ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
Сегодня, по окончании первой седмицы Великого Поста, Церковь совершает празднество Торжества Православия. Этот праздник был установлен в 842 году созванным праведной Царицей Феодорой Константинопольским Собором в честь окончательной победы Православия над ересью иконоборчества. И это не случайно, так как именно догмат иконопочитания явился высшей степенью свидетельства подлинности боговоплощения, которое, по слову апостола Павла, есть великая благочестия тайна, на которой утверждается Церковь.
Догмат о боговоплощении, как и другие догматы Церкви - это не научные доктрины, а богооткровенные истины, немыслимые без познания Бога Духом Святым. Собственно, как говорит святитель Игнатий Кавказский: “Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7, 39). Где нет Духа, там нет Православия”.
Именно Православие, вначале как покорение своего падшего разума богооткровенным догматам, учению Церкви, является первым необходимым условием спасения, почему и святитель Афанасий Великий в своем символе говорит: “Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, еяже аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякого недоумения, во веки погибнет”. Таким образом, всякое несогласное с явленным в Церкви Божественным Откровением учение есть путь к погибели, независимо от того является ли это учение прямым отрицанием христианства или же прикрывается благонамеренной личиной “христианской” философии. Поэтому анафематизмы, провозглашаемые Церковью, и в частности сегодня - в Неделю Православия - это духовная ограда, за которой зияет пропасть погибели.
“Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской”, - эти слова Спасителя напоминает нам Церковь ныне, как бы подчеркивая, что анафема (отлучение, отвержение) - это не плод “злобной нетерпимости мрачных церковников к инакомыслию”, как думают некоторые, а человеколюбивая забота о спасении чад Божьих. Анафема в первую очередь налагается на то или иное лжеучение, а потом уже на человека в нем упорствующего. Что же касается укоров, направленных со стороны детей мира сего в сторону самой Церкви, а именно дежурных обвинений в попытках “монополизировать истину”, то на них отвечает Сам Христос в том же Евангельском отрывке: “Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Мф. 18, 14-17). Любовь Церкви в том, чтобы спасти или хотя бы попытаться спасти овцу, упавшую в пропасть, но не в том, чтобы отправить в ту же пропасть все стадо.
Также в Неделю Торжества Православия Церковь восхваляет всех “пленяющих разум свой в послушание Божественному Откровению и подвизавшихся за оное” от древних времен и доныне. Как прославление подвижников истинного благочестия, так и анафематствование лжеучений и их последователей - суть свидетельство верности Церкви своему Главе Христу, и свидетельство благодатной жизни богочеловеческого организма. Только тяжело больной или уже мертвый организм теряет иммунитет и не реагирует на заразу и разложение. Не случайно, что именно с началом возрождения церковной жизни в нашем Отечестве в православных храмах вновь зазвучали ограждающие истинное Вероучение анафематизмы, на время умолкнувшие в годы безбожия.
Вознесем же в этот день свои молитвы, чтобы Господь укрепил нас в правоверии и благочестии, и божественным светом просветил духовные очи заблудшим, чтобы всем вместе дойти туда, где “совершение веры, исполнение надежды и истинная любовь”. Аминь.
Иерей Димитрий Познанский