Оригинал взят у
sergeitrof48 в
Ледорез "Федор Литке"Оригинал взят у
sergeitrof48 в
Ледорез "Федор Литке" В 1934 г. ледорез "Федор Литке" прошел сквозным рейсом из Владивостока до Мурманска по всей трассе Северного морского пути. На его борту находились участники экспедиции во главе с членом-корреспондентом АН СССР В. Ю. Визе. Ледорез преодолел Северный морской путь, успев заодно вызволить застрявшие у Таймыра торговые суда и поработать у Диксона, обеспечивая движение караванов с народнохозяйственными грузами. 20 сентября "Литке" ошвартовался в Мурманске, оставив за кормой б тыс. миль, в том числе 1600 - во льдах. Разведка, проведенная экспедицией, позволила уже в 1935 году провести по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток обычные пароходы "Ванцетти" и "Искра", а встречным курсом - "Анадырь" и "Сталинград".
«Литке» не крушил лёд тяжестью корпуса, а ударами своего острого форштевня проделывал во льду трещину и затем вклинивался в неё, расширял до нужных пределов. Такие суда в терминологии первой половины XX века было принято называть ледорезами. Это необычное судно построили в 1909 г. на британской верфи "Виккерс" канадцам - для работы в устье реки Св. Лаврентия и одноименном заливе. Внешне оно, с изящным форштевнем, увенчанным бушпритом, слегка наклоненной высокой дымовой трубой и удлиненной надстройкой, скорее напоминало крупную паровую яхту. Судно было названо в честь генерал-губернатора Канады графа Грея - «Эрл Грей». Его предполагали использовать для перевозки почты и людей на Ньюфаундленде, охраны рыбных промыслов и т.п. Судно имело «правительственные» апартаменты, каюты для 55 пассажиров 1-го класса и для 20 пассажиров 2-го класса.
"Эрл Грей", 1909 год.
У "Эрл Грей" носовая оконечность с обшивкой толщиной 31 мм была заостренной, борта прямыми, поэтому судно резало лед, расталкивая обломки в стороны. Для борьбы с прочными, многолетними полярными льдами ледорез не предназначался, и он остался редким представителем своего класса в мировом ледокольном флоте.
В августе 1914 года правительство России закупило за рубежом большое число ледокольных пароходов. Кроме «Эрл Грей» среди них были будущие герои освоения Арктики - «Садко», «Малыгин», «Седов», «Сибиряков», «Русанов». «Эрл Грей» переименовали в "Канаду" и передали в распоряжение Управления морского транспорта Беломорско-Мурманского района. Уже в ноябре 1914 г. ледорез приступил к проводке русских и союзнических транспортов с военными грузами через замерзающее Белое море в Архангельск. 9 января 1917 г. ледорез наскочил на не обозначенную на карте подводную скалу и затонул на рейде Иоканьги. 16 июня 1917 года судно подняли и, после ремонта, вооружили и зачислили во флотилию Северного Ледовитого океана.
Во время борьбы за особождение Севера от интервентов (1920 г.) корабль был переименован в крейсер 2 ранга, с зачислением в список судов Беломорской флотилии. Он был вооружен и получил имя "III Интернационал", участвовал в нескольких боевых операциях против белых и интервентов. При его помощи были освобождены из ледового плена захваченные интервентами и впоследствие брошенные ими в Белом море - "Сибиряков", "Русанов", "Таймыр", "Полярный", "Воровский" (бывшее посыльное судно "Ярославна"). Вместе с ледоколом «Святогор» ледорез участвовал в спасении «Соловья Будимировича» - будущего «Малыгина», затертого льдами и унесенного в Карское море.
В 1921 г. ледорез был передан Белмортрану и преименован в "Ф. Литке" в честь русского мореплавателя и гидрографа Ф.П. Литке.После капитального ремонта, проведенного в Ленинграде в 1923 г., "Литке" работал в Черном и Азовском морях, а в 1928 г. его перевели на Дальний Восток.
В Азовском море, 1927 год
В 1931/32 г. "Литке" совершил первое в истории зимнее плавание в Охотском море, продолжавшееся более 150 дней. После этого в качестве головного судна он принимал участие в северо-восточной экспедиции 1933-1934 года по проводке каравана судов на р. Колыму. Вместе с пароходами экспедиции ледорез зимовал в устье Колымы, а потом пробивал судам путь через Берингов пролив. Зимовка тяжело сказалась на состоянии корабля. Повреждения корпуса и механизмов не позволили ему пройти во льдах Чукотского моря, чтобы вывести на чистую воду зажатый льдами пароход«Челюскин».
Николай Михайлович Николаев. (1897-1958) Капитан "Литке" в 1931-34 г
В 1936 г. за выполнение ответственного задания правительства 48 моряков-полярников с "Литке" были награждены орденами Советского Союза. «Литке» провел вдоль побережья Сибири в составе экспедиции особого назначения ЭОН-3 эсминцы "Сталин" и "Войков", отправленные с Балтики на усиление Тихоокеанского флота. Впервые в истории мореплавания военные корабли прошли Северным морским путем из Баренцева моря в море Беринга, обогнув мыс Дежнева.
В 1937 г. "Литке" с караваном судов зимовал в районе о. Большевик - сопровождая 5 транспортов, он вместе с ними попал в тяжелые льды, выбраться не смог. Весной 1938 года караван «Литке» вывел на чистую воду ледокол «Ермак».
В 1939 г. началась советско-финляндская "зимняя" война. В январе 1940 г. "Литке" превратили в сторожевой корабль Северного флота, в коем качестве он пребывал до 8 апреля, после чего его демобилизовали и вернули Главному управлению администрации Северного морского пути. Но, как оказалось, не надолго. 25 июля 1941 г. судно в который раз призвали в строй, на нем подняли военно-морской флаг, установили две 45-мм пушки и несколько пулеметов, присвоив очередное обозначение СКР-18 (сторожевой корабль с бортовым номером 18). Вскоре вооружение признали недостаточным и сорокапятки заменили 130-мм орудиями.
В августе сторожевик ввели в состав только что сформированного Северного отряда Беломорской флотилии, которому предстояло охранять малоземельские проливы. Впрочем, вскоре выяснилось, что немецкие боевые корабли (не считая подводных лодок) в этих водах не рискуют появляться, и СКР-18 отправили заниматься прямым делом - водить караваны из Белого моря в Карское и обратно. Несколько раз старый ледорез выполнял и сугубо боевые задания, например, в январе 1942 г. конвоировал поврежденный новый линейный ледокол "И. Сталин". А 20 августа и сам был атакован вражеской субмариной U-456, но сумел уклониться от выпущенных по нему торпед. Было известно, что летчики и подводники противника настойчиво охотятся за советскими ледоколами, без которых были бы невозможны нормальные перевозки стратегических грузов по заполярным морям. Тем не менее за всю войну немцам так и не удалось не только потопить, но и надолго вывести из строя ни одного.
К февралю 1944 г. Северный флот пополнился боевыми кораблями отечественной постройки и полученными от союзников, нужда в импровизированных тральщиках и сторожевиках стала отпадать. "Литке" передали в оперативное подчинение Главному управлению администрации Северного морского пути. Кончилась война, и ледорез вновь занялся привычной работой - проводкой караванов и отдельных судов. А в 1946 г. на нем в высокоширотный рейс отправилась экспедиция, через два года подобное плавание повторилось - изыскивались возможности пускать транспортные суда по так называемой "Великой северной полынье".
Ледорез "Федор Литке", художник Войшвилло.
Ледорез “Федор Литке “ Архангельск, 1936 г.
В 1955 г., участвуя в очередном научно-исследовательском предприятии, организованном Арктическим институтом, он поднялся до 83° 21' северной широты, установив рекорд свободного плавания в Северном Ледовитом океане. Это достижение спустя годы превзошли лишь огромные ледоколы, оснащенные ядерными силовыми установками.
14 ноября 1958 г. "Литке", как окончательно устаревший, вывели из эксплуатации.
Источник:
http://www.avsimrus.com/forum/topic/70897-уголок-полярника/page-31