Слово на отпевании
(цель - призвать людей предстоящих к покаянию, и к молитве за успопших, и дать возможность им самим сделать некоторые выводы
о христианской или нехристианской смерти усопшего). Да упокоит Господь душу новопреставленного раба Своего (…) со святыми, простив ему все согрешения вольные и невольные.
(Смерть - как временное расставание). Расставание с усопшим можно сравнить с расставанием с живым человеком, отправляющимся в долгое путешествие. Расставаясь с живым человеком, мы печалимся и скорбим, но мы знаем, что с человеком, уехавшим мы снова можем увидеться. Подобно и с расставанием с усопшим - расставаясь, мы печалимся и скорбим, но мы также знаем, что всем нам предстоит встретиться, всем предстоит пройти этим путем - дорогой смерти.
(Как помочь усопшим?) И для того, чтобы встреча тогда оказалась радостной, для этого сейчас нам нужно жить подобно блж. Ксении Петербургской. Поскольку она также рассталась со своим мужем, когда ей было 26 лет. После этого она прожила еще 45 лет в течение которых старалась помогать своему мужу, и сама готовилась к вечной жизни. После смерти своего мужа, блж. Ксения совершенно изменила образ своей жизни, и жила уже для вечности, и для оказания помощи своему мужу. Каждый день она помогала своему мужу - ежедневной молитвой о нем, моля Бога о прощении его грехов. Также блж. Ксения помогала своему муже совершением различных добрых дел, которые она совершала с молитвой о своем муже, прося Бога, чтобы Он её добрые дела принял - как бы от рук её мужа, и ему подал милость за её дела. Помогала блж. Ксения своему мужу подачей милостыни нищим и всем нуждающимся, прося Бога, что жертву эту (милостыню) Господь принял как бы от рук её мужа, и ему подал милость.
Подобным же образом и мы можем помогать нашим усопшим: 1. Ежедневной молитвой о них. 2. Добрыми делами с молитвой о усопших. 3. Подачей милостыни с молитвой о усопших. Все перечисленные выше средства доступны для каждого человека. Поэтому если кто из вас желает помогать своим усопшим, то возможности для этого каждый из вас имеет.
Для человека, переступившего черту смерти, не представляют никакой ценности материальные предметы, ни какие пиршества и застолья, но самое ценное и дорогое для него - это ваша сердечная молитва о прощении его грехов, ваши добрые дела и милостыня с молитвенным воздыханием о усопшем. Именно этого ждут от вас усопшие, надеются на вашу поддержку, на ваши молитвы. Поэтому если усопшие дороги для вас, то не оставляйте их без вашей помощи, без вашей поддержки, без вашего ежедневного молитвенного ходатайства перед Богом. Два принципиально разных вида смерти.
(Два принципиально разных вида смерти). Смерть предстоит перед каждым человеком, никто её не избежит. Но умереть можно по-разному - можно умереть во грехе, а можно умереть в покаянии. Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу».
Поэтому смерть нужно принципиально разделить на два вида: одну можно назвать христианской, мирной или по-светски сказать - счастливой, а другую - нехристианской и несчастной. Какой смерти человек сподобится - зависит от его свободного жизненного выбора.
(О христианской смерти). Христианская смерть - это смерть с покаянием. Это смерть, которую мы празднуем каждый день вспоминая память святых. День памяти св. Серафима Саровского, свт. Николая Чудотворца, и других святых - что это за день? - Это день их смерти, дата их смерти. И этот день Церковь отмечает как великий праздник. Смерть отмечает - как праздник. Потому что смерть святого не является трагедией, но временем получения воздаяния - награды, успокоения. А святые есть и сейчас. Русская пословица говорит: «Не стоит город без святого, село без праведника». Если бы не было святых, то мир прекратил бы свое существование.
(Слова ап. Павла перед смертью). Св. ап. Павел, зная о приближении своей кончины, сказал: «Я беговую дорожку закончил, дело совершил, и готовится мене венец праведности (готовится для меня награда), для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение». Но повторить эти слова за ап. Павлом может не всякий человек. Не каждый может сказать, что дело он совершил (дело Божие). Не каждый может сказать, что готовится для него награда от Бога, но напротив, многие если представят сейчас: если жизнь закончится в этот момент, и нужно будет сейчас предстать пред Богом, то совесть многих людей может засвидетельствовать, что не награду ожидает душа, но что Господь обличит душу во многих грехах. Поэтому не каждый может сказать, что смерть для него - приобретение. Но только тот, кто искал Бога в своей жизни, стремился познавать Его, интересовался Им, старался соединиться с Ним, насколько это возможно - в этой жизни. Кто в этой жизни искал Бога, как - Творца жизни, Источника жизни, тот со смертью достигает своей цели, и потому смерть для него - приобретение. И напротив, тот, кто поставил иные цели в своей жизни, у того со смертью все они рушатся, все цели человека в день смерти обращаются в полное ничтожество. Что толку - приобрести весь мир, а душу свою погубить?
(Каково было отношение человека к Богу перед смертью?) Христианская смерть - это смерть человека, о котором мы знаем, что он не имел популярной на сегодняшний день отговорки, которая звучит обычно так: «Бог у меня в душе, в храм ходить - не обязательно». Когда говорит человек так, то хочется его спросить: «Скажите, как вы достигли такого результата, что Бог у вас в душе? - поделитесь своим опытом». Если бы так сказал св. Серафим Саровский, то его слова были бы для нас понятны и убедительны - он ходил в Храм на БОГОСЛУЖЕНИЯ, исповедовался, Причащался - Бога в себя принимал в таинстве Причастия, поэтому Бог действительно был в его душе. Каждую неделю он прочитывал весь Новый Завет.
Но обычно такую «пословицу» высказывает человек, который о Боге ничего не знает, и не пытается узнать, не читает регулярно Священное Писание, познание Бога находится вне сферы его интересов, и его представление о Боге обычно ограничивается такой формулировкой: «Что-то «там» есть». Вот и всё его познание о Боге. И Бог в его жизни стоит на самом последнем месте. На первом же месте для человека стоит различная житейская суета, а на втором - забота о развлечениях, об удовольствиях. И из уст такого человека «Бог у меня в душе» - слова эти вызывают справедливое сомнение и недоверие, скорее всего это обычная отговорка, которую выдумывает себе современный человек, для мнимого объяснения себе того - почему он проходит мимо храма.
Но если мы о усопшем знаем, что он такой отговорки не имел, но приходил в храм на богослужения и не для того только, чтобы свечки ставить, потому что - Богу свечки не нужны, никакая свечка душу человека не спасет, и никто от Бога свечками не откупится (свеча - есть символ горения нашей внутренней молитвы, и символ нашего пожертвования на храм Божий), но если человек усопший приходил в храм, чтобы душу свою очистить от грехов в таинстве Исповеди, в таинстве бесплатном, доступном для всех верных православных христиан, и если человек приходил в храм для того, чтобы принять Бога в себя в таинстве Причастия, без которого не может быть спасения души человека, тогда мы смерть ныне усопшего называем христианской и мирной.
(О нехристианской смерти). И напротив, несчастная смерть - это смерть без покаяния. Когда человек откладывает всю свою жизнь покаяние «на потом», «на завтра», говоря примерно так: «Вот буду я пожилым человеком, как мои родители, и тогда я стану ходить в храм и каяться в своих грехах». Но жизненный опыт показывает, что человек, который так мыслил, придя в возраст вовсе теряет способность покаяться, потому что начинает считать себя праведником, говорит примерно так: «Я не украл, не убил, всю жизнь работал, грешить было некогда, поэтому мне каяться не в чем. У меня грехов нет». Но все эти формулировки, конечно же являются заблуждением, потому что нет праведного ни одного, и никогда не было на земле праведного человека, кроме Бога. Поэтому и все святые считали себя самыми грешными, и видели свои грехи как «песок морской». Потому что, чем ближе человек к Богу приближается - к Свету, тем больше видит свои грехи, свои недостатки.
(Еще о помощи усопшим). К сожалению, большинство людей переступают черту смерти - не готовыми, без покаяния, и поэтому они особенно нуждаются в нашей молитвенной помощи (поскольку крещенный человек - имеет надежду…).
Молиться за усопших нужно каждый день. Православные христиане ежедневно читают утренние молитвы, в конце которых есть и молитва об усопших. Но если нет у человека привычки молиться каждое утро, или он никак не может рассчитать свое время, чтобы проснуться на 5-10 минут раньше, и посвятить 5 минут молитве Богу. То помолиться хотя бы об усопших в течение дня всё равно необходимо - в крайнем случае сделать это можно по пути на работу, находясь в транспорте, произнеся краткую молитву: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (назвать имена, за кого молимся) и прости им вся согрешения вольные и невольные, и даруй им Царствие Небесное». Чтобы произнести такое молитвенное ходатайство пред Богом за своих близких - займет у вас полминуты в день, поэтому никто не может оправдаться пред Богом нехваткой времени, никто не сможет сказать: «Господи, мне было некогда, я был сильно занят работой или огородом» - одну минуту, каждый человек может уделить.
(Чтобы молитва была сильнее). Ну а чтобы ваша молитва имела большую силу пред Богом, большее дерзновение, для этого нужно вам самим с Богом примириться. Мы просим у Бога прощения грехов нашим усопшим, но если у нас самих руки в грехах, то молитва наша имеет не большую силу. Поэтому, кто действительно хочет помогать своим усопшим, я советую самим примириться с Богом, исповедоваться в своих грехах, и затем со спокойной совестью и с дерзновением просить Бога о прощении грехов усопших, ожидая (в надежде) радостную встречу с ними.
(Ожидание воскресения мертвых). И мы ожидаем не просто встречи с душами усопших, но ожидаем того дня, когда все мы воскреснем из мертвых в своих телах на Суд Божий, как и Христос Воскрес, наш Судия. Потому что несправедливо получить воздаяние только душе, но воздаяние должны получить и душа, и тело, через которое душа совершала свои дела.
Образы того, что человек воскреснет Бог вложил и в нашу природу:
• Ночь сменяется днем, ночью человек во образ смерти засыпает, а днем во образ воскресения - пробуждается.
• Зима сменяется - летом, зимой вся природа умирает, погребается снегом, а летом снова оживает.
• Как семя мы бросаем в землю, в которой оно погибает, но затем оживает и приносит плод, также мы сеем в землю и тело усопшего, ожидая его воскресения.
(Ожидание Суда Божия). В тот день (в день воскресения мёртвых) праведники воскреснут в одежде света, и день этот для них в Евангелии сравнивается с брачным пиром, торжеству которого не будет конца. А грешники тоже воскреснут, но нагими, и тогда книги совести откроются, и совесть станет перед каждым человеком, как судия, выставляя пред человеком и на всеобщее обозрение все грехи, в которых он не покаялся при жизни. Потому что за гробом уже покаяния нет, там оно уже будет как бы - вынужденным, поэтому оно там не имеет цены, и не принимается. Сейчас время, когда Бог прощает все грехи в таинстве Исповеди. В день воскресения мёртвых для одних наступит время великой славы, и награды, а для других - время великого стыда. И день воскресения из мертвых для грешников, можно назвать - принудительным судебным приводом, когда Бог воздаст полную справедливость и праведным, и грешным. Здесь на земле человек не может добиться полной справедливости, сколько сейчас совершается различных преступлений, сколько убивают людей - совершенно безнаказанно? Кто понесет за это ответственность? Может кто-то и понесет ответственность здесь, но не все, и не до конца. Но есть Суд Божий, тогда перед обидчиком предстанут все обиженные, перед убийцей - все убитые, и Бог воздаст полную справедливость.
А жизнь - это короткий промежуток времени, пройдет несколько десятков лет, или несколько лет, и все, кто сейчас живут, переступят черту смерти, но за это оставшееся время нам нужно успеть сделать свой выбор между добром и злом, оставить все свои грехи, примириться с Богом, и жизни человеческой для этого достаточно.
(Важнейшие обязанности православных христиан
по отношению к готовящимся к смерти их близким). Еще скажу «два» слова о ваших обязанностях по отношению к тем, кто готовится к смерти, поскольку со смертью близких, знакомых, человек сталкивается не один раз в жизни. И если вы себя называете - «Православными христианами», то вы должны знать, что в ваши обязанности входить подойти к человеку больному и спросить, желает ли он покаяться в своих грехах, Причаститься Тела и Крови Христовых? И если человек дает свое согласие, изъявляет такое желание, то вы должны позвонить в Церковь, пригласить священника на дом, и священник обязан приехать в любое время дня или ночи - исповедовать и причастить больного. За это ничего не надо платить, нужно только обеспечить доставку священника.
И вся суета, которой люди занимаются по подготовке к смерти, к похоронам, оказывается - ничем, по сравнению с подготовкой души к встречи с Богом, это самое главное. Поэтому всегда помните об этом, исполняйте ваши обязанности «православного христианина» по отношению к вашим же близким.