Японские механические куклы эпохи Эдо.

May 20, 2014 15:00

Оригинал взят у see_dreams в Японские механические куклы эпохи Эдо.

Каракури-нингё - это заводные механические куклы, которые изготавливались в эпоху Эдо. Самая известная из них,тяхакоби-нингё - кукла, подающая чай, держит в руках поднос. Если поставить на поднос чашку с чаем, кукла начинает покачивать головой, двигать ногами и перемещаться в сторону гостя, которому предназначен напиток. Когда чай берут с подноса, кукла останавливается; когда же пустую чашку ставят на поднос, она разворачивается и возвращается назад.


Другая известная разновидность кукол, дангаэри-нингё - кукла, спускающаяся по ступенькам - может делать перевороты через спину и таким образом спускаться по ступенчатой поверхности. Секрет движения куклы - в изменении центра тяжести, который происходит при переливании ртути внутри неё и заставляет куклу переворачиваться.

Karakuri from Matthew Allard ACS on Vimeo.



Техника, получившая название «каракури» и применявшаяся в заводных игрушках и японских часовых механизмах, основывалась на изучении европейских хронометров, которые появились в Японии в конце периода Муромати (1336-1573) вместе с огнестрельным оружием и другими продуктами европейских технологий. В период Эдо, когда Япония изолировалась от остального мира, эти технологии развивались независимо от европейских, породив оригинальные японские образцы механических изделий.

После того, как в XVII веке часовой мастер Такэда Киёфуса создал куклу, подающую чай, стали появляться разнообразныекаракури-нингё. Секреты мастерства изготовления кукол тщательно оберегались и передавались напрямую от учителя к ученикам. Впервые раскрыл их Хосокава Хандзо, которого ещё называли «Каракури Хандзо», выпустив в 1796 г. иллюстрированный сборник «Каракури дзуи» - первую в Японии книгу о механических устройствах.

Сам Хосокава, проектировавший различные механизмы и устройства, сделал сведения о них общедоступными, рассчитывая на то, что широкая известность принципов создания машин приведёт к появлению новых идей в этой области. Ханъя Харумицу поясняет: «Благодаря этой книгекаракури распространились в эпоху Эдо. И сейчас мы можем возрождать каракури, основываясь на подробных описаниях из неё. Впоследствии, в период реформ Мэйдзи (1868-1912), восприняв новейшие технологии, Япония в конце концов стала страной, где производят роботов - но первым шагом на этом пути была именно эта книга».


Кукол каракури-нингё отличает изящество линий и естественность движений. Они настолько милы, настолько стараются быть полезными - принести чай, например - что можно забыться и обратиться к ним, как к человеку.

- Каракури-нингё - не просто кукла, которую заставили двигаться, она сделана с особым чувством прекрасного, присущим японскому искусству. Этим она отличается от европейских кукол-автоматов, с которыми её часто сравнивают, - говорит Ханъя Харумицу.

Европейские «автоматы» - это куклы с запрограммированными движениями. В отличие от несколько бездушных автоматов, каракури-нингё вызывали у японцев родственные, дружеские чувства и были для них не только украшением дома или игрушкой, но почти живыми существами. Мастера, изготовлявшие головы кукол, портные, которые шили одежду для них, вкладывали в них душу, так что и мастера, и покупатели относились к куклам с любовью.

В древности куклы были ритуальными, культовыми объектами, наделёнными сакральным смыслом, но с распространением каракури-нингё стали использоваться для развлечения простыми людьми. Существует историческая преемственность между отношением японцев эпохи Эдо к дружелюбным, способным к выражению эмоций каракури-нингё и современным увлечением роботами в виде людей или животных. Можно сказать, что любовь японцев к роботам длится вот уже более двух столетий.

Япония, искусство

Previous post Next post
Up