О духовных истоках «Хвалынского феномена»

Jul 17, 2012 00:37



Сообщение иерея Вадима Коровина на гражданском форуме «Хвалынский феномен: природа и искусство»,

г.Хвалынск, 29  июня 2012 г.

Мир вам, уважаемые участники Форума!

Вот уже почти четыре года прошло с тех пор, как я со всею своей семьей переселился в Хвалынский район. Это произошло не случайно: здесь живут неравнодушные люди, патриоты своей малой родины, один из которых и предложил мне решиться на этот шаг. Наша семья поселилась в старинном старообрядческом селе Сосновая Маза, отметившем 3 года назад своё 340-летие. Дети наши растут на вольном воздухе, пьют чистейшую родниковую воду. Мы очень рады тому, что живем в Хвалынском крае, этом поистине уникальном уголке России.

Уникальность Хвалынского края обусловлена, на наш взгляд, двумя основными факторами: замечательно красивой и неповреждённой природой и глубокой верой людей, которые издавна поселились здесь. Христианская духовность положена в  самое основание Хвалынска. Общеизвестно, что начало будущему городу Хвалынску - селу Сосновый Остров - положил великий светильник и молитвенник Русской земли митрополит Московский Алекси́й. В далеком XIV столетии он путешествовал по нашим местам, когда совершал поездку к монгольскому хану для исцеления его жены Тайдуллы от слепоты. Тогда-то и благословил святитель это место и повелел основать поселение для ловли рыбы, которую должны были доставлять в Чудов монастырь г. Москвы. Так возник будущий Хвалынск.

В конце XVII  - начале XVIII столетий произошло заселение наших мест переселенцами из Центральной России - старообрядцами. Люди, сохранявшие веру древних русских святых - князя Владимира, Сергия Радонежского, Алексия Московского, -  оказались изгоями на родной земле. Из-за жестоких казней и массовых репрессий, обрушившихся на православных ревнителей веры, они были вынуждены бежать в самые отдаленные и глухие места. Одним из таких мест и стали окрестности  Соснового Острова. Современные мемуаристы вспоминают, что даже в 1950-х годах приехать в Хвалынск по суше было трудно, особенно зимой или в распутицу. Единственный удобный способ приезда в Хвалынск был - пароходом по Волге. И это было еще при жизни многих из собравшихся в этом зале! Можно себе представить, насколько труднее было добираться до наших мест три столетия назад… Сосновый Остров (будущий город Хвалынск) и его окрестности привлекали староверческих беженцев прекрасной природой, плодородными почвами, рыбной ловлей, обилием родников с чистейшей водой, а главное - удалённостью от преследователей древней православной веры. Середина и конец XVII века ознаменовались первой волной массового бегства староверов в эти места.

Во времена Екатерины Второй, через сто лет после жестокого разгрома древнего православия, гонения на время ослабли. Царица призвала староверов заселять необжитые земли Поволжья. Началась вторая волна переселения. Из-за границы возвратилось множество потомков тех, кто бежал в старые годы от преследований. Тогда возникли новые монашеские скиты на реке Иргиз, превратившиеся в крупнейшие монастыри, в духовный центр староверов России. Одно время на старообрядческом Иргизе официально числилось только священников до 200 человек! Тогда же и в окрестностях Хвалынска и Черемшана появились новые переселенцы и, очевидно, первые монашеские кельи.

В XIX столетии царь Николай I объявил новый «крестовый поход» против древлеправославия. Старообрядческих священников объявили вне закона, стали отлавливать и заточать, закованных в цепи, в холодные темницы далёких Соловков и в сырые казематы Суздальского тюремного замка. Были разгромлены и переданы государственной церкви Иргизские монастыри староверов. Их насельники разбежались кто куда. Часть поселилась у г. Хвалынска на речке Черемшан, где со временем образовались новые небольшие монашеские обители. Это время можно считать третьей, «монашеской» волной старообрядческой колонизации Хвалынского края.

Русский философ Василий Розанов называл староверов «последними верующими на земле». Издревле повелось, что вся жизнь старообрядца, весь его быт были пронизаны светом Христовой веры. Именно практическая жизнь по заповедям Божиим, преображение быта, освящение его, сакрализация даже обыденного - извечные устремления верующего старообрядца. Жизнь не ради временного земного богатства, но для деятельной любви, ради спасения души - вот что делом и словом исповедовали ревнители древлецерковного благочестия. Стремление к благоукрашению церковного и домашнего обихода сказывалось во всем: и в иконописи, и в одежде, и в любовном пении церковных гимнов и народных «духовных стихов», и в замечательных староверческих «хвалынских» наличниках (с 3 «свечами» над каждым окном, во славу Святой Троице), и в прочих украшениях зданий, и даже в настенных росписях жилых помещений (знаменитый «Дом со львом» в с. Поповка - пример тому, а в былое время расписаны были стены комнат во всех домах этого старообрядческого села). Помощь нуждающимся, щедрая благотворительность, «тайная милостыня» издавна характерны для христиан-староверов.

Все эти качества старообрядческие переселенцы проявили в полной мере в «хвалынских пределах». Первым городским головою г. Хвалынска в конце XVIII века стал Козьма Михайлов, известный старообрядческий купец и благотворитель, зять Екатерины Дементьевны Мыльниковой, жившей в Сосновой Мазе и славившейся по всей Волге хлебной торговлей. Мыльникова, прожившая до 95-летнего возраста (ум. в 1806 г.),  построила старообрядческую часовню в Сосновой Мазе, а сам Козьма Михайлович - старообрядческую церковь в Хвалынске, а позже он был одним из жертвователей на строительство и новообрядческого храма. Староверы составляли во второй половины позапрошлого века бо́льшую часть населения Хвалынска: около 12 тысяч старообрядцев из 17 тысяч горожан. Староверы широко занимались благотворительностью, содержали за свой счет богадельни и приют, основали фонды для для благоустройства городских кладбищ (старообрядческого и новообрядческого), и даже фонд «вспомоществования беднейшим девицам невестам Хвалынска». Они построили прекрасные жилые и доходные дома, 2 богадельни, Сиротский дом, множество другие зданий, определяющих неповторимый архитектурный облик Хвалынска и до настоящего времени. Главным украшением города и по сей день является краснокирпичное здание бывшей старообрядческой Покровской церкви постройки начала ХХ века (ныне находящейся в пользовании новообрядческой церкви). Дома купцов-староверов Михайловых, Шикиных, Пономаревых, Абакумовых, Малининых и мн. др. по сей день радуют красотой архитектуры глаз хвалынцев и гостей города. Дача Михайловых, известная как «замок в Ривьере»,моригинальный памятник русского «модерна», - одна из важных достопримечательностей Хвалынска.

Отдельной строкой в историю Хвалынского края вписаны знаменитые Черемшанские старообрядческие монастыри, мужской и несколько женских. Они были «старообрядческой Палестиной, тем же Иеросалимом», куда стремились тысячи паломников со всей России. Черемшан называли «столицей старообрядческого Повольжья». В монастырях велась ежедневная многочасовая церковная служба по древним уставам, процветали «изящные искусства»: писались иконы в старинном стиле и реставрировались древние памятники иконописи, изготовлялись на них замысловатые бисерные и жемчужные оклады, переписывались и украшались «лицами» (иллюстрациями) богослужебные, певчие и поучительные книги, которые искусные мастера одевали в красивые кожаные переплёты с узорным тиснением и бронзовыми застежками. Умелые мастерицы шили богослужебные облачения и пелены для храмов. Замечательная школа черемшанских церковных певцов, исполнявших по «крюковым» книгам древние богослужебные песнопения, славилась на всю Россию. Монастыри служили летней резиденцией для старообрядческих епископов Саратова, Самары, Уральска и даже для всероссийских Московских первосвятителей. Здесь проходили церковные соборы, порой даже всероссийского масштаба. Отсюда, из удивительно светлых и тёплых черемшанских лесов, в летний период осуществлялось духовное руководство всем многомиллионным российским старообрядчеством.

Основателем мужского Успенского Черемшанского монастыря был архимандрит Серапион, в миру Симеон Абачин, или Игнатьев (1823-1898 гг.). В юных летах оставил он саратовский отчий дом, отправившись странствовать по монастырям. Посетив российские обители,  перебрался за границу, в Славский старообрядческий скит - на территорию тогдашней Турецкой империи (ныне - Румыния). Став там иноком, отец Серапион возвратился около 1861 года в Россию и поселился при ключе Черемшан, где основал мужской скит. Он был рукоположен во священнический сан и стал настоятелем обители. Современники, даже и не старообрядцы, описывают о. Серапиона как очень светлую личность, человека весьма трудолюбивого и отзывчивого на боль людскую. Никто не видел, когда он отдыхает. В течение многих лет ежедневно молясь святую Литургию и причащаясь (а служба с келейным молитвенным правилом составляла не менее 12 часов в сутки!), он находил ещё время и силы руководить монастырём, посещать больных иноков, читать братии поучения и толкования Святого Писания, а также каждый день принимать десятки посетителей - нуждающихся в материальной помощи и в духовном совете людей. Ни один просящий не уходил от старца с пустыми руками, так что казначей монастыря даже пенял настоятелю: почто, мол, тратишь имение обители на очередного попрошайку?! Отец же Серапион отвечал неизменно: «Бог с ним! Ему надо, пусть возьмет. А нам Господь ещё подаст!» И в самом деле, чем больше раздавал о. Серапион, тем более пожертвований приходило в его обитель. А после его смерти обильная милостыня оскудела, оскудел вскорости и сам монастырь… Преподобный Серапион преставился 7 января 1898 года. На погребение его собралось более 1000 человек из разных мест России. В последний путь святого архимандрита провожал целый сонм священнослужителей: 8 священников и 2 диакона - во главе с епископом. Тело было положено в склепе у олтаря Успенского собора на Верхнем Черемшане. А через 10 лет прошел слух о нетленности мощей святого Серапиона. Член Саратовской ученой архивной комиссии Сампсон Иванович Быстров, бывший секретарем Саратовского старообрядческого епископа, в сопровождении диакона и одного мирянина, по благословению архиерея освидетельствовал в склепе мощи святого в 1908 году. И тело, и облачения, и гроб основателя монастыря оказались совершенно нетленными!

С тех пор многие паломники приходили к его телу и молились, получая по вере просимое. Известно, например, что в монастыре люди избавлялись от беснования и психических расстройств. Родник у склепа святого почитался чудотворным. У нас в церкви стоит в бутылке вода из этого родника, набранная еще в 2008 году: за четыре года она нисколько не испортилась и не помутнела! Весной 1924 года, боясь изъятия властями мощей, староверы перезахоронили тело преподобного Серапиона в лесу у кладбища женского Введенского монастыря. Память о святом архимандрите пронесена староверами Саратовской области чрез все годы официального государственного безбожия. Христиане из Саратова и Балакова время от времени приезжали на Черемшан, чтобы помолиться святому и искупаться в бывшем монастырском пруду. Фотографии Серапиона у староверов нередко вешались рядом с иконами в красном углу… В июне 2008 года старообрядческий митрополит Корнилий посетил Черемшаны и освятил поклонный крест в память преподобноисповедника Серапиона, игумении Фелицаты (основательницы женского Введенского монастыря) и всех черемшанских подвижников. А в октябре 2011 года Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви официально признал преподобного Серапиона Черемшанского святым угодником Божиим, благословив совершать его память 18 (31) апреля. В г. Балакове старообрядческая община готовится к строительству храма во имя преподобного Серапиона, уже написаны икона и служба новопрославленному святому.

Монахи Черемшана показали нам пример истинного служения Богу в сочетании молитвы и поста с созидательным трудом. Иноки, кроме вышеописанных чисто церковных ремёсел, занимались также садоводством в монастырских садах: разводили разные сорта яблок, груши сорта «Бергамот», виноград, малину и другие ягодники. Любовь и бережное отношением к природе позволяли черемшанским насельникам без всякого ущерба для неё пользоваться Божиими дарами. Некоторые монахи уходили «в затвор», поселяясь в пещерах в окрестностях Черемшана, где проводили суровую жизнь в молитвах и посте один на один с Богом и дикой природой. Одна из подобных пещер, служившая в XVIII-XIX веках пристанищем для нескольких поколений старообрядческих отшельников, известна сейчас хвалынцам и туристам как «пещера монаха».

Не случайно христиане-старообрядцы так бережно относились к природе. Ведь заповедь возделывать и оберегать райский сад была одной из первых Божиих заповедей, данных человеку, как сказано в Библии: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). И действительно, Черемшан превратился в рукотворное подобие рая. Интересна параллель: рай, по Библии, никогда не нуждался в дожде, но «источник исходил из земли и орошал все лицо земное» (Быт.2:6, по Славянской Библии). Так и Черемшанский «рай» находился при источниках воды, которая самотёком орошала огромные площади монастырских садов. Умели мудрые наши предки выбирать места для поселения и труда на земле!

Многое из того, о чем я поведал, описано в недавно вышедшем сборнике для христианского чтения «Вифлеем - Дом Хлеба», выпуск №4, в статьях и очерках Л.Т. Мизякина, С.А. Обухович, С.И. Быстрова. Сборник выпускается старообрядцами городов Балакова и Саратова и села Сосновая Маза. Последний номер посвящен теме «Хвалынск и Черемшан». Познакомиться с этим изданием можно у нас в храме, в Хвалынском краеведческом музее, в областной и районной библиотеках, а также заказать почтой по телефону: 8-987-308-01-07.

Уважаемые участники форума! Сегодня мы с вами побывали на замечательной фотовыставке. Фотограф-художник с огромной любовью запечатлел на снимках растительний и животный мир хвалынского края. Любуясь этой красотой и воздавая заслуженную честь автору фотографий, мы ещё в большей степени должны восхититься мудростью и щедростью к нам Высшего Художника - Творца само́й этой природы! Господь подарил нам радость жизни на этой прекрасной земле, дабы мы научились здесь жить в любви и сопричастности друг с другом и с Вышним Творцом. В этом - предназначение и смысл жизни человеческой. Замечательный пример такой жизни во славу Божию и на радость ближним явили хвалынские христиане-старообрядцы, предки многих из присутствующих в этом зале.  Будем же и мы жить на этой земле достойно памяти наших предков и тому высшему предназначению, которое дано нам Создателем!  Благодарю за внимание.

Неизвестное об известных., История христианства, Религия в современных России и мире, Современность, Христианское краеведение, РПСЦ, Вифлеем - Дом Хлеба. Хвалынск. Черемшан., Поминайте наставников ваших. Воспоминани

Previous post Next post
Up