Третья неделя после Пасхи в православной традиции носит название Недели о расслабленном. В этот день в храмах читается Евангельский отрывок о том, как в канун праздника Пятидесятницы Господь пришел в Иерусалим. “Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью”.
Название купальни “Вифезда” в переводе на русский язык означает “Дом милосердия”. Эта купель была прообразом дарованной Христом купели Крещения, в которой уже не раз в году, а в любой час каждый уверовавший может исцелиться, очистив себя от скверны греховной, и родиться для новой жизни. Пять крытых ходов ведущих к купальне символизируют пять Книг Моисеевых, ведущих ко спасению, то есть иудейское Писание, которое, по слову Самого Спасителя, свидетельствует о Нем (Иоан.5:39). Соответственно множество больных, лежавших вокруг купальни в ожидании движения воды и надежде на исцеление, являли образ пораженного грехом, падшего человечества, ожидавшего пришествия Мессии и спасения.
Как повествует Евангелие, при овчей купели находился расслабленный или парализованный человек, на протяжении тридцати восьми лет страдавший этой болезнью. “Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел”. Для чего Спаситель повелевает исцеленному взять постель и ходить? Это было необходимо для полной очевидности чуда, несомненности для окружающих полноты исцеления расслабленного, который, таким образом, показал, что все его члены достаточны окрепли, и он не только в состоянии идти, но и нести с собой свою постель.
День, в который Господь исцелил расслабленного, был днем субботним, днем покоя. “Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте”. На самом деле, вопреки обвинениям лицемерных и завистливых иудейских учителей, ни в этот раз, ни когда-либо вообще Спаситель не нарушал Закона. Повеление о субботнем покое никоим образом не относилось к ситуациям, касающимся спасения ближнего или даже животного. Именно на это и указывал Христос фарисеям, когда спрашивал их: “если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу”? (Лук.14:5). Сегодня каждый раввин может подтвердить правоту Иисуса в отношении к субботнему дню, но, как говорит божественный Златоуст, если в ветхозаветные времена иудеи гневили Бога несоблюдением Закона, ныне же, отвергнув и убив Христа, гневят Его, усердствуя в соблюдении того, что упразднено.
Через некоторое время после исцеления расслабленного, Господь встретил его в храме “и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже”. Эти слова Спасителя показывают нам связь, существующую между грехом и болезнью. Конечно, далеко не всегда можно ставить конкретную болезнь в связь с конкретным грехом, но болезнь вообще вошла в мир с грехопадением, и, как правило, любая болезнь имеет свой корень в грехе. Поэтому с уверенностью можно сказать, что лишь по милости Божьей та или иная болезнь не постигает нас за каждое наше согрешение.
Сегодняшнее Евангелие о телесно расслабленном иносказательно повествует нам о болезни расслабления духовного. Таковое расслабление обыкновенно наступает от отчаяния или лености и уныния, но важно помнить, что и малейшее усилие и терпение, предпринимаемые верующим в такой ситуации, не пропадут даром, поскольку Господь всевидящ, и в известный Ему момент обязательно прострет свою десницу и речет: “Встань и ходи”! Важно помнить, что спасение людей не возможно без какого-либо усилия со стороны самих людей, “ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Матф.11:12).
свящ. Димитрий Познанский, Киев