Память святителя Григория Солунского

Mar 16, 2014 21:07



Вторую неделю Великого Поста, подобно первой неделе, можно было бы также назвать Неделей Торжества Православия, поскольку она посвящена памяти святителя Григория Паламы архиепископа Солунского, приложившего все свои усилия для торжества православного вероучения о благодати Духа Святого над богохульным учением Варлаама и его последователей.

Отец святителя Григория был сановником Императора Византии Андроника Палеолога, и отличался высоким благочестием. В житии Григория Паламы рассказывается, что отец будущего святителя (тоже Григорий) настолько любил молитву, что подчас забывался в ней даже во время заседания сената. На следовавшее при этом возмущение сановников, Император говорил: «Не тревожьте его, пусть Григорий молится. Родился святитель Григорий в 1296 году, и воспитывался сначала отцом, а затем, по его смерти, самим Императором, своею любовью заменившему отроку отца, и приложившего все усилия для должного его образования. Будущий святитель отличался чрезвычайными способностями в науках, но, не смотря на открывавшуюся перед ним карьеру, любовь Императора и его уговоры остаться на государевой службе, юный Григорий, как только ему исполнилось 20 лет, удалился на святую гору Афон, где в монастыре Ватопед положил начало своему иноческому подвигу. В житии святителя, входящем в Афонский патерик, повествуется, что за время своего пребывания на Афоне Григорий сподобился обильных даров Божьих, был рукоположен в священный сан, и возглавил Эсфигменский монастырь. Афонский описатель жития Григория Паламы рассказывает и о многочисленных чудесах, свершавшихся по молитвам преподобного настоятеля Эсфигмена. Однако вселенская слава окружила имя угодника Божия в ходе богословской борьбы, завершившейся торжеством православного вероучения.

В 30-е годы XIV столетия на Афон, под видом паломника желающего научиться духовному деланию местных отшельников, прибыл калабрийский монах-ученый Варлаам. Варлаам поверхностно ознакомился с молитвенным деланием афонитов-исихастов, которые, погружаясь в безмолвие, сосредотачивали ум в молитвенном призывании Спасителя, достигая созерцания нетварного (не сотворенного) Божественного света. Вернувшись домой, Варлаам с неистовством разразился критикой «невежества» афонских подвижников. Калабриец высмеивал приемы безмолвников, применяемые ими для сосредоточения во время молитвы, утверждал, что Бог непознаваем и неприобщим, и говорил, что свет, которым просиял Господь на Фаворе, не присущ от вечности Богу, а есть ни что иное как творение. Григорий Палама, будучи на то время уже Солунским архиепископом, выступил в защиту священнобезмолвствующих, изъяснив языком богословия древнюю традицию сокровенного духовного делания, а также учение о различии Божественной сущности и энергии, и нетварности последней. Святитель писал: «Напыщенные мирской и тщетной мудростью и не внимающие мужам, опытным в духовном учении, когда слышат о Свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном Апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное.., хотя Сам Просиявший Светом на Фаворе ясно показал, что этот Свет не сотворен, назвав его Царством Божиим (Мф. 16, 28)... Везде присутствует Царь всяческих, и везде - Царство Его, так что пришествие Царства Его не означает перехода его с одного места на другое, но откровение его силой Божественного Духа... Свет Преображения Господня не рождается и не исчезает и не подлежит чувствовательной способности и, хотя он был созерцаем телесными очами..., но таинники Господа на то время перешли от плоти к духу, посредством изменения чувств, произведенного в них Духом... Воссиял тот Неисповедимый Свет и таинственно явлен Апостолам... в то время, когда Господь молился; этим показано, что родительницей этого блаженного видения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем тем, которые, при постоянном упражнении в подвигах добродетели и молитвы, устремляют ум свой к Богу. Истинную красоту свойственно созерцать только очищенным умом. Господь же наш Иисус Христос Сам от Себя имел этот Свет. По этой причине Он и не имел нужды в молитве для того, чтобы осиять Божественным Светом Свою плоть, но только показал, откуда этот Свет нисходит на святых Божиих, и каким образом можно созерцать его: ибо написано, что и святые «просветятся, как солнце» (Мф. 13, 43), то есть, всецело проникнутые Божественным Светом узрят Христа... Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который был сокрыт у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный...». Константинопольские Соборы 1341 и 1351 гг. провозгласили православность учения святителя Григория Паламы о том, что Бог, непостижимый в Своей сущности, познается в своих нетварных энергиях, а учение Варлаама предали анафеме.

Совершая Великим Постом память святителя Григория Солунского, Церковь устами апостола Петра напоминает нам, погрязшим в суете страстей, что Божественной силой дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы мы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: чтобы, прилагая к сему все старание, показали в вере нашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в нас есть и умножается, то мы не останемся без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А если нет в нас сего, то мы слепы, закрыли глаза, забыли об очищении прежних грехов своих (2 Петр., 1, 3-9).

Празднество памяти святителя Григория, защитника истины о нетварности Божественной благодати, напоминает погрязшему в грехе миру о возможности подлинного богообщения. О том, что это непризрачное богообщение доступно лишь в лоне Святого Православия. Ведь именно ереси отпадшего от Единой Святой Соборной и Апостолькой Церкви католицизма, и других порожденных им лжерелигий, лишили этого богообщения многие народы. Не имея опыта подлинной святости, обожения, католическая аскетика выродилась в потуги обретения «святости» силами падшего естества. Отсюда вместо святости распаление воображения, актерство и экзальтация, доходящая до появления стигматов. Мы же, со смирением вверяя себя послушанию святоотеческому учению, и приобщаясь благодати Святого Духа, до скончания века имеющему пребывать в нашей Церкви, помолимся святителю Григорию, чтобы в день суда не случилось недостатка елея благодати в светильниках наших (Мф. 25, 1-13). Аминь.
Иерей Димитрий Познанский

проповедь, Православие, воскресение, святые, Христианство, Христос, священник

Previous post Next post
Up