1979 г.
27-29 января 1979 г.
В.С. потеряла молитвенное общение с Маргаритой Васильевной. Но в субботу за Всенощной получила глубокую молитву в единении с ней.
29 января 1979 г.
В.С. спросила меня, почему у них с Маргаритой не было откровенности. Я ответил: не знаю. Через некоторое время В.С. сказала: мне открылось, что такова воля Божия, и жаль, что не было общения. Я ответил: все уже кончено, она уже умерла - что впоминать.
7 февраля 1979 г.
Почему исповедь, и в особенности разрешение грехов, проходит вяло, холодно, без участия сердца и... веры? Ответ в сердце - для этого нужна чистота сердца, тогда будет явно очистительное действие благодати во всех действиях и с большой духовной силой.
12 февраля 1979 г.
За Литургией. В сердце: все, даже малейшее, испрашивается у Бога. Вначале будет ощущение полного своего бессилия в духовной жизни и ожесточение [сердца] за службой. Все духовные переживания - от сознания полной своей немощи.
21 февраля 1979 г.
При чтении об оптинских старцах. В сердце: путь к Богу - молитва.
23 марта 1979 г.
Во время неприятностей о. Н. с причтом - волна [неприятностей] за службой. В сердце открылось, что этим Господь хочет исцелить сердце, очищая его от порока (гнева). Почувствовал в сердце любовь-умиление к о. Н. Но чистота эта была временной, а потом снова чувство неприязни.
28 марта 1979 г., среда
За Литургией обратил сердечное внимание на слова “С верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем”.
12 августа 1979 г., воскресенье
Во время Литургии. Размышлял о том, как понимать слова “за вы ломимое Тело”: они отражают страдания Господа на кресте (изменение положения тела от страданий). Днем беседовал об этом с дух. дочерью, но все еще было неясно. Надо помолиться о вразумлении.
14 августа 1979 г., вторник
Первый Спас. За Литургией отчасти прояснилось, что эти слова [“за вы ломимое тело”] произносятся в воспоминание того, что было на Тайной Вечери. Сие творите в мое воспоминание. Бескровная Жертва, и без страданий; по форме отличная от Голгофской Жертвы, но по существу соответствующая Искуплению.
25 декабря 1979 г.
День св. Спиридона Тримифунтского.
Первая половина Литургии - борьба со страхами и угнетениями; затем открылось, что священники (в том числе и я) будут испытаны на Страшном Суде, когда все предстанут во грехах своих, за то, что не молились усердно о своей пастве, а может быть, и о тех, кто будет осужден, и о всех православных христианах. Далее почувствовал, что за Литургией молится и торжествующая Небесная Церковь (Ангелы) (“с сими и мы блаженными силами вопием и глаголем”), а также святые, которые в Боге и близки Богу, велики и святы (“отмый, Господи, грехи поминавшихся зде... молитвами святых Твоих”), и далее может оказаться (к сожалению), что место священника совсем пусто, его молитвы нет совсем, чем (в известной мере) нарушается единение на Литургии, т.е. единство с Небесной Церквью, с сотворенными во времени членами Небесной торжествующей Церкви - ангельскими силами и святыми. Хотя Божественная Литургия совершается в полноте. Священник должен участвовать в Литургии, с помощью благодати, служа сознательно с верою и любовью. Изложить это трудно, ибо все было только в сердечном чувстве, относительно кратко и сжато.
*
В.С. открылось в сердце во время чтения правила ко св. Причащению непостижимое смирение Божией Матери, и далее, то, что Ее естество так очищено и освящено, что к Ней не мог приступить никакой грех.
30 декабря 1979 г.
Читая молитвы перед Литургией, обратил внимание на слова: “Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего, и укрепи мя на предлежащую службу Твою”. Повторил ее второй раз, прося помощи Божией.
Во время Евхаристического канона, при произнесении слов “Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа...”, открылось, что священник должен быть весь освящен Св. Духом.