Оригинал взят у
sasha_bogdanov в
Иконография и география Богоявления. Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому,
что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы:
Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде
голубя.
Из ранних изображений Крещения Господня наибольший интерес
представляют Равеннские мозаики V-VI вв. В куполе Православного
баптистерия Крещение Господне имеет сложную иконографию: Спаситель
представлен обнаженным, с власами назорейской длины, с бородой, с
опущенными вниз руками; Он стоит по пояс в воде, а сверху на Него
спускается Дух Святый в виде голубя.
Иоанн Предтеча в тунике стоит на скалистом берегу Иордана; левой
рукой он держит четырехконечный крест на высоком древке, а правой из
сосуда возливает на главу Спасителя воду. Правее Спасителя - в водах
Иорданских - бородатый старец; в его руках покрывало и тростниковая
ветвь; это аллегорическое изображение реки Иордан.
Центральную композицию окружают величественные фигуры апостолов,
первыми принявших крещение; они несут в руках короны, намереваясь
вручить их Господу.
Синайский диптих из монастыря Св. Екатерины. Фрагмент
По известным иконам из Синайского монастыря св.Екатерины, относящимся
к комниновской эпохе (второй половины XI в.), нетрудно представить,
какими были первые изображения Крещения Господня, попавшие на русскую
землю.
Обнаженный Спаситель полностью погружен в воды Иорданские; Он
находится в движении: видно, что Он только что вошел, и тотчас выходит
(взыде абие от воды - Мф. 3:17); Предтеча, облаченный в одежду из
верблюжьего волоса (Мф. 3:4), стоя на берегу, протягивает к Спасителю
руку, исполняя всякую правду. На противоположном берегу Иордана -
благоговейно склонившиеся ангелы подают выходящему из воды Иисусу
одежды…
Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе
Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими
памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: “Спас наг… правою
рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела…
наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.
Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря. Середина XIV века. Национальный музей, Белград.
Более поздние тексты дают описание подробнее:
“Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к
Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора
празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле
Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к
пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы. На Предтече
риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая
санкиро-дикая (коричнево-оливковая). С другой стороны реки гора вохра с
бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит
ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел
держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая;
третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая,
исподняя баканная с белилами”.
XI век. Греция. Монастырь Осиос Лукас
Обратим внимание на ризы, которые подносят Господу ангелы - цвета
этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя
миру Спасителя. Одежды в Священном Писании рассматриваются как
первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее
свойства человека (Сир. 19:27). В Богоявлении Троицы явление во Иордане
бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в
Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных
пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы
Христовой.
Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет,
имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики
увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах,
беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его
(Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка
Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Красный цвет риз, как
цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца.
Цвет “лазоревый с белилы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси
Бога Духа Святого, Царя Небесного.
В иконографии Богоявления нет видимого
присутствия Пресвятой Богородицы. Но о Ней напоминает та багряница -
царская порфира! - которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских
Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь
Мира.
О
Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая
ангелом, - это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его
прободенных ребр (Ин. 19:34). Следует помнить, что Лица Святой Троицы
едины в Существе Своем; Сын - в Отце и Духе, Отец - в Сыне и Духе, Дух -
в Отце и Сыне. И если рассматривать цвета в качестве символов Святой
Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о
любом из Лиц Триединого Божества.
Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г