Евангелие от Луки, 17-я глава
12И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
13и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Сегодняшнее Евангелие заключает в себе всего лишь восемь стихов, но если мы с усердием вникнем в них, то откроем для себя совершенно иное отношение к жизни. Евангелие сегодняшнее таково: «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя».
Читая этот отрывок из Писания, мы можем вознегодовать на неблагодарных прокаженных. Однако, если мы присмотримся к окружающим и к самим себе, то увидим, что людей таким образом относящихся к жизни и Богу подавляющее большинство, и, может быть, таковыми людьми являемся и мы сами.
Св. Феофан Затворник говорит: «Исцелены десять, а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли пропорция благодарных, от тех людей, которым благотворит Господь? Что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А между тем все ли благодарны Богу и за все ли благодарят? Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: "зачем Бог дал бытие? Лучше бы нам не быть"».
Сколь часто люди, получив просимое от Господа, мгновенно забывают о Боге в своей радости, и продолжают жить так, словно Его нет. Вспоминают же лишь тогда, когда коснется беда, печаль или болезнь. Наше потребительское отношение к Богу сродни тому, какое имеет беспутный сын к милостивому отцу. Сколько не даст отец денег сыну, тот все пропьет, все прогуляет, проиграется «в дым». И вновь идет сын к отцу за деньгами, и как отец не вразумляет, не наставляет его на путь истинный, одна и та же история повторяется снова и снова. До тех пор пока не погибнет беспутный сын вовсе по своему нерадению.
И вновь слова святителя Феофана: «Бог дал тебе бытие для того, чтоб ты вечно блаженствовал; Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства; за тобою дело: стоит только немножко потрудиться ради того. Скажешь: "да у меня все горести, бедность, болезни, напасти". Что же, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощены несомненным упованием вечных утешений, и благодарность не будет сходить с уст твоих».
Есть прокаженность тела и прокаженность души. Из десяти исцелившихся лишь один не был прокажен душою. И если просьба о исцелении принесла ему телесное здоровье, то в благодарности своей он познал Христа и приобрел жизнь вечную. Прокаженный душою не склонен к благодарности, потому что дарованное ему Господом он склонен употреблять во грех. Благодарный же всегда с Богом, он всегда видит источник своих благ и всегда к нему возвращается.
Самое главное Таинство верных - Евхаристия, по-гречески означает Благодарение. Собираясь на Литургию, частью которой и является Евхаристия, мы вспоминаем все благодеяния Господа, оказанные Им от сотворения мира, вспоминаем сделанное Сыном Божиим ради нашего спасения, приносим жертву благодарения «о всех и за вся» и соединяемся с Богом в Причастии.
Сказано в Писании: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». В благодарности заключена большая мудрость. Благодарный не может быть гордым, не может быть недовольным, он во всем видит премудрость промысла Божия и поучается в ней. Богат не тот, кто много имеет, а тот, кто ни в чем не нуждается.
Воистину богат благодарный, так как он ни в чем не испытывает недостатка.