О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
Сегодняшняя неделя является первой из подготовительных к Великому Посту, и потому в храме читается Евангелие о мытаре и фарисее, поучающее нас тому, без чего пост и другие добродетели напрасны, а именно - смирению и нищете духовной.
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что' приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Эта евангельская притча открывает нам как бы обратную перспективу - ту, в которой Бог смотрит на человека, а не человек на окружающих. По житейскому, человеческому рассуждению, фарисей, соблюдающий установления Закона Божия, несомненно, достоин почтения, а мытарь, живущий за счет поборов со своих соотечественников, и не отличающийся добродетелями - презрен. Как же получается так, что Господь, осуждает первого, и оправдывает второго? Оказывается, установления Закона даны не для того, чтобы человек ощущал себя удовлетворенным и самодостаточным, а как средство для приближения к Богу. Фарисей, предъявляя Господу свои добродетели, не только оградил себя стеной самомнения, но и соединил мнимое достоинство с презрением к грешникам.
В тоже время мытарь, сознавая свою греховность и не смея поднять глаз на небо, был открыт для врачества Божия и спасения. Перед нами два состояния - закрытое от Бога под предлогом исполнения Его заповедей и ожидающее милости Господней, по причине видения своей греховности.
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. На протяжении всего Своего земного служения Спаситель говорил, что пришел не к праведникам, а грешникам, поскольку внешняя праведность не только не имеет ничего кроме мнимых добродетелей, но и делает человека черствым и самодовольным. Фарисей не только приписывает себе дары Божии, но и похищает суд Господень. Фарисей своим тщеславием и презрением получает осуждение, мытарь же смирением и самоосуждением восхищает у Бога милость,
На этой седмице Церковь специально отменяет обыкновенный пост в среду и пятницу, поучая нас, что спасение не во внешнем делании (которое лишь средство спасения), а вящая Закона: суд, милость и вера. Кроме того, приводя на память притчу о мытаре и фарисее, Церковь, в преддверии Великой Четыредесятницы, учит нас одному из важнейших правил молитвы: «Для правильности молитвы надобно, чтоб она приносилась из сердца, наполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного. ... Остерегись! Не возбуди [Божьего] негодования небрежением и дерзостью... Он благоволит, чтоб даже ближайшие к Нему, чистейшие ангельские силы предстояли Ему со всяким благоговением и святейшим страхом" (Свт. Игнатий Брянчанинов).