Смертный час

Feb 21, 2013 11:46

Одно из наиболее частых таинств, с которым приходится сталкиваться священнику, является, к сожалению, отпевание. К сожалению, не потому, что смерть - это что-то ужасное. Нет, для верующего человека смерть не является безусловным злом. Не смотря на то, что мы ее боимся и хотим жить, в перспективе мы знаем и верим, "что Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк 20:38). К сожалению, потому что смерть для нынешних христиан это всегда безвозвратное горе. Иногда совершив отпевание ты понимаешь, что собравшиеся люди не верят, что у умершего есть душа. Их взгляд, причитания и отчаяние, поведение при отпевании - молитве таково, что невольно понимаешь, что отпевание в данном случае лишь дань традиции, а не реально переживаемое явление с верой во Христа. А ведь апостол Павел, чье послание читается при этом таинстве предупреждает нас:
“Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы нескорбели, как прочие, не имеющие надежды".
Когда знакомишься с историей ранней Церкви то с удивлением понимаешь что смерть для первых христиан не имела никакого значения и воспринималось как что-то естественное и даже желанное если можно было пострадать за Христа. Если посмотреть на историю гонений в Римской империи, то понимаешь что желая отвратить людей от Христа империя сделала свою ставку на самое важное в жизни человека - его жизнь. Психологически все рассчитано верно: устроим гонения, человек испугается за свою жизнь и отречется от веры. Но тут, может быть впервые в своей истории, власть имущие империи столкнулись с удивительной проблемой. Вместо испуга христиане проявляли воодушевление, сами шли на казнь, признавая и исповедуя себя христианами. И проблемой для ранней Церкви стал не массовый отказ от Христа, а массовое стремление христиан отдать свою жизнь за Бога. И первые епископы Церкви были вынуждены увещевать свою паству прекратить "нарываться" на мученичество.
Встречаются не менее интересные упоминания, когда в одна община христиан поздравляет другую со мученической смертью членов, понимая, что теперь у них появился свой заступник и ходатай перед Богом.
В современном обществе не принято говорить о смерти, чтобы не испортить настроение ближним, коллегам, друзьям. Современное общество, давно отошедшее в своей массе от Бога, наложило негласное "табу" на всякие разговоры о смерти. В некоторых кантонах Швейцарии похоронным автобусам запрещено появляться на улицах в дневные часы, чтобы мысли о смерти не смущали граждан. И даже современный христианин зачастую забывает, что нужно непрестанно готовиться к страшному суду: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42).
По человечески понятно: хочется получить образование, сделать карьеру, создать семью. Но как бы мы не хотели, как бы не старались уйти от смерти, рано или поздно она придет к нам. И все, что мы копили и собирали, может оказаться таким же не нужным как уличный мусор. А в худшем случае мы уподобимся евангельскому богачу, думавшему только о земном: некий богатый человек собрал столь обильный урожай, что у него не хватило места в амбарах. И тогда решил он: сломаю житницы мои и построю бóльшие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Господь явился к нему и сказал: «Безумный! В эту ночь душу твою заберут от тебя. Кому достанется все то, что ты накопил?» (см. Лк. 12. 18-20 ).
Previous post Next post
Up