Изданная в 2006 году на русском языке книга "Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова" подверглась резкой критике со стороны профессора А.И. Осипова . Среди прочего проф. Осипов цитирует слова старца Порфирия, приведенные в указанной книге:
"два пути ведут нас к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь
(
Read more... )
Comments 52
Мне кажется, нельзя всех под одну гребенку. К примеру, мы не будем же юродивых мерять аскетическими мерками. В каком-то роде и он юродивый от того света, что пребывал в нем.
А Осипов - понятен. Он воспитан на своем учителе о.Никоне, а тот на св. Игнатие. Это отнюдь не плохо, наоборот хорошо. Но этим не исчерпывается православие. (Вспомним критику о.Никоном архм. Софрония (Сахарова), чей путь признали афонцы вполне непрелесным. А здесь очень схожая картина)
Reply
С Сахаровым тоже всё крайне не просто. Много о нём известно очень противоречивого. Да, ныне многие на Афоне его почитают. В Ватопеде даже, бывает, читают за трапезой.
Лично я от чтения его писаний пока не пришёл к какому-то окончательному мнению: много точного и глубокого, но много и слишком индивидуального, даже - болезненного, идущего, скорей всего, ещё от ранних юношеских впечатлений.
Reply
Андрей Владимирович, когда на Афон? Может меня (без Кота) возьмёте?
Reply
Reply
Александр СПб.
Reply
Reply
Кажется, неверно противопоставлять путь любви и путь покаяния. Именно в любви покаяние и возможно. Именно через переживание любви Бога и любви к Богу. В противном случае - слишком легко скатиться в отчаяние и закончить в петле.
Да и такой ли уж это "легкий путь"? ) Божья любовь - не вздохи на скамейке).
И разве профессор Осипов не помнит историю двух кающихся монахов, один из которых плакал о своем грехе, а второй - радовался о том, что Бог его простил). Ведь оба пути были названы спасительными)).
Reply
Однако в привычной святоотеческой аскетике более или менее описана практика покаянного плача и, мне кажется, что почти не описана практика достижения духовной радости.
Reply
И нет какой-то определенной практики ее достижения, потому что она вся - благодать?
Ну, грубо говоря, можно описать практику работы над своими недостатками, но как описать практику достижения счастливой взаимной любви?)
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment