрос в душе: отчего такое состояние? Ответ: от непрерывного восприятия греховных суетных помыслов и чувств (как поток).

*

За Литургией страдание от мертвенности души. Господи, что же делать!? - Смиряться!

*

Бог создал видимый мир как отражение неодушевленного мира. Избрал [в нем] золото, серебро, драгоценный камни - для украшения Ветхозаветной скинии, затем создал растительный мир, и избрал из него виноградную лозу и пшеницу - не только для питания, но, главное, для Святого Таинства. Создал несколько пород деревьев для сооружения ветхозаветной Скинии. И особо цветы - разнообразные по форме, цвету и благоуханию. Люди, удостоившиеся восхищения [на небо] при жизни, бывали поражены неземной красотой райских деревьев и цветов, наполненных благоуханием Святого Духа. Из райских цветов плелись венки, некоторые христианские души были украшены этими венками. Они видели небесные строения для святых душ необычайной красоты, из разнообразных материалов, удивительной легкости и красоты. Так же и Божественные храмы необычайной красоты, с бриллиантовыми крестами.

*

Бог создал [видимый] мир, и невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы (Рим. 1, 20).

*

На земле есть цветы разной формы, цвета и благоухания. Творение Десницы Божией в разной степени украшено Святым Духом...

*

Молитва.

Может быть, все дело в смирении; подражать старцу Гавриилу.

Смирение, преданность воле Божией.

Понуждение [себя] к покаянию, сопротивление помыслам.

Слабая вера. Укрепление [веры] в сердце. Страх Божий.

О прощении: как Бог прощает мне, так и я должен от всего сердца прощать.

Молитва за людей, к которым не расположен.

Не возмущаться пороками и поступками людей.

Вера в сердце в Крестную Искупительную Жертву

*

Во время Евхаристического канона [молиться] со вниманием и усилием! Противиться плотскому и душевному расслаблению.

*

Преп. Варсонуфий и Иоанн.

Необходимо постоянное покаяние в грехах, слезная радость, милость. И действительно - столько гордости, гнева, злопамятности, нечистоты, скупости и других грехов и страстей.

*

Преп. Варсонуфий и Иоанн.

Все делать только ради Бога.

*

О. А. человек действия, ума, сердца и воли. Все делает усердно и правильно, но в основе во всем должна действовать благодать.

Очищение своего сердца

*

Однажды субботним утром думал: пора исповедоваться. За чтением Всенощной В.С. усердно обо мне молилась. Исповедовался у о. А., и Бог дал исповедаться с понуждением себя, с некоторым сокрушением и подробно. После не узнал себя, по получении благодати. Внутри в сердце, и даже снаружи - благодать.

*

Получая от Господа милость - Св. Тело и Кровь Господа Иисуса Христа видимо и духовно, какой ответ дадим на Страшном суде Господнем, когда придет Он в Своей великой славе. Где вера, любовь, исполнение заповедей, где труд священника - оправдает ли он этот дар?

Сегодня прочел в который раз (и не осмыслил) молитву: “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего и от Престола славы Царствия Твоего, и прииди во еже освятити нас, иже горе со Отцем седяй, и зде нам невидимо спребываяй; и сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами всем людем”...

Еще при посвящении в сан священника принял залог сей - Св. Тело, т.е. Господа, “о немже будеши истязан на Страшнем суде”, - ибо будет испытание: сделал ли что с помощью Божией, или в небрежении без понимания и по лености сам грешил как ленивый раб, и должного не приобрел, - и все отойдет от тебя, и будет тебе в суд и осудение.

*

У меня была одна дух. дочь А.. Она все время несла внутренний тяжелый крест - уныние, и ничего не помогало - ни молитва, ни церквоные службы, исповедь и причащение - [исцеляли] на один день. Была она кроткая и добрая, но замкнутая и молчаливая, так что я и сам ее мало замечал, и она мало занимала места в моей памяти: все одно и то же состояние годами. В нашем храме (Воскресения Словущего на Арбате) она появлялась нечасто, исповедовалась. Исповедь была очень скромная - душа ее была чиста.

Она болела туберкулезом легких. Была страшно худая, изможденная. Затем болезнь приняля тяжелую форму, ее положили в туберкулезный диспансер, где она вскоре поправилась от болезни, но вследствие лечения у нее возникла саркома сердечной оболочки - накопление жидкости между сердцем и легкими. Причину болезни установить не могли. Больная сильно страдала, задыхалась. Чудом ее определили в отдельную палату, и мне удалось ее причастить...

Вскоре она скончалась легко со словами: “Мама, мама, я умираю” (мама у нее умерла еще в 1926 году).

Отпевал я ее в нашем храме, во вторник. Рядом стоял еще один гроб с покойником, и было восемь заочных отпеваний. Во время чтения над ней прощальной молитвы, при произнесении ее имени, вдруг сердце ясно почувствовало, что она разрешена от грехов, прощена и в данный момент ей открыт вход в Царство Небесное, она уже его жительница. Это было совершенно ясное чувство. Сердце мое все наполнилось радостью, и я старался, чтобы эта радость не отразилась на моем лице, что было бы странно и не понятно окружающим. Передо мною было мертвое тело, как бы ничто, и я ясно чувствовал, что дух ее уже в Царстве Небесном. Когда же закончил отпевание, я не мог сдержаться: духовное чадо входит в Царство Небесное... Не выдержал, подошел к ее знакомым, глубоко верующим людям, и рассказал, что я ощутил.

Как закрыто, непонятно и таинственно бывает: крест, данный Богом, приводит по Его милости к вечной жизни.

*

При унынии и искушениях предаваться воле Божией и смиряться.

*

О пастырях. Получению любви Божественной предшествует не только просьба (устами, умом), но и сердечное желание иметь (гореть ее получить).

*

Сердечную молитву дает Бог, все от Него и все в Нем.

Грехи искореняются искренним покаянием и смирением...

*

Если дух. дети заболевали неисцельно, я систематически их исповедовал, причащал, соборовал - до конца дней. Во время таких исповедей иногда открывалась одержимость человека. Однажды пришел к интеллигентной женщине. Она в ожидании исповеди и причащения страшно психически мучилась. Это был случай одержимости, несмотря на искреннюю исповедь. Такие указания есть у св. Григория Синаита (одержимость - посылаемое от Бога относительно легкое наказание).

*

В церкви Иоанна Воина я служил Литургию. Кончаю исповедь, подходит мужчина 35-и лет, подстриженный “под бобрик”. Сказал мне два слова, я ответил также двумя словами и положил ему на голову епитрахиль, без всякого назидания. Он отошел и, повидимому, не причащался. Я почувствовал, главным образом, какая адская злоба в него вложена, и подумал: а что же тогда в аду? (Адское состояние души, хотя он и исповедовался.) Какая же степень злобы в аду?)

*

Одиннадцать месяцев меня искушала темная сила - через людей. Был готов уйти из храма. В.С. предсказала скорое облегчение, и действительно так произошло, и я остался служить.

*

В.А. болела раком молочной железы с распадом; из за зловонного запаха, никто не мог долго находиться в комнате, где она лежала. Но я совсем не чувствовал никакого запаха, и мог подолгу беседовать с ней.

*

О.С. (Ольга Серафимовна Дефендова) подходит ко мне в храме Илии Обыденного и говорит: “Все хорошо”. - Я засомневался. Тогда О.С. подходит к иконе Божией Матери и повторяет: “Все хорошо!” Я иду, подавленный, на военную комиссию. Выходит врач, говорит просто: “Я заболела”. Тогда иду к другим врачам... Разумеющий да разумеет.

*

На даче. Ремонтировали колодец. О.С.: “Боюсь”. - Повторяет три раза. Потом добавляет: “В конце жизни будете исповедовать людей”, - что и осуществилось.

*

О.С. тайно собирала детей на елки, когда это было запрещено.
Великий Пост 1967 г.

В субботу после Всенощной говорил проповедь [перед исповедью]. Увидел у ряда прихожан благодатные перемены.

1. У девицы Н. лицо просветленное, благодатное, глаза удивительно чисты - а прежде был поразительный мрак (когда случилась эта перемена - не знаю, может быть, и до исповеди).

2. Девица В., 38-и лет, никогда не ощущала ничего Божественного - ни умиления сердца, ни покаяния. Также заметил благодатное изменение ее лица, исповедь была как никогда сердечной, со слезами.

3. Разведенная женщина Л., 36-и лет. Исповедь всегда была с трудом, краткая и от ума. После Причащения или совсем не было изменения, или чуть заметное. Во время проповеди заметил, что мрак на лице ее остается, и слова не доходят до сердца, как и у множества остальных. Тогда обратился ко всем, но главным образом, к ней, сказав: исповедь не доходит до Ваших сердец, Вы не пускаете слова в сердце. Тогда у Л. начало меняться лицо, просветляться; исповедовалась коротко, но в сердце появилось горение к Божественному пути. По причащении на следующий день на лице - светлость и благодать, как никогда.

4. Но самое удивительное наблюдал в Н., 50-и лет. [У нее] всегда адское состояние злобы и тьма смертных грехов, а страстей в сердце - мрак. Во время исповеди - просветление лица (... благодатное ?); исповедь в двух словах, но со слезами.

У всех четырех в течение нескольких лет (до одиннадцати) не было особых следов от покаяния, и от причащения - едва заметные. Перемены в них теперь не означают, что они больше не впадут в грехи, страсти и мрак, но смысл - в силе таинства покаяния - мгновенное или быстрое глубокое очищение всего состава [человека] от мрака страстей и грехов, которые накапливались годами и десятилетиями.

Учись сам покаянию и проси его у Господа. Дивное таинство!

О ектениях

После ектении “Вся святыя помянувше...” молящиеся воспринимают плоды действия искупительной Голгофской Жертвы, начинает сильно действовать спасительная благодать Божия. Поскольку человек продолжает жить, постоянно подвергается искушениям, ему необходима помощь Божия, которую он испрашивает особо в глубоком обращении к Богу во время Литургии.

В ектениях испрашивается все - и земное, и небесное. Вся жизнь человека должна протекать под Промыслом Божиим. Находясь среди искушений, человек естественно испрашивает помощи Божией по всякой потребности и нужде, и это выражается в словах молитвы на ектениях. Частое обращение к Богу с просьбами - богоугодное дело, поэтому и во время Литургии ектении повторяются. И чем ближе Литургия к концу, тем ближе прошение к Богу. Бескровная Жертва принесена, благодатию Божией мы предались Господу Иисусу Христу, и с Ним вместе, с Его помощью неосужденно глаголем: “Отче наш...”

Повторяемость ектении естественна, потому что мы постоянно нуждаемся в помощи Божией, обращение к Богу должно быть постоянно в течение жизни.

В молитва “Отче наш” начинаем с исповедания, далее, прославлять Господа должны жизнью, причащение, прошение о помощи в исполнении заповедей и защите в искушениях.

о.Василий

Previous post Next post
Up