...Святитель Игнатий писал, что он не нашел духовного наставника, который бы вполне удовлетворил его, «который был бы оживленным учением отцов». «Впрочем, - пишет он далее, - я слышал много полезного, много существенно нужного, обратившегося в основные начала моего душеназидания». В своих творениях он неоднократно замечает, что в настоящее время «почти невозможно встретить удовлетворительного наставника»
и предлагает желающим стяжать Иисусову молитву жительство по совету при руководстве писаниями святых отцов. Та же мысль, по собственному замечанию святителя Игнатия, положена в основание его «Аскетических опытов». Утверждая это, автор особо предупреждает об опасности ошибиться в выборе наставника, ибо неопытному легко принять «неискусного пастыря» за духоносного и «злохитрого делателя» за «искусного художника».
Заметим, по причине существующих противоречивых мнений по поводу указанных слов святителя, что в них вовсе не отрицается ни монашеское послушание, ни принцип послушания вообще. Не утверждается также, что живое непосредственное руководство, в том числе и по образу древних, совершенно невозможно в наше время. Напротив, руководство, по мысли святителя, весьма желательно, особенно при обучении Иисусовой молитве, как делу весьма возвышенному и сложному, «науке из наук»*. Ищущий - да обрящет! Но найти таковое было непросто и в древние времена, ибо и тогда редки были «живые сосуды Божественной благодати». Давая понять читателю, что представляет собой такое руководство, Преосвященный Игнатий приводит слова преподобного Иоанна Лествичника к пастырю: «Прежде всего, о честный отец, потребна нам духовная сила, чтоб тех, которых мы возжелали ввести во Святая Святых… когда увидим, что их теснит и угнетает народ, с целью возбранить им желанный вход - мы могли, взяв за руку, как младенцев, освободить от народа помыслов. Если же младенцы крайне голы и немощны, то необходимо нам поднять их на рамена, и возносить на раменах, доколе они не пройдут через дверь входа, точно знаю: обычно там быть всевозможной тесноте и давке…» [ Слово к пастырю. Гл. 14. Ст. 3; заметим, что в этой цитате речь идет о научении внутренней молитве].
Святитель Игнатий не говорит о совершенном исчезновении таковых наставников в наше время (ибо Святой Дух будет действовать в Церкви до конца времен), но лишь о «крайнем оскудении» и, по этой причине, о преимущественном руководстве писаниями при совете с более опытными делателями. Если не обрящем - да не отчаиваемся! Это два разных пути к обретению одной и той же цели, начертанные Промыслом Божиим. Один - короткий, прямой и верный, другой - длинный, извилистый, более опасный и потому требующий сугубого внимания, изучения и совета с опытными - с теми, кто хотя и не пришел в меру древних подвижников, но в своем многотрудном подвиге умудрен Тем же Пастыреначальником, Который в прежние времена давал силу духоносным пастырям**.
* В недавнее время пример такого руководства, и в целом жизни по древним монашеским (исихастским) принципам, находим в братстве старца Иосифа Исихаста (†1959); на тех же принципах ученики старца основали ряд монастырей на Афоне и за его пределами. См.: Старец Ефрем Филофейский. Моя жизнь со старцем Иосифом / Пер. с греч. архимандрита Симеона (Гагатика). Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2012.
** Здесь речь идет о разных способах передачи и восприятия Предания, данных христианам разных эпох по Промыслу Божию. Прежде - преимущественно через непосредственное водительство, от старца к ученику, ныне - преимущественно через посредство святоотеческих писаний.