Оригинал взят у
ierej_vadim в
Подробности о крещенском водосвятииПо просьбам читателей помещаю древний чин Богоявленского водосвятия из рукописи № 218 библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (Служебник 1 половины 16-го века).
0
Из этого чина явствует, что молитва Софрония, патриарха Иеросалимского, не читалась при освящении Великой агиазмы в навечерии праздника Богоявления, но читалась утром в сам праздник на молебне "на источнице" (на "иордани"). А молитва великой агиазмы "велии еси Господи и чюдна дела Твоя" читалась в навечерии, а утром на молебне "на источнице" заменялась на молитву "Господи Исусе...". Так и поллучалось, что Великая агиазма освящалась только один раз, в навечерии, а утром на иордани - малая святая вода.
Это, по-видимому, было русским поместным обычаем, не известным в других поместных церквах. Поэтому другие церкви не делали различия в степени святости воды первого и второго освящения.
Надо сказать, что наши древние служебники и потребники нередко не оговаривали всех подробностей того или иного чинопоследования, порой даже ектении и молитвы писались сокращенно, только по первым их словам, в расчете на изустную традицию богослужения. В связи с этим во многих экземплярах и данного чина мы не находим вышеуказанных уставных указаний, или они сильно сокращены. Так, в рукописи № 226 той же библиотеки ТСЛ мы видим уже только более краткую запись (лист 90 об.), только о молитве Софрония патриарха: "сию мол.глаголет на источнице.славим Тя Владыко. а накунуне на вечер(н)е не гаголеть":
=ПРИМЕЧАНИЕ: Дополнительного начала к Софрониевой молитве ("Троице Пресущная...") в текстах до 17-го века мы не встречаем.=
В печатных же изданиях 17-го века фраза о Софрониевой молитве звучит вообще загадочно: "наканоне же на вечерни сея не глаголем". Смысл этой фразы затемнен тем, что имевшееся слово "накануне", то есть "в навечерии", стали читать как "на каноне", то есть как бы "на молебне". Но ведь на вечерне нет молебна, и эту фразу ныне многие понимают совершенно обратно её первоначальному смыслу: читают молитву свт. Софрония именно на вечерне, а на каноне "на иордани" не читают. Еще в конце 19-го века о непонятности этой фразы писал в своём "Уставе" святитель Арсений Уральский. В то время доступ к лаврской библиотеке для старообрядцев был невозможен, поэтому разрешения это недоумение тогда получить не могло.
Думаю, устойчивый древнерусский обычай считать "вторую" воду малой проистекает из древнего порядка освящения "первой" и "второй" богоявленской воды с использованием в разные дни именно разных молитв одного и того же чинопоследования.
В связи с этим считаю, что ныне была бы оправданной практика второго освящения именно в том виде, как указано в Служебнике 1 половины 16-го века (ркп. 218 ТСЛ). Если же святить "вторую воду" с молитвой "велии еси Господи", то и она должна считаться ВЕЛИКОЮ АГИАЗМОЙ, и пользоваться ею для окропления после 3 часов недопустимо.