Apr 12, 2013 09:35
Одним из моих любимых мест в Священном Писании является встреча Господа и Закхея. Господь проходит через Иерихон. Как всегда вокруг него толпы людей, слухи о его чудесах опережают его маршрут. И вот в древнем Иерихоне живет, как сказано в Евангелии, "начальник мытарей и человек богатый". И вот услышав о Господе он бросает все свои дела и бежит просто посмотреть на этого человека. Но будучи малого роста, он понимает, что толпа народа не позволит ему рассмотреть. Он взбирается на дерево. Когда Господь подходит к дереву, возможно, из-за большого количества он не видит его глазами телесными, но будучи сердцеведцем он видит искреннее желание мытаря изменить свою жизнь. Он останавливается и говорит: "Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме". Закхей в шоке, он явно не ожидал такого поворота событий. Он бежит домой готовиться к встрече. Когда Господь приходит к нему, его начинают осуждать, роптать, обвинять в общении с грешниками, на что Христос отвечает: "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее".
Какие выводы мы можем сделать из этой истории? Во-первых, Господь разрушает представление человечества, что существуют люди, которые не достойны общения и спасения. Для всего цивилизованного мира того времени это было нонсенсом. Во многих культурах были подобные люди, отверженные обществом. В израильском обществе этими отверженными выступали самаряне, которых иудеи считали идолопоклонниками, мытари, которые собирали налоги для Римской империи и бравшие больше чем положено, прокаженные, которым было запрещено даже подходить к городам. В Индии существовали касты неприкасаемых - шудры, в Египте - рабы, которые подвергались унижениям и не могли никогда изменить свой статус. Господь своим поступком показал, что для него все эти условности не имеют смысла. И результат не заставил себя ждать. Мытарь говорит то, о чем не задумывался и не мог сказать час назад: "Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо".
Во-вторых, пример Закхея - это пример благочестивого, разумного дерзновения. Понимая, что он великий грешник, он тем не менее идет на встречу Господу. А ведь часто считая себя грешными мы стесняемся идти в храм, на исповедь, поддаваясь искушению. В замечательной книге английского писателя Льюиса "Письма Баламута" есть потрясающие слова одного беса, который учит другого как отвадить человека от Церкви. Он говорит, что задача беса отвести человека от храма любым способом. Либо внушить ему, что он великий грешник, а в храме все святые, а значит ему там не место. Либо наоборот, внушить, что храм посещают лишь бесчестные грешники и праведникам нет нужды в этом.
Мысли