ГОРНЫЙ ХРАМ ТХАБА-ЕРДЫ

Apr 04, 2012 01:44

ГОРНЫЙ ХРАМ ТХАБА-ЕРДЫ



Среди историков, археологов и искусствоведов нет единого мнения о том, кто и когда построил горный храм Тхаба-Ерды. По одной версии, он возник в VIII-IX веках - и это дает основание считать его одним из древнейших христианских храмов на территории современной России. Отдавая на откуп ученым спор о точной датировке храма и о его архитектурных особенностях, мы расскажем лишь о нескольких деталях в истории и внешнем облике Тхаба-Ерды, которые могут быть интересны обыкновенному посетителю - нам с вами. А за основу возьмем исследования, которые сами ингуши считают достоверными.





1 Храм Тхаба-Ерды был основан в VIII-IX веках. На это указывает его архитектурное сходство с армянскими храмами того периода, чья датировка известна более или менее точно. В частности, речь идет о церквях армянской области Ташир (сейчас - область Лори). Например, алтарное окно Тхаба-Ерды. Аналогичные окна - двойные, узкие и арочные - часто встречаются в армянских церквях VII века. Для сравнения: в грузинской архитектуре такие окна стали появляться позднее - к X-XI векам.

2 В то же время ученые находят много архитектурных аналогий между Тхаба-Ерды и грузинскими храмами того периода. А это в свою очередь дает основание предполагать, что Тхаба-Ерды возник как «трехцерковная базилика» и был купольным - именно такие церкви были в то время распространены в Грузии. Однако на сегодняшний день от того периода осталась лишь часть основания храма. Облик, более близкий к нынешнему, Тхаба-Ерды приобрел позднее - в ходе реконструкции в X-XI веках.

3 В надписи на одной из черепиц, которая осталась от прежней, несохранившейся, черепичной кровли, упоминается католикос Грузии Арсений II (955-980 гг.). Исследователи делают вывод, что при нем храм был восстановлен и, возможно, поменял купольную структуру на зальную. Историки отмечают, что рубеж X-XI веков - время активной миссионерской деятельности следующего грузинского католикоса-патриарха - Мелхиседека I. При нем на Кавказе построили много новых церквей. Не исключено, что в поле его зрения попал и полуразрушенный (вероятно) в тот момент Тхаба-Ерды.

4 В Грузии существует народное предание, согласно которому Тхаба-Ерды был возведен при личном участии царицы Тамары в XII-XIII вв. На фоне предположения о возникновении храма в более ранний период - в VIII-IX вв. - ученые не находят археологического подтверждения этого поверья. Однако кое-что в архитектуре горного храма отвечает народному преданию - это карнизы с классическим грузинским «S-образным» орнаментом. Исследователи относят их как раз к XII-XIII вв. Очевидно, Тхаба-Ерды реконструировался и в этот период - эпоху очередного расцвета грузинского государства.



5 На западном фасаде храма - композиция с двумя персонажами. Слева - Христос. Справа - человек с крестом и мечом, очевидно, некий местный князь, заказчик храма. Вопреки принятой «субординации», изображение Христа находится ниже изображения князя. Из этого ученые делают вывод, что первоначально их расположение было другим.



6 Еще одна плита западного фасада (слева от Христа) долгое время считалась утерянной, но несколько лет назад ее нашли в одном из окрестных сел. На ней изображен бородатый мужчина с епитрахилью. По мнению специалистов, надпись на плите состоит из букв грузинского церковного письма - «асомтаврули» - и означает «епископ Георгий». Ученые относят надпись к рубежу X-XI вв.

7 Последняя масштабная реконструкция Тхаба-Ерды прошла, по мнению исследователей, в XV веке, и провели ее ингушские мастера. Очевидно, к этому моменту храм был разрушен достаточно сильно. Найденные в завалах каменные блоки строители порой ставили в совершенно случайные места. Поэтому теперь плиты, которые некогда составляли единую композицию, могут оказаться в разных стенах.





8 На одной из каменных плит изображен стрелок из лука, на плите другого фасада - животное, лань или олень. Раньше эти два изображения составляли единую композицию: возможно, это был сюжет о великомученике Евстафии Плакиде. Этот святой принял христианство после того, как во время охоты на оленя образ распятого Христа явился ему между двух оленьих рогов со словами: «Плацид, зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?»

9 Странное изображение на одной из плит: два животных, обращенных друг к другу мордами. Правое - предположительно кот или лев. Левое - крылатое животное с головой собаки. Исследователи такое существо идентифицируют как сэнмурва - это фантастический зверь иранского культурного мира. Каким образом это изображение появилось в рельефе христианского храма и каково его значение - вопрос на сегодняшний день открытый.



10 Бюст человека на одной из плит - предположительно, изображение апостола. По мнению специалистов, помещать таких апостолов по периметру храма - армянская архитектурная традиция еще VIII века

Материал подготовлен на основе статьи А. Казаряна и Д. Белецкого «Тхаба-Ерды: к вопросу о датировке церкви и ее месте в средневековом зодчестве Кавказа». Вестник Археологического центра при Министерстве культуры Республики Ингушетия. Выпуск III. - Назрань, 2009 г.

Православие, фото, Россия, Ингушетия, Кавказ, Храм Божий

Previous post Next post
Up