Молитва ставится в очень строгие святоотеческие рамки трезвения, покаяния - ни влево ни вправо, ни о каких утешениях не помышлять, ибо недостойны. И рисуется путь такой весьма мрачный. Но что-то же привлекает душу к молитве и укрепляет на этом с виду безрадостном и тяжком пути? Иначе кто бы смог одолеть его, имея только смутную надежду в будущем?
Ответ:
Нет ничего тяжкого в молитве. Это труд, но не каторга. И этот труд, в свое время, приносит драгоценнейшие плоды. Часть из которых, обычно дается на пробу в самом начале, чтобы труженик знал для чего трудиться. А предостережения и строгие правила необходимы, ибо враг всегда рядом и использует любую возможность, чтобы испортить дело. Надо помнить, что молитва это, без всякого преувеличения, обоюдоострый меч, который может посечь без остатка все вражеские силы, сколько бы их не восставало на молящегося, и сделать его победителем. Но при неразумном, неосторожном, неблагоговейном отношении этим мечом недолго поранить и самого себя.
Молитву можно сравнить с ездой на автомобиле. Если ездить по правилам, то наличие машины может принести массу пользы ее обладателю по сравнению с тем, кто ходит пешком. Но если ездить пьяным или грубо и систематически нарушать правила, то это однозначно закончится катастрофой. Нельзя ехать по шоссе и разглядывать окружающие пейзажи - нужно следить за дорогой. Иначе окажешься в кювете. Тем, кто склонен увлекаться чувствами, демон подсовывает ложные, псевдо-духовные переживания, а порой и ощущения, начинает «подруливать» его «автомобилем», и в конце концов полностью берет управление на себя и завозит несчастного в такие дебри, из которых потом и выхода не найти.
А тот, кто не «давит на газ» в попытке «доехать до горизонта за полчаса», а терпеливо трудится с пониманием того, что Господь подаст ему необходимое по мере очищения души его, добирается до этого самого горизонта в положенное ему время.
Если человек искренне кается в своих грехах, то за вместе с покаянием приходит и умиленное утешение, которое разгоняет всякий мрак.