Прельщение или любовь ко Христу?

Dec 01, 2014 22:02

Изданная в 2006 году на русском языке книга "Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова" подверглась резкой критике со стороны профессора А.И. Осипова . Среди прочего проф. Осипов цитирует слова старца Порфирия, приведенные в указанной книге:
"два пути ведут нас к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь ( Read more... )

Leave a comment

Comments 52

brusilovsky December 1 2014, 19:38:28 UTC
Его путь - исключение. Таких людей не много. Но святость его, думаю, бесспорна, т.к. от его слов (из опубликованных книг) веет Христова любовь к человеку.
Мне кажется, нельзя всех под одну гребенку. К примеру, мы не будем же юродивых мерять аскетическими мерками. В каком-то роде и он юродивый от того света, что пребывал в нем.
А Осипов - понятен. Он воспитан на своем учителе о.Никоне, а тот на св. Игнатие. Это отнюдь не плохо, наоборот хорошо. Но этим не исчерпывается православие. (Вспомним критику о.Никоном архм. Софрония (Сахарова), чей путь признали афонцы вполне непрелесным. А здесь очень схожая картина)

Reply

"этим не исчерпывается православие" iereys December 1 2014, 19:44:44 UTC
Вероятно, так...

С Сахаровым тоже всё крайне не просто. Много о нём известно очень противоречивого. Да, ныне многие на Афоне его почитают. В Ватопеде даже, бывает, читают за трапезой.
Лично я от чтения его писаний пока не пришёл к какому-то окончательному мнению: много точного и глубокого, но много и слишком индивидуального, даже - болезненного, идущего, скорей всего, ещё от ранних юношеских впечатлений.

Reply

Re: "этим не исчерпывается православие" babas10 February 9 2015, 13:42:44 UTC
Дык, Афон то большой, а уж человеков то сколько...
Андрей Владимирович, когда на Афон? Может меня (без Кота) возьмёте?

Reply

когда на Афон? iereys February 10 2015, 19:51:00 UTC
Видимо, если Бог даст, после Пасхи, на Светлой.

Reply


Формальное (?) соображение anonymous December 1 2014, 19:45:14 UTC
Стоит ли искать прелесть у недавно прославленного святого? Старец Порфирий канонизирован. Не лучше ли у него поучиться? Его биография много сама за себя говорит.

Александр СПб.

Reply

Стоит ли искать iereys December 1 2014, 19:47:40 UTC
Бывает, что и святые ошибаются. Тут дело не только в личности, а в учении (словах), если вообще это всё было адекватно передано учениками или слушателями.

Reply


la_cruz December 1 2014, 19:46:53 UTC
Мне невольно вспомнилась Мария, которая села у ног Христа и внимала Ему, не думая о немедленной борьбе со страстями. Слушала Его и более ни о чем не заботилась, и этот ее выбор был назван благим. ))
Кажется, неверно противопоставлять путь любви и путь покаяния. Именно в любви покаяние и возможно. Именно через переживание любви Бога и любви к Богу. В противном случае - слишком легко скатиться в отчаяние и закончить в петле.
Да и такой ли уж это "легкий путь"? ) Божья любовь - не вздохи на скамейке).
И разве профессор Осипов не помнит историю двух кающихся монахов, один из которых плакал о своем грехе, а второй - радовался о том, что Бог его простил). Ведь оба пути были названы спасительными)).

Reply

"историю двух кающихся монахов" iereys December 1 2014, 19:50:23 UTC
Подмечено верно.
Однако в привычной святоотеческой аскетике более или менее описана практика покаянного плача и, мне кажется, что почти не описана практика достижения духовной радости.

Reply

Re: "историю двух кающихся мона la_cruz December 1 2014, 19:55:38 UTC
Может быть, потому что покаянный плач менее, если можно так выразиться, интимен, чем духовная радость?
И нет какой-то определенной практики ее достижения, потому что она вся - благодать?
Ну, грубо говоря, можно описать практику работы над своими недостатками, но как описать практику достижения счастливой взаимной любви?)

Reply

"описать практику работы" iereys December 1 2014, 20:00:39 UTC
Если почитать, к примеру, преп. Иосифа Исихаста, его учеников, и того же Софрония Сахарова, то много говорится об очень и очень тяжелой борьбе со страстями,а уже потом о возможности неких истинных духовных обретений или результатов. В случае со старцем Порфирием, похоже, возникает соблазн думать, что такого рода борьба вообще не нужна: просто полюби Христа и будет тебе результат...

Reply


(The comment has been removed)

"не ясно многое". iereys December 1 2014, 20:02:02 UTC
Да, поскольку Порфирий сам ничего не писал, смысловая точность цитат под большим вопросом.

Reply


sergei_kuptsov December 1 2014, 20:10:59 UTC
Вообще, конечно, логика у Алексея Ильича железная ((( но нужно понимать, что у греков вообще восприятие жизни иное, проще во всем. Нельзя же винить человека, прожившего всю жизнь тихо, мирно, на солнышке..Он учит пути любви, это прекрасно!. Но грустная правда в том, что это спокойствие может сослужить кому-то дурную службу, убаюкать.

Reply

"тихо, мирно, на солнышке" iereys December 1 2014, 20:14:15 UTC
Ну, это как сказать! - на Афоне, кстати, местами очень разный климат: кое-где, в особенности повыше вокруг самой горы, бывают довольно суровые для жития места ж.

Reply

Re: "тихо, мирно, на солнышке" sergei_kuptsov December 1 2014, 20:29:52 UTC
ну про солнышко - это образно, лично у него может быть тяжелая жизнь, или даже война, как у отца Паисия. Однако общее восприятие жизни у них иное, без переусложнения и русского надрыва. Лично для отца Порфирия эта позиция невмешательства и благовосприятия всего может быть и хороша и полезна ( не нам судить, очевидно ), но я про то, что она может быть вредна другим людям, которые воспримут его учение, как руководство и об этом Осипов и предупреждает.

Reply


Leave a comment

Up