Культ Ваала. Лекция проф. А.Б. Зубова.

Jul 25, 2014 12:24



Как известно изучение прошлого дает более глубокое понимание настоящего. Особенно это касается религиозного мира человека. В этой лекции уважаемого профессора вы познакомитесь с основами религии Ханаана. Почему именно эта лекция особенно интересна. Потому, что по-сути, религия Ханаана была верой победившего владыки века сего, с многочисленными человеческими жертвоприношениями. Очень похожее состояния общества мы видим и сегодня, вспомним хотя бы многомиллионное умерщвление не рожденных детей, в основном ради своего комфорта. Это же стремление к комфорту, выбор легкого пути, жертва другими ради достижения своих целей, все это было нормой во времена завоевания Ханаана еврейскими племенами в середине II тысячелетия до н. э. В этой лекции мы найдем ответы на то, почему, это завоевание было столь жестоко. Эта история борьбы Бога и врага рода человеческого, борьба которая и сегодня не ослабла, а возможно стала еще более страшной. На этой войне мы должны делать ежедневный выбор за кого воевать, в стороне остаться не получится.

Эта лекция находится в открытой форме на сайте http://predanie.ru/audio/lekcii/andrei-zubov/ в mp3 формате.

Однако, учитывая не очень хорошее качество материала и от этого определенное неудобство его восприятия, я перевел звук в текст, с сохранением стиля речи автора. Материал лекции будет разбит на несколько частей.

Сегодня часть первая.

Культ Ваала. Лекция проф. А.Б. Зубова.





Мы говорили о ханаанской религии, как о некой религии победившего владыки века сего, мы говорили с вами о том, что для ханаанской религии Ваал - господин , противопоставлялся Элю - Богу. И именно, Ваал был победителем смерти. Мы с вами также говорили о роли Анаит - Анахиты, Астарты - это все одно и то же существо. Удивительного женского образа, известного из Месопотамии. Но здесь меняющего свою природу. Если в Месопотамии Астарта - Инана - это, в первую очередь, та, кто даровала людям бессмертие, и союз с ней Думузи, как вы помните, приводит к тому, что человек обретает бессмертие, то здесь Анаит - странное существо, которое, во-первых является образом не Эля, а Ваала. Ее так и зовут Крит Ваал - Лик Ваала. Она, Анаит уходит, бросает Эля, Ваал, как вы помните, оскопляет Эля и изгоняет его. Она уходит с Ваалом и становится его супругой. Ее так же называют и милостивой и той, которая родила богов. Названия те же самые, но характерно, что она - та, которая уже не с Творцом, а с тем, кто его фактически победил.

И в этой драмме очень важен момент победы над смертью. Победа над смертью - все, вроде бы, очень похоже на Думузи и очень похоже на то, что произошло по преданию Евангельскому. Но вот это ”очень похоже” в дальнейшем окажется очень непохоже. Мы должны с вами привыкнуть, дорогие друзья, что плюс и минус, положительное и отрицательное, если говорить по-христиански, божие и сатанинское - они, внешне часто похожи, не случайно врага рода человеческого именуют ангелом света, светоносным, но всегда по плодам различаются внешне подобные вещи. Если бы, как говорил один богослов, если бы сатана всегда являлся в виде льва рыкающего, то он мог бы заинтересовать, пожалуй, лишь только африканского охотника. Соответственно, он является в других образах, чтобы соблазнить многих из этого мира, и самый большой соблазн - это соблазн последнего времени, соблазн антихриста, что он является в образе Христа. В некотором образе Бога, Сына Божьего он является и в ханаанской религии. Все очень похоже на Месопотамию, даже имена те же, но сущности изменены на сто восемьдесят градусов или почти.

С Ваалом связан следующий кардинальный миф, предание, что Ваал побеждается Мотом, побеждается смертью, и потом, именно Анаит, Астарта сходит в преисподнюю, побеждает саму смерть, буквально разрывает Мота на части и выводит вновь Ваала. Он вновь жив, он как бы мертв, в угарийских текстах используется сослагательное наклонение. Он как бы убит, он как бы мертв. Здесь еще более интересно, еще более странно и все показывает нам, что как А и Б эти вещи не разберешь, что в данном случае Эль изгнанный, униженный, оскопленный Ваалом, он на стороне Ваала, он против смерти и он помогает Ему победить, и он утверждает, что он все же жив. Очень соблазнительны прямые аналогии с грехопадением и потом с судьбой человека после грехопадения, действительно многое напрашивается на ум, но мы не будем этого делать, не потому, что это не так, а потому что нам надо скорее увидеть внутреннюю фактуру Ханаанской религии.

Итак, вот этот Ваал, убитый или как бы убитый и воскресший, это главный объект почитания в Ханаане, Финикии и потом в Карфагене. Естественно, вторым, если не первым, в обыденной жизни объектом почитания является Анаит. Или как еще ее называют Тинит - это одно и то же. Или каким-то иным прозвищем - лицо Ваала, имя Ваала, и т.д. Т.е. эти два лица Анаит и Ваал наиболее почитаемые. Почему? Потому что с ними связано избавление от смерти, опять же мы замечаем одну очень интересную деталь. Для теории религиоведения важную. Если неписьменные народы вообще стараются не думать о смерти, они уводят смерть в сторону, кроме австралийских аборигенов, смерть не является в центре их внимания, то народы вот такого типа как ханаан, они думают о смерти, но думают победить смерть с помощью вот такого странного существа как Ваал и Анаит.

Как умерший и воскресший бог Ваал или Ваал-Шамен - бог небесный имеет свои прозвища, очень часто их путают ученые, считают, что это отдельные божества, иногда этому есть основания и в обыденной религии народа, который всегда любит применить, прибавить личность, вы знаете что это происходит и у нас в православии, когда скажем Казанский образ Божией Матери почитается не так как почитается Владимирский, в народе их связывают свои оговорки, что Казанская более строгая, Владимирская более милостивая. Что, конечно, полная чепуха, но они могут быть связаны с какими-то событиями, мы напоминаем Божей Матери, что через этот образ мы соединяемся с Ней, вспоминая определенное событие. Через Казанский образ вспоминаем события смутного времени, его преодоление. Но, безусловно, это один и тот же образ и мы понимаем, что одна и та же Богородица, которая слушает наши молитвы так же, когда мы обращаемся к любому Ее образу.

Так вот, в каждом городе Финикии под своим именем почитался Ваал, победивший смерть, или Ваал, освобожденный от смерти Астартой, Анахит. В Библе это был Эшмун. В Сидоне - Мелькарт (царь града), в Тире - Адон (владыка преисподни), от имени Милькарт происходит слово Молох. Теперь мы должны посмотреть на самое главное, что нам позволит понять духовные знаки религии Ханаана. Нужно смотреть на ритуал. В могилах финикийцев, которые отличаются огромным количеством предметов, в этом смысле они очень похожи на египетские и не похожи на месопотамские. Т.е. все, что нужно человеку при жизни, все это кладется в могилу. Большие скальные гробницы финикийцев для ученых - главный источник представлений о жизни и быте этого народа.

Кстати, тоже характерный пример, когда мы рассматриваем иной мир, как, в некотором роде, продолжение этого мира, тогда вещи этого мира входят в могилу. Один предмет обращает на себя внимание - это огромное количество неожиданных вещей, огромное количество бритв цирюльников, бритв, которыми брили голову, бороду. Бритвы эти находят не только в могилах мужчин, что, конечно, естественно, но и в могилах женщин. Что кажется очень странным. Из текстов, в том числе из текстов библии, мы знаем, что финикицы обривали свои головы и бороды и в том числе и женщины. И приносили свои волосы как дар Ваалу - Мелькарту Ваалу, умершему и победившему смерть. Этот странный обряд был категорически запрещен для еврейского народа и поэтому некоторые формы бритья были запрещены во второзаконии, и, если внимательно посмотреть второзаконие, там есть запрет на определенные формы бритья, кстати говоря, особым благочестием считалось назарейская традиция, когда вообще, как вы помните, бритва не касалась головы человека. Нам иногда кажется странным, почему наш нынешний подвижник древнего благочестия решит тоже не бриться, весь обрастет как шар и будет считать, что он почти святой, на самом деле совсем не в этом дело, а дело в том, что вот эта традиция, она как раз противопоставляет, как и многое другое, еврейский народ народам Ханаана. А это бритье имеет вот какое значение.

Для того, чтобы пройти тем путем, которым прошел Бог, надо соединиться с ним. Это соединение, оно, скажем в христианстве, достигается в таинстве крещения. И конечно же те из вас, кто хорошо знает таинство крещения, помнят, что в этом таинстве мы тоже имеем стрижку волос. Эти волосы бросаются в купель вместе с воском, и я думаю, что никто толком вам не объяснит, почему это делают. Это как раз древняя древняя традиция.

Смысл ее вот в чем. Волосы - это часть человека, это часть его тела и, соответственно, часть его личности. Потому что тело - элемент личности человека. Волосы - это часть человека как такового. Но в то же время, волосы - это такая удобная часть человека, так же как и хвост у лошади, который вырастает снова. И поэтому принесение в жертву волос не является ни мучительным, ни болезненным, очень удобно. Это легкая жертва. Однако она имеет, безусловно, то значение, что она соединяет человека с тем, кому приносит он себя в жертву. Если угодно, принесение волос - это самопожертвование. Только в такой удобной, простой и безболезненной форме. Бросая волосы новокрещаемого в купель, мы тем самым свидетельствуем, что он теперь одно со Христом. Когда житель Ханаана обривал свою голову и бороду и жертвовал волосы Ваалу, он тем самым свидетельствовал, что он одно с ним.

Но все дело в том, что эта жертва не была, не осозновалась в самом народе ханаанском, как надежная, как исчерпывающая. Это была удобная жертва и поэтому, бритвы, которые клали в могилу, они были знаком того, что тот, кто похоронен, прошел и, возможно, не раз в своей жизни этот обряд отдания себя Ваалу через принесение в жертву своих волос. Понятна же цель - если ты в виде своих волос умираешь с Ваалом, то ты с ним же и воскресаешь, то ты с ним же и побеждаешь смерть, Анаит тебя выводит к жизни, так же как она и выводит Ваала, потому что ты умер с Ваалом.

Однако, вот это по каким-то причинам, скорее всего по тем самым причинам, что Ваал, здесь имеется такой момент духовный, который не всюду напишешь, но который приходится оговорить. Дело в том, что когда человек соединяет себя действительно с Богом, тогда он ощущает полноту и то таинство, в котором он соединяет себя с Богом, оно преизбытучествует в нем, он ощущает только одно, что надо глубже, более тождественно осознать себя частью того, с кем ты соединился. Когда человек соединяет себя не с Богом, а с тем, кто только выдает себя за бога. Вы будете как боги, знающие добро и зло. Когда человек соединяет себя с тем, кто выдает себя за Бога, тогда постоянно в человеке есть ощущение, что и свершилось и не свершилось. Ощущение пустоты, ощущение того, что вот этого вроде бы маловато, мало. И действительно мы знаем, что это жертвоприношение, о котором я вам рассказал - оно не первое в иерархии, но и далеко не последнее. Есть более простые формы жертвоприношения, которые есть у всех народов, и в этом смысле ничего удивительного нет, что они приняты и в Ханаане.

Это жертвоприношение животных, растений, которые отождествляются с жертвователем, и через отождествление с жертвователем отождествляют жертвователя с тем богом, которому приносится жертва. Довольно обычная вещь, она всюду существует, существовала и ветхом завете, здесь как бы то же самое. Дальше идут жертвы своеобразные. Идут они по нарастающей. Скажем, большая жертва, чем жертва волосами - это жертва своей честью, жертва девственностью для женщины.

   ОРИГИНАЛ ЗАПИСИ В DREAMWIDTH    

история религий, древний ханаан., современное общество

Previous post Next post
Up