Продолжение, 1980 г.
1 января
Литургию совершал сухо, но при исповеди одной прихожанки поскорбел с ней сердцем и, читая разрешительную молитву, умилился до слез и почувствовал, что грех ей прощен.
Совершая таинство Евхаристии (особенно в момент Пресуществления: “еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим,.. низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия”) надо всего себя - уста, слова - отдавать Св. Духу; но и самому участвовать в этом таинстве.
2 января
Во время рассказа мне [одним прихожанином] о бедствиях и скорбях, грехах и гибели многих родных и знакомых в сердце вдруг появилась скорбь о грехах всего мира (которых множество) и желание в сокрушенном духе молиться о всех людях, и были слезы умиления.
5 января
В Божественной Литургии заключено все - вся история от создания видимого и невидимого мира, жизнь Спасителя, Его моление ко Св. Троице о спасении мира, Жертва, страдания, участие Св. Троицы в искуплении и созидании тела Церкви.
6 января
На Литургии в Рождественский Сочельник во время особо углубленного чтения Херувимской песни почувствовал в себе изменение, ибо открылось, что священник в это время должен уподобляться Херувимам и воздетые руки - это как бы их крылья.
7 января
Рождество.
Во время Литургии. Хотя это и известно, но тут ясно почувствовал, что надо служить в полном покое сердца и ума - что мне трудно, ежедневные волнения и страсти возмущают душу.
Еще было в сердце: дать одному священнослужителю отпущение грехов, хотя я и не хотел этого делать. Но когда в сердце такое указание возникает, надо исполнять. Отпустил - стало спокойно (а перед этим было много бесовских искушений, волнений).[1]
*
Рождество.
Литургия. В Алтаре много алтарников и прихожан. Почувствовал, какой мрак и безблагодатность в них. Сказал: “Как хорошо бы, как в первые времена, всем причащаться - кто, конечно, не кушал”. Один священник не согласился - не будет соблюдена формальность. Другой сказал: “Надо помнить: огнь поядающий - Причастие”. Остальные стояли в смущении и промолчали. Я объяснил, что это была потребность моего сердца - всех объединить св. Причащением. Во время пения “Отче наш” в сердце ясно открылась причина этого [безблагодатности] - отсутствие любви Христовой.
8 января
Прихожанка рассказала, как одна христианка, увидев священника в непотребном виде, перестала ходить в храм. Я поскорбел, но вдруг вспомнил, как смутил одного интеллигентного прихожанина тем, что, давая крест, разговаривал и смеялся (в чем уже каялся); он тогда сказал: “Опять искушение”. Что было с ним далее, не знаю. Я снова покаялся в этом грехе своему собрату.
Ехал в такси. Сел на переднее место, рядом с шофером. У меня был пирог. По дороге в сердце: дать часть пирога шоферу. Спросил его, он согласился. Я дал ему половину пирога. Он поблагодарил и сказал: “Почему так много?” Это, как я думаю, для славы Церкви и служителя.
14 января
В день своего Ангела.
Вечером В.С. было открыто, что мне надо служить Литургию на преп. Серафима Саровского [15 января], для того, чтобы избавиться от епископского сана, который могли мне предложить или назначить. Хотя было уже восемь часов вечера, и я очень устал, прочел все положенные правила и службу (Всенощную) и утром довольно легко служил.
Непостижимость и [вместе с тем] постижимость Первого Лица Святой Троицы.
15 января.
Частично открылся Промысел любви Святой Троицы к людям. “Ты бо еси Бог неизречен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно Сый,.. Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый...” “Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный...”[2] - чрез Святые Тайны, Причащение Тела и Крови очищаемся от грехов и соединяемся с Тобою. Ядый Мою Полть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем[3]. Прот. Иоанн Кронштадский так это чувствовал: “Господь во мне лично - Бог и Человек ипостасно, обновительно, обожительно” ? (что я ощутил в себе), и я в малой степени ощутил величие этого таинства. Как непостижимый во Святой Троице [Бог] стал видим, ощутим, осязаем и духовно очищает [человека] в соединении с Господом Иисусом (и чрез Него со Святой Троицей).
Более пока изъяснить трудно, сил нет.
17 января
Утренние молитвы.
Открылось, как велики благодатные дары человеку-христианину - вплоть до причащения и усыновления; в особенности священнику, который должен их испрашивать у Бога и иметь освящение. Главное же [из даров] (как потом об этом думал) - это любовь благодатная к Богу и людям.
19 января
Крещение Господне.
Литургию служил трудно, сухо, отчасти это было от страха, волнения, угнетения и усиления болезни. Начал размышлять [о том], как все легко разрушается, и разрушается от грехов и страстей, - а сказано: “Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим”. Молился об этом.
Что же надо иметь?
1. живую веру;
2. смирение;
3. преданность воле Божией и
4. основание - заповеди Божии.
Перед причащением возникла мысль: а чувствую ли я прощение грехов и сознательно ли молюсь об этом? - Полноты нет. Почему не чувствую полноты? Что же делать? Надо готовиться к Литургии покаянием и получать прощение грехов, причащаться с верою и вообще готовиться всем своим составом [души и тела] - так думаю, а что будет на практике, не знаю. И еще смирение нужно и сознание, что все творит Бог, а ты ничтожный грешник, требующий за себя искупительной жертвы Господа.
20 января
Служил Литургию. Начал с трудом и сухо, и вдруг в сердце явилось чувство, что надо и самому каяться - молимся о своих грехах, а затем и неведениях христиан (прихожан). Стал каяться, понуждать себя к покаянию и Бескровную Жертву приносить и за себя, за свои грехи. Во время причащения сердце наполнилось умилением и благодатию, так что два раза пытался читать вслух, как обычно, молитву “Верую, Господи, и исповедую”, но не мог от переживания - только частично прочел про себя и чувствовал, что все от Бога и начало всему Бог.
Значит, за Литургией надо усердно каяться в своих грехах.
25 января
Пробовал умом объяснить слова “Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся”, но не мог правильно объяснить, и оставил [усилие]. Вот как объясняет это Иоанн Кронштадский: “приносит (архиерей, священник) от лица всех и за всех единую безмерную... Жертву Христа Сына Божия, единого могущего преклонить на милость Бога Отца и искупить весь мир” ?. О. Иоанн делает ударение на слове о всех, т.е. за собравшихся в храм людей.
А вот переживание и объяснение одной мирянки (монахини) с очищенным сердцем. При словах “о всех” в сердце воспоминается нисхождение и воплощение Спасителя (о чем я тоже думал: почему же этого нет в начале [священнической молитвы]) и далее [в сердце] произносятся слова из служебника: “крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение,.. второе и страшное пришествие...” (причем она никогда не читала этих слов). Это при словах “о всех” - т.е. о вышеизложенном. А “за вся” - это и о всех христиан в храме!
27 января
Болел. Мысли дома.
Служил неблагоговейно. Такое же поведение в св. Алтаре.
Исповедь страшная и великая вещь - отпускаешь грехи во имя Св. Троицы.
Какой же дам ответ? Хиротония: приими Агнец Сей... в немже дашь ответ на Страшнем Суде[4].
5 февраля
Литургию служил сухо. Во время чтения Евангелия (Мк., 64 зач.) воспринял не Тайную Вечерю, а [проявление] некоторой немощи учеников: не могли в Гефсиманском саду бодрствовать с Господом страдающим, - а уверяли, что готовы умереть за Него. Но затем открылось и их достоинство - состояние их духа (были простосердечны и искренни, а не притворно благоговейны).
В жизнеописании оптинского старца иеромонаха Леонида есть вопрос старца ученику:
- А чем наипаче привлекается благодать Божия?
Ученик отвечает:
- Не ведаю, батюшка.
Старец:
- Если бы был, яко апостоли, простосердечен, и не принимал бы на себя вида особенного благоговения, ходил бы, не лицемерствуя, то этот путь, ближайший ко спасению, привлекает благодать Божию. Непритворство, нековарство, откровенность души - вот что приятно смиренному сердцем Господу. Аще не обратитеся и не бедете яко дети, не внидете в Царство Небесное[5].
Только после причащения Св. Телом, у св. Чаши, открылось в сердце, что самому священнику сначала надо с верою произносить все слова молитв и чувствовать в себе действие слов Евхаристического канона, точнее, слов молитвы перед причащением Св. Тела и Крови Господа Иисуса Христа - т. е. что грехи прощаются, и прощены. От этого изменение в сердце: появилось умиление, слезы, легкость и радость в сердце - оттого, что грехи прощены.
После службы не смог открыть церковный шкаф: один человек, как я предполагаю, уже открывал его другим ключом и с нажимом закрыл, отчего замок испортился. Что же делать, как поступить в данном случае по воле Божией? Хотя и расстроился, но надо отнестись к своему собрату во Христе [по заповеди Христовой], т.е. поскорбеть и молиться с любовью, а если нужно, то прикровенно, наедине, с кротостью и любовью попросить исправить замок. Как полагаю, Божественная Литургия дала возможность потрудиться и человеческие справедливые чувства [негодования, раздражения, гнева] покрыть любовью.
6 февраля
Болезнь.
Болезнь послана Богом. Надо усердней учиться и больше молиться. Прибегать к Матери Божией с верою и чрез Нее получать спасение.
7 февраля
Не сказал никому о шкафе и старался миром уладить. Попросил о. Д., он попробовал открыть ключом - не смог, тогда открыл ножом.
Во время чтения Апостола Евангелиста Иоанна Богослова о любви к ближнему (1 Ин. 4, 11-21) почувствовал (сердцем), что надо иметь это в сердце - любовь к ближнему, и тогда все наполнится любовью, и все будет иметь обновленный человек.
11 февраля
Служения Всенощной перед праздником Трем Святителям. Размышлял, как велик и свят Алтарь, а я этого не чувствую в должной мере. О. диакон хорошо прочел паремии и молитву “Спаси, Боже, люди Твоя...”
Как бы почувствовал внутри себя благоговейное состояние диакона, стоящего на амвоне, а затем открылось, что у меня этого нет [благоговения], и надо просить [этого] у Бога, и самому стремиться это получить - тогда служение и молитва будут благоугодны и сильны пред Богом, т.е. будут истинными молитвой и служением. Такое [благоговейное] состояние должно быть в известной мере не только во время служения, но и всегда.
12 февраля
Литургия.
Во время пения “Верую” открыто, что о. С. читает много неподходящих книг (чем теряет время для главного - молитвы). Он с этим согласен.
13-14 февраля
Для чего нужна молитва за грехи всего мира - см. предисловие к книге преп. Варсануфия и Иоанна: или чтобы гнев Божий смягчить на милость, или для умаления наказания[6].
15 февраля
Во время Литургии желал единения с паствой и молился об этом, но глубоко не получалось. Вспомнил благоговейного диакона (см. 11 февраля): каким должно быть на молитве. Начал читать про себя Великую ектению, и почувствовал, и понял, что не за паству, а вместе с ней надо молиться, возносить с верой от лица ее каждое слово к Богу, имея ее в уме и сердце. Наверное, стоял с закрытыми глазами.
***
22 марта
Служил Преждеосвященную Литургию на 40 мучеников. Всегда была неясна притча о расплате с работниками в винограднике[7]. При чтении Евангелия [этой притчи] за Литургией (служба была без диакона), открылось, что главное в притче - это милосердие Божие к людям (спасение людей), хотя по мирскому человеческому рассуждению и логична неверность [несправедливость] расплаты (для нанятых с начала дня расплата была несправедлива).
Затем вспомнил и притчу о Симоне-фарисее и грешнице[8] - правильный ответ Симона на вопрос Господа о должниках; но он не ведал ни себя, ни состояния глубокой веры, покаяния и любви грешницы к Спасителю.
26 мая
В праздник Св. Духа не служил по болезни. Открылось, что в молитве во время пения Трисвятого нужно не только видеть Пресвятой Жертвенник пред собою и представлять на небе (или не только видеть себя пред святым Жертвенником в Алтаре и представлять себя пред славою святого Жертвенника Небесного), но предстоять пред ним своим сердцем (тогда он будет в тебе).
В следующий раз при чтении по служебнику этой же молитвы (“Боже Святый,.. иже трисвятым гласом от Серафимов воспеваемый, и от Херувимов славословимый...”) представилось свое ничтожество и необходимость глубокого покаяния.
5 июня
В молитве после возгласа “Благодатию и щедротами...” обратил внимание сердца на то, что Сам Господь Своей державной рукой преподает священнослужителям Свое Пречитое Тело и Честную Кровь.
В Патерике повествуется, как сослужащий преп. Марку Подвижнику священник во время совершения Литургии при причащении всегда видел руку, преподающую св. Марку Св. Причастие[9].
Прежде, хотя произносил эти слова, но брал [Св. Тело и Кровь] как бы самостоятельно.
8 июня
Утренние молитвы.
Открылось, что Трисвятое надо читать со страхом Божиим, каяться во грехах и чувствовать свое недостоинство, ибо и пророк Исаия, когда увидел в видении Престол и Сидящего на нем, пришел в страх и просил очищения своего[10], - а мы обычно механически и без смысла читаем Трисвятое.
9 июня
Чаще молиться и каяться.
13 июня, пятница
На даче, в отпуске. Болезнь ухудшается, медицинского объяснения причин нет, находит уныние, мысли, что не смогу служить. При чтении молитв по служебнику приходит мысль, что в такой немощи и слабости больше испытывается сущность человека, а при здоровье и помощи благодати - легко (и первое, может быть, выше второго). И далее приходит на память ответ св. Варсануфия Великого на вопрос о болезни брата Андрея: что это Бог по любви Своей испытывает его произволение, посещая его болезнью[11].
Тогда В.С. сказала, что ей утром было совершенно ясно открыто, что Ангел Хранитель укрепляет мой дух в болезни - нужно потерпеть волю Божию в полной Ему преданности. Это было радостно слушать.
17 июня
Но все же болезнь ухудшается - ужели так и ждать конца отпуска? Надо все же трудиться, но как?
При чтении утренних молитв открылось, что надо усердно молиться вместе с Ангелом Хранителем. Прочел канон Ангелу Хранителю (Иоанна Монаха). Открылось многое об Ангеле Хранителе: его близость к Богу и человеку, попечение о нем и содействие его спасению.
Да, требуется подвиг веры, постоянный труд, молитва и преданность воле Божией.
30 июня
Вечер. Стал читать Херувимскую. Открылось, что священник с воздетыми руками (изображающими крылья Херувимов) и сам по духу должен быть Херувимом. Чрез воздетые руки священника должна идти молитва (конечно, благодатию), как через уста из сердца. В это время прославляется Святая Троица: “И Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе”.
*
Многие святые молились с воздетыми руками. Старец схиархимандрит Захария утверждал, что преп. Сергий молился пред Престолом Божиим с воздетыми руками, и что молитва его имела великую силу[12].
*
Ангельские чины.
Серафимы и Херувимы, и все небесные чины славословят Господа всем своим составом: славословят и парят вокруг (движение), как видели святые праведники иеросхимонах Феофил Киевский, схиархимандрит Гавриил[14], схиархимандрит Кириак и др.
Господь Иисус Христос словом, но чрез руки, “благодарив и благословив, освятив, преломив, даде (Пречистое Свое Тело)... апостолом”, так же и Божественную Кровь. В земной жизни Господь словом, и иногда посредством рук, исцелял и благословлял.
Подобно сему и священник в Божественной службе совершает таинство и благословляет.
9 июля
Где за Литургией нужно молиться о прощении грехов на Страшном Суде?
1. Великая ектения.
2. Символ веры: “... и восшедшаго на небеса... и паки грядушаго судити живым и мертвым”.
3. [Молитва возношения:] “Поминающе убо... второе и славное паки пришествие”.
Это пока не ясно.
И надо помнить, что получил при хиротонии: Св. Тело и Кровь, и что будешь за это истязан - если не сохранишь достоинства священства.
Литургия содержит молитвы и о будущем. Жертва крестная очистительно охватывает настоящее и будущее, твою жизнь на земле и после смерти...
----------------------------------------------
[1] Во время Литургии в сердце часто возникали подобные указания. Но затем Господь смирил: единение в служениии было разрушено (а прежде служили единым сердцем).
[2] Молитвы Евхаристического канона.
[3] Ин. 6, 56.
[4] После хиротонии митрополит Николай положил на правую руку о. В. пресуществленного Агнца с этими словами, которые глубоко запали ему в душу, прибавив: “Молитесь, молитесь”.
[5] Мф. 18, 3. Ответ старца см. в кн.: Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Оптина пустынь, 1876. С. 87-88.
[6] Преп. отцев Варсануфия и Иоанна руководство к духовной жизни... Спб., 1905. С. XV-XVI.
[7] Мф. 20, 1-16.
[8] Лк. 7, 43.
[9] Лавсаик. Гл. 19: о Макарие Александрийском (Спб., 1873). Преп. Макарий говорит об Ангеле, хотя он видел только кисть руки.
[10] Ис. 6, 1-7.
[11] Ответ 213.
[12] См.: Старец Захария (1850-1936), схиархимандрит Троице-Сергиевой Лавры. Житие, подвиги и чудеса. М., 1993. С. 65.
[14] Архим. Симеон. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой Пустыни. Краткое жизнеописание. Псков, 1916. С. 84-85.