Лекция в открытой форме на сайте
http://predanie.ru/audio/lekcii/andrei-zubov/ в mp3 формате.
Культ Ваала. Лекция проф. А.Б. Зубова. Часть I. Культ Ваала. Лекция проф. А.Б. Зубова. Часть II. Культ Ваала. Лекция проф. А.Б. Зубова. Часть III.
Теперь мы как бы попробуем перейти к ритуалу далее. Важнейшее место в Ханаанском ритуале имел культ почитания умерших. Это совершенно естественно и это обычная вещь. Значит, умершие сами по себе именовались рифаимами, так, к стати, они упоминались в одном или двух местах в Библии. Рифаимами - целителями. Это были знатные славные предки, которые ушли в тот мир, которые уже с Ваалом вместе, которые уже как бы преодолели смерть и помогают тем, кто еще живы, на земле идти в след за ними. Главная форма почитания рифаимов и соединения с ними не была связана со столь ужасными вещами, о которых я только что говорил, но была связана тоже с вещами, опять же характерными у многих, кстати говоря, неписьменных народов и в качестве своеобразного рецидива, дошедшего до наших дней: поминовение умерших было связано с беспробудным пьянством.
Помните наши деревенские поминки. Характерно беспробудным пьянством. Это была оргия, на которой надо было абсолютно напиться, абсолютно выйти из себя. Очень возможно, что эта оргия предполагала и какие-то формы нарушения и отношений полов. Это возможно, этого мы точно не знаем, но есть намеки на это, что там как бы снимаются все запреты на отношение мужчины и женщины друг с другом. Но то, что это было связано с таким беспробудным пьянством - это точно. Надо вам сказать, что это все имеет мифологическую подоплеку. Дело в том, что когда Астарта, Анаита оживляет и возвращает этому миру убитого Мотом Ваала, она потом устраивает кровавое побоище, и это кровавое побоище служителей Моота, служителей смерти, это кровавое побоище завершается таким огромным пьянством.
Потом сам воскресший Ваал это безобразие прекращает. Вот. В чем же тут опять же дело? Дело в том, что я по-моему это уже говорил, не случайно, что наше даже с вами слово вино это финикийское онис, которое через ойно греческое перешло и в русский язык. Т.е. на самом деле, это первоначально ритуальный напиток. Это не просто сели выпить. Это ритуальный напиток, имеющий определенное глубокое значение. Он употребляется, отсюда целый ряд алкогольных напитков запрещены в Ветхом Завете. Он употребляется для чего? Для того, чтобы освободить человеческое, волю от тех нравственных ограничителей, которые естественны для человека трезвого.
Чтобы человеческая энергия совершенно была без границ, чтобы человек себя почувствовал, что он на какое-то время уже по ту сторону победы над смертью, ибо здесь мы ограничены нашей смертностью, мы ограничены концом нашей жизни. Вот это беспробудное пьянство оно дает людям ощущение, конечно, совершенно иллюзорное, ощущение свободы. Не случайно в русском языке (я помню спросил одного человека, любящего выпить: зачем же ты так много пьешь? Он говорит - замолаживает), т.е. молодой, полный сил, энергии. Вот он так замолодился, до того что умер от белой горячки. К сожалению, а между прочим, был священник. Очень печально.
Вот, дорогие друзья, это то же очень важный признак. Помните знаменитые слова апостола Павла из его послания ко Ефессянам. Не упивайтесь вином, но исполняйтесь Духом. Вино и Дух оказывается противопоставляются. Если человек не исполняется Духом, а хочет освободить свою энергию. Вот тогда-то он и пьет, пьют тогда, когда испытывают желание быть человеком в единстве с Богом. Но неспособны к соединению с Богом, видимо, по своим грехам, по своему не желанию, по своему малодушию и поэтому опускаются до вот этого искусственного, псевдоосвобождения, в этом смысле пьянство очень напоминает человеческие жертвоприношения , так же как человек, якобы, искупает себя другим, но на самом деле больше губит себя в человеческом жертвоприношении. Так же человек, якобы, освобождает себя, а на самом деле еще больше губит себя, порабощает себя в пьянстве.
Когда мы говорили о неписьменных народах, вы помните, что тоже эти поминальные тризны, оргии, они были очень распространены и у алтайцев и на Калимантане, да где угодно, как и у наших славянских предков. И вот здесь то же самое. Праздник поминовения умерших, он превращался в оргию, на которой присутствовали не только живые, но и умершие. Это умершие цари, это рифаимы, это божественные духи, они присутствовали все вместе с живыми и алкоголь снимал вот эти грани, разделяющие этот мир от того мира. И человек на какое-то время чувствовал себя в мире инфернальном, в мире по ту сторону смерти, смерть уже закончилась. Ее уже нет, но понятно же, что это только иллюзия.
Тот, кто соединяет себя с Духом, для христианина смерти нет почему, потому что он уже в Боге, он прошел эту смерть в крещении и теперь он в Боге. А для пьяницы, грубо говоря, смерти нет, потому что он о ней не думает, потому что он ее забыл, потому что у него возникает иллюзия собственной силы и собственного могущества, т. е. это тоже очень характерная особенность традиции. Вообще народ, который много пьет, как правило, народ, имеющий низкий уровень духовного устремления, который подменяет одно другим. И эти все вещи находятся в такой балансировке. Неслучайно, что некоторые религиозные традиции вообще запрещают употребление алкоголя, вы знаете индуизм, ислам, а в христианстве оно резко ограничено в употреблении, хотя многие этого не слушаются.
Итак, теперь о формах священного в Ханааской религии. Священным, в конечном счете, всегда было - это древняя традиция Ханаана, и вообще древняя человеческая традиция. Священным был необработанный кусок камня. Необработанная глыба камня. Сколько бы не было в эллинистическое, греческое время прекрасных статуй, сделанных на греческий лад в Финикии и Дамаске, на самом деле главным святилищем, центром почитания была необработанная каменная глыба. В этом тоже очень глубокий смысл, хотя он не несет никакого отрицательного оттенка. Это указание на то, что эти духовные силы, какие бы они не были, божественные или антибожественные, они не имеют облика, они не имеют вида, эта традиция сохраняется.
Что же касается мест почитания, то их было три или даже четыре. Первое - это дикие природные места: горы, реки, рощи, в которых стоит алтарь. Он даже может не стоять, а люди приходят и совершают жертвоприношения и уходят. Это священное место. Финикия, в отличие от Египта и Месопотамии, не знала, это мы потом увидим, что это очень важно, не знала разделения на священное и природное. В Египте и Месопотамии например, храм четко отделен от окружающего его природного мира. В Финикии нет. Какие-нибудь красивые природные места, потоки, водопады - они священны, около них совершаются священнодействия. Особенно любят высоты. На высотах, высокие холмы или горы, классической высотой является гора Кармилл, на которой римский император Веспасиан совершал жертвоприношение и, как написал Тацит, там не было ничего кроме жертвенника и благочестия. Почему на высотах? Потому что вот этой необработанной аморфной глыбой, которой определяет собой божественное, является вся гора. В храме - это кусок камня, это глыба, а тут - это вся гора и на ее вершине, как на нерукотворном вместилище духовных сил, совершаются священнодействия.
Третья форма - это священные рощи, вы помните в Ветхом Завете постоянные слова пророков. Я разрушу твои высоты и вырублю твои священные рощи. Вот высоты - это Ваал - Шамем, а рощи это Астарта. Почитание деревьев - это образ мирового древа всегда, то, что соединяет небо и землю во едино. И это образ священного брака, образ соединения Астарты и Ваал - Шамема, образ священного брака, образ соединения неба и земли, дерево корнями уходит в землю, а своей кроной достигает символически неба. И кстати говоря, поэтому, если обратить внимание на Ветхий Завет, очень часто говорится, что эти рощи - это те места, где совершаются блудодеяния. Блудодеяния совершаются в двух смыслах - духовные ну и вполне физические тоже. Храмовая проституция очень часто была внехрамовой, а именно, совершалась вот в этих рощах Астарты.
Ну и, наконец, храмы, в прямом, привычном для нас смысле. Как большие здания, с обширными дворами для коллективных, массовых молитв. Это тоже очень распространенная форма. Обычно в городах. Вот такова религия Ханаана. И вы видите, что в ней как бы все очень похоже, вот в Месопотамии это даже одни и те же имена, но, вглядываясь в ритуал, мы видим все на самом деле перевернуто. Всегда ритуал и миф связаны друг с другом, то, что сказано в мифе, то, что вас удивляет, можно сказать - это аллегория, может этим хотели что-то показать, все это потом отпечатывается в ритуале, в отношениях человека и Бога. Миф - это предание о времени оно, о времени божественном, а ритуал - это уже отношения человека и Бога. И вот всегда вы найдете связку, и мы видим, что эта связка в Ханаане. Эта связка, безусловно, говорящая о том, что связывается не Бог и человек, а связывается враг Бога и враг человека с человеком. Именно поэтому религия хананеев ненавидима Богом, именно поэтому имена Ваала и Астарты прокляты в Ветхом Завете, именно поэтому народы практиковавшие эти вещи должны были быть истреблены. Но они не были истреблены, потому что этого не захотел сам еврейский народ. Он предпочел, как вы знаете, договориться со многими. И в итоге, это навсегда осталось занозой в его ноге и соблазном для него. И сколько не существовал Израиль, вот эта склонность принимать традиции соседних народов, народов, которые жили буквально бок о бок, одна деревня была Ханаанская, другая еврейская. Евреи удивительно были склонны принимать те обычаи по той простой причине, что легче, безмерно легче, не себя приносить в жертву Богу, а другого приносить в жертву за себя. И если первое спасает, то второе приносит гибель. Спасибо, дорогие друзья.
ОРИГИНАЛ ЗАПИСИ В DREAMWIDTH