Парень сгибается в три погибели, засовывает голову себе между ног и начинает заниматься тем, что сексологи назвали бы автофелляцией. А в это время в другой части города парень и девушка, перепробовав все известные сексуальные позы во всех местах своей спальни, не знают, как бы еще изогнуться и куда бы еще пристроиться, чтобы испытать оргазм. Это не сцены из экстремального порно, а начало американской комедии Shortbus (2006), которая прошла по экранам всего мира. Еще двадцать лет назад эти кадры вызвали бы скандал, если бы вообще были сняты, - сегодня же массовое кино использует их как элемент комедии. Запретное перестало быть таковым и стало темой для шуток. История сексуального раскрепощения мирового кинематографа - это история социального и психологического оздоровления общества, которое постепенно избавлялось от репрессивных табу и разрешало своим членам чувствовать себя обычными людьми.
В истории раскрепощения голливудского, а вместе с ним и мирового кино есть два рубежа. В 1930 году американская Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов под предводительством республиканца Уильяма Хейса приняла так называемый Кодекс Хейса, запрещавший изображать на экране среди прочего обнаженное тело, гомоэротизм и любые намеки на гомосексуальность, межрасовые половые связи, счастливый адюльтер и так далее. Были запрещены многие ругательства и ограничена допустимая длительность объятий и поцелуев.
В 1968 году морально устаревший Кодекс Хейса отменили и ввели действующую поныне систему рейтингов, которая разрешает показывать почти все, но ограничивает аудиторию фильма: «для всех зрителей», «для детей в присутствии родителей», «только для лиц старше 17 лет» и т. д.
Впрочем, между этими датами секс в кино тоже был, но в авангардных, экспериментальных, любительских и вовсе безбюджетных фильмах. А выйдя из подполья в конце 60-х, он быстро обосновался и в мейнстриме. Половые акты, однополые связи, оргии - весь скандальный инструментарий андеграунда очень быстро демаргинализировался и стал общим местом в массовом кино и телесериалах.
Демаргинализация секса в кино - зеркало эволюции общества. Темой сначала авангардных, а потом и популярных фильмов становились самые болезненные сексуальные проблемы, будь то гомосексуализм, разрушение института моногамного брака или место подростка в современном мире.
Кинематограф здесь почти всегда несколько опережал события, выводя на экран то, что в реальности еще не было растиражированным фактом общественной жизни. По фильмам, которые стали первыми в своем роде высказываниями на тему секса, можно судить, как изменялось само понятие социальной нормы, а вместе с ним неизбежно и понятие свободы и ответственности.
Первое обнажение
Фильм «Человеческая фигура в движении: спуск вниз и разворот», Эдвард Мейбридж, США, 1884-1887
Сюжет. Голая женщина спускается по лестнице, а потом поворачивается к зрителю. Голый мужчина делает то же самое.
Что показано. Обнаженные тела безымянных мужчины и женщины, которых снимают в профиль и фас на средних планах.
Реакция первых зрителей. Неизвестна. Английский фотограф и ученый Эдвард Мейбридж фиксировал движения человека в научно-экспериментальных целях, работая в Пенсильванском университете. Культурное влияние Мейбридж стоял у истоков кинематографа - это он изобрел метод покадровой съемки. В основном он фиксировал движения животных, но потом стал изучать и людей, снимая их обнаженными, чтобы ничто не мешало наблюдению. Для одной из своих серий он и сам снялся нагишом, приняв позу дискобола. В микрофильмах Мейбриджа не было эротического подтекста, они совершенно бесстрастны. Однако для съемок он выбирал моделей с правильными, почти античными телами. Благодаря Мейбриджу, а также фотографам, работавшим в жанре ню, кино, не успев родиться, получило в свое распоряжение обнаженную натуру.
Появление первых оптических аттракционов (кинетоскопа, «кайзерпанорамы» и других), предвосхитивших кино, сразу же спровоцировало спрос на эротику: их владельцы быстро поняли, что изображение обнаженной женщины - самый прибыльный товар для взрослой публики. Начиная с середины XIX века эротической и даже порнографической визуальной продукции в Европе было уже достаточно, но вплоть до 1900 года вся она была нелегальной.
В обществе. Вопрос о публичном обнажении остро встал перед европейцами в 1830-е годы, когда в моду вошел отдых на море. Викторианская эпоха отличалась ханжеством: купальные костюмы были максимально закрыты. Даже в конце XIX века демонстрация мужских сосков считалась непристойной. С другой стороны, в континентальной Европе началось движение натуристов, или нудистов, которые и сами не стеснялись вида обнаженного тела, и другим не советовали. Купальные костюмы стали более откровенными лишь после Первой мировой: люди в форме натворили слишком много зверств и жестокостей - им противопоставлялась мирная естественность и обнаженность. Тогда же культ обнаженного тела взяли на вооружение авторитарные движения вроде фашизма или нацизма.
Первая постельная сцена
Фильм «Экстаз», Густав Махаты, Чехия, 1933
Сюжет. Юная красавица Ева - жертва неравного брака. Пожилой супруг то ли ее не хочет, то ли уже не может, уклоняясь даже от первой брачной ночи. Однажды она купается в озере, а потом, обнаженная, ищет своего коня, убежавшего с ее одеждой, и встречает молодого рабочего по имени Адам, готового утолить ее сексуальный голод. Узнав об их связи, ее муж умирает.
Что показано. Одетые Адам и Ева лежат на диване в миссионерской позе, а камера показывает лицо героини, на котором сменяют друг друга разнообразные гримасы удовольствия. Откинутая назад голова, закрытые глаза, прикушенный палец, расслабленная полуулыбка - все говорит о том, что Ева получает сексуальное наслаждение и вот-вот достигнет оргазма. Испытав его, она тут же берется за сигарету - еще один знак того, что герои занимались любовью. Сцена курения после секса, фактически замещающая показ полового акта на экране, станет классикой мирового кинематографа.
Реакция первых зрителей. «Экстаз» - один из первых фильмов, запрещенных в США учрежденной в 1933 году организацией «Католический легион», органом цензуры католической церкви. В Германии фильм был разрешен к показу только в 1935-м.
Культурное влияние. Отдельные намеки на секс появлялись в кино и раньше, вызывая протесты религиозных групп и всевозможных «комитетов нравственности». Но именно «Экстаз» стал каплей, переполнившей чашу общественного терпения. Это был первый фильм, демонстративно сосредоточенный на сексуальности и нисколько ее не осуждавший. Отчасти как раз из-за чешского «Экстаза» в Голливуде был ужесточен Кодекс Хейса. Впрочем, эти годы воздержания спровоцировали сексуальный и порнографический бум конца 60-х - начала 70-х, когда кино принялось стремительно наверстывать упущенное.
В обществе. В 30-е годы известный психоаналитик Вильгельм Райх придумал термин «сексуальная революция» и сформировал список основных положений, которые должны изменить общество. В него вошли свободный оборот контрацептивов, разрешение абортов и разводов, а также обучение сексуальной гигиене. По этому списку можно составить представление об обществе того времени: секс в нем оставался табуированной темой, контрацептивы были малодоступны, аборты в Европе были разрешены только в СССР, а разводы вошли в повседневную жизнь европейцев лишь в 70-е.
Первый гомосексуальный опыт
Фильм «Песнь любви», Жан Жене, Франция, 1950
Сюжет. Двое заключенных, сидящих в соседних камерах, занимаются мастурбацией и фантазируют друг о друге, а за ними сквозь замочную скважину наблюдает тюремщик-вуайерист.
Что показано. Обнаженные мужские тела, эрекция, мастурбация, любовные объятия, пистолет, который надзиратель засовывает в рот заключенному, - метафора орального секса.
Реакция первых зрителей. Жан Жене, «проклятый поэт», открыто писавший о своей гомосексуальности, снял этот фильм подпольно. Но до французских властей картина все равно дошла - ее объявили порнографической и запретили, а Жене пришлось от нее отречься. Второе рождение фильм пережил в конце ХХ века, когда его признали шедевром киноавангарда.
Культурное влияние «Песнь любви» опередила свое время больше чем на двадцать лет. Задолго до общественного признания гомосексуальности Жан Жене показал любовь между мужчинами как нечто глубоко личное, естественное и не противоречащее природе человека. До него геев изображали на экране даже не намеками, а полунамеками.
Более или менее открытый интерес к гомосексуальным отношениям возникнет в кино лишь на рубеже 60-70-х годов - одновременно с отменой Кодекса Хейса и проведением первых гей-парадов. Сперва это были фильмы, снятые в основном независимыми режиссерами-геями. А с середины 80-х появляются и массовые картины, сделанные гетеросексуалами не только из соображений политкорректности, но и по вдохновению.
Окончательное падение табу на гомосексуальные связи в массовом кино происходит в девяностые и нулевые: в этот период европейские страны и некоторые штаты Америки легализуют однополые браки, а геи становятся персонажами масскульта. В 2005-м в Голливуде выходит «Горбатая гора» - мелодрама о любви двух ковбоев, над которой рыдают даже консервативные домохозяйки. В 2006-м появляется «Борат», а в 2009-м - «Бруно», высмеивающие уже не столько геев, сколько массовые представления о них. Наконец, гей становится популярным персонажем «отношенческих» телесериалов («Секс в большом городе», «Близкие друзья», «Шесть футов под землей»).
В обществе. Впервые право гомосексуалистов на свободу выбора ориентации было закреплено в уголовном кодексе революционной Франции в 1791 году. До этого по всей Европе гомосексуализм считался серьезным грехом. Ближе к концу XIX века большинство стран Старого Света перестали считать гомосексуализм уголовным преступлением, хотя еще в 1885 году в Англии существовал закон, запрещавший «непристойные отношения между взрослыми мужчинами». В России гомосексуализм был узаконен в 1917 году, запрещен в 1934-м и вновь легализован в 1993-м. В США полная легализация гомосексуальных отношений произошла лишь в 2003 году. На данный момент в мире существует порядка 90 стран, где гомосексуализм является уголовным преступлением, а в семи - за него полагается смертная казнь (в том числе в Иране, Судане, Саудовской Аравии и на территории Сомали).
Первый групповой секс
Фильм «Пламенеющие создания», Джек Смит, США, 1963
Сюжет. Несколько мужчин, женщин, гермафродитов и вампиров погружаются в декадентский разврат.
Что показано. В фильме много обнаженной натуры (женской и мужской), но секса как такового нет. Зато имеются все остальные тактильные контакты вроде поцелуев, танцев, оральных ласк, объятий и простых прикосновений, которыми герои доводят друг друга до экстаза.
Реакция первых зрителей. Премьера была сорвана полицией, которая остановила просмотр и конфисковала все копии фильма. Вскоре Нью-Йоркский суд признал его непристойным и местами порнографическим, тем самым прославив режиссера на всю страну. Сам режиссер говорил, что его лента является не более чем «комедией, действие которой происходит в населенной призраками музыкальной студии».
Культурное влияние. Американский авангардист Джек Смит - классик экспериментального кино. Его персонажи, обладающие странноватой инфернальной сексуальностью, повлияли на многих современных художников: от Дэвида Линча до Мэтью Барни и театрального гуру Роберта Уилсона.
Оргия в «Пламенеющих созданиях» пронизана упадком, если не смертью, и одновременно равнодушием и к тому и к другому. Так впоследствии и изображали групповой секс в массовом кино: в том же «Калигуле» (1979) Тинто Брасса с его знаменитой оргией, предшествующей свержению римского императора, или в «Парфюмере» (2006) Тома Тыквера, где после массовой оргии на городской площади происходит убийство главного героя, которого в порыве страсти растерзывает толпа.
Свободная любовь - одна из немногих сексуальных утопий, которая не смогла по-настоящему реализоваться в кино и стала антиутопией, предполагающей безысходность, страдания и даже смерть. Так что групповуха в массовом кино - область, в которой традиционные семейные ценности до сих пор одерживают победу над всевозможными тенденциями к раскрепощению.
В обществе. Групповой секс становится популярен в периоды культурного слома, когда падает роль традиционной семьи, - например, в Риме I века нашей эры. В Европе различные левые движения еще в середине XIX века предлагали отменить традиционную семью и моногамный брак. Например, Маркса и Энгельса обвиняли в том, что они призвыают к «общности жен». А идея пойти дальше и объявить, что и половой акт - это совершенно не обязательно дело только двух человек, приходила в голову и советским коммунистам в 20-е, и американским хиппи в 60-е годы.
Первый оральный секс
Фильм «Глубокая глотка», Джерард Дамиано, США, 1972
Сюжет. Главная героиня регулярно занимается сексом, но еще ни разу не испытывала оргазм. С горя она идет к сексологу, и тот обнаруживает, что ее клитор находится не в положенном месте, а у нее в гортани. Так что оргазма она может достичь лишь при помощи специальной техники орального секса под названием «глубокая глотка». Девушка тут же начинает осваивать ее - сперва на самом докторе, а потом и на других мужчинах. И всякий раз достигает феноменального результата.
Что показано. Все, что сегодня есть в любом порнофильме, а также в сериале «Секс в большом городе» и даже некоторых романтических комедиях: вагинальный, а также оральный и анальный секс, тогда показывавшиеся едва ли не впервые.
Реакция первых зрителей. Фильм был запрещен в Британии и в некоторых штатах Америки, что сразу же сделало его громким событием. Решение о запрете или разрешении «Глубокой глотки» зависело от специальной экспертизы на «непристойность», которую в каждом штате проводили отдельно. Например, в Нью-Джерси фильм прошел экспертизу и вышел в прокат, а в Нью-Йорке его можно было увидеть лишь подпольно, в отдельных кинотеатрах, которые контролировал Луи Перейно, продюсер картины и член влиятельной мафиозной семьи Коломбо. Сегодня «Глотка» - один из самых прибыльных фильмов в истории: по разным данным, она собрала от 100 до 600 миллионов долларов при бюджете в 25 тысяч.
Культурное влияние. Это один из первых порнофильмов, вышедший в широкий прокат и даже удостоившийся статьи в «Нью-Йорк таймс». Фактически его успех породил и легализовал всю дальнейшую порнографию, которая оказалась одним из самых прибыльных бизнесов и повлияла на всю современную культуру. На этот фильм ходили домохозяйки, звезды (Джек Николсон) и интеллектуалы (Трумен Капоте). Техника «глубокой глотки» пошла в народ, а сыгравшая главную роль Линда Лавлейс стала национальным секс-символом.
История. Лавлейс стала зеркалом изменений отношения к сексу в современном обществе и культуре. Сразу после выхода фильма актриса утверждала, что благодаря съемкам почувствовала себя по-настоящему свободной. Но уже в 1980-е под воздействием феминисток, борющихся с порнографией, резко изменила позицию и заявила, что сниматься ее заставили под дулом пистолета, а все эпизоды с ее участием являются сценами изнасилования. Такой путь прошел и сам секс в массовой культуре - от либерализации к дегуманизации, от символа свободы к символу эмоциональной пустоты и стерильности.
В обществе. Упоминания о минете есть и в «Камасутре», и в античных источниках. В некоторых племенах, например у эскимосов, минет табуирован, так как считается, что он отнимает силы у воинов. Христианская церковь осуждала его как разновидность мастурбации. Более широкое распространение минет получил только в ХХ веке. С римских времен пассивным считался тот из партнеров, кто совершал сам акт. Эта идея продержалась вплоть до ХХ века, а во многих традиционных и ритуальных культурах жива до сих пор - например, в криминальной. Это, кстати, обыгрывается и в кино: в фильме «Анализируй это» герой Роберта-Де Ниро, мафиози, так объясняет своему психоаналитику, почему жене нельзя делать ему минет: «Ты что! Она же этими губами целует моих детей!»
Первый реальный секс художественном кино
Фильм «Под знаком Девы», Финн Карлссон, Дания, 1973
Сюжет. Планета Венера приближается к Земле, оказывая странное возбуждающее действие на датских девственниц. Они внезапно сходят с ума и пытаются изнасиловать каждого встречного. Ученые срочно создают лекарство для усмирения их либидо, но случайно смешивают его с афродизиаком, и это приводит к еще большему безумию.
Что показано. Лесбийские ласки и гетеросексуальный секс (оральный и вагинальный).
Реакция первых зрителей. Это первый из шести фильмов датского проекта «Знаки зодиака» (1973-1978) - серии порнографических комедий, которые снимались мейнстримными режиссерами для широкого проката. Их показывали в обычных кинотеатрах, а статьи о них появлялись в обычных газетах. По сравнению с американским порно 70-х, в котором нет ничего, кроме непрерывной серии половых актов, датское более изобретательно и «невинно»: в нем есть идиотский, но веселый сюжет, и благодаря этому юмору сцены секса не кажутся брутальными и непристойными.
Культурное влияние. Проект «Знаки зодиака» - чуть ли не единственный пример соединения порно и мейнстрима, которые впоследствии оказались несовместимыми. Уже в 80-е секс в мейнстриме эволюционирует в мягкую эротику, а «фильмы для взрослых», наоборот, становятся все более жесткими и агрессивными. Воссоединение порно и художественного кино случится лишь в конце 90-х на территории артхауса. И пионерами здесь опять будут датчане, а именно Ларс фон Триер, показавший в своих «Идиотах» (1998) реальную оргию.
В начале нулевых возникает даже термин «арт-порно», но тренд быстро выдыхается из-за того, что собственно порно уже не является чем-то маргинальным, подпольным и труднодоступным. Куда ни вставляй элементы порно сегодня - хоть в символистскую притчу («Антихрист»), хоть в отвязную голливудскую комедию («Зак и Мири снимают порно»), - все равно никого не удивишь: ни посетителей мультиплексов, ни поклонников артхауса.
В обществе. Порнография имеет древнюю историю: она возникла практически одновременно с изобразительным искусством. Точно так же и первые порнофильмы появились вместе с обычными - в 1896 году. Начиная с 1868 года, когда в Англии был принят специальный закон против непристойностей, порнографию в картинках долгое время пытались запретить, но в итоге на Западе она практически повсюду разрешена: ограничения касаются лишь возраста ее потребителей. Собственно, выход фильма «Под знаком Девы» стал возможен именно в 1970-е, поскольку Дания (вместе с Голландией) стала первой страной, легализовавшей порнографию. В те годы оборот мировой порноиндустрии, по разным данным, составлял десятки миллионов долларов. Сейчас - десятки миллиардов.
Первый лесбийский секс
Фильм «Лесбитактика» (Dyketactics), Барбара Хаммер, США, 1974
Сюжет Короткометражный фильм о сути лесбийских отношений, в которых, согласно Хаммер, «прикосновение предшествует взгляду».
Что показано. Обнаженные женские тела в разных позах и комбинациях.
Реакция первых зрителей. Фильм полулюбительский. Как и другие работы художницы Хаммер, он демонстрировался в галереях и музеях современного искусства. Впоследствии был признан классикой экспериментального кино.
Культурное влияние. Это первый фильм о лесбиянках, снятый открытой лесбиянкой и направленный против мужского взгляда на лесбиянок, который доминировал тогда в культуре и обществе. К моменту выхода фильма лесбиянки уже стали привычными персонажами трэшевых фильмов в жанре sex-ploitation, то есть служили распространенным объектом мужских эротических фантазий. В этих фильмах они были или безумными вампиршами-убийцами (lesbian vampire films), или помешанными на сексе надзирательницами в женских колониях либо их смиренными жертвами (women in prison films). А с расцветом порноиндустрии секс между двумя девушками окончательно превратился в зрелище для мужчин.
Барбара Хаммер впервые попыталась разрушить эти концепции и посмотреть на лесбийские отношения так, как это может сделать только лесбиянка, которой, как поется в ее фильме, может оказаться любая женщина. Эта попытка удалась: начиная с 70-х в Европе и Америке появляются снятые женщинами и зачастую феминистские фильмы о лесбийской любви и тайнах женской сексуальности. В основном это независимые и малобюджетные картины, но есть и кассовые прорывы, как знаменитый сериал The L World («Секс в другом городе»), снятый лесбиянками о лесбиянках.
В обществе. Женский гомосексуализм начали изучать на рубеже XIX-XX веков, тогда же появился и термин «лесбиянка». Против лесбийства принимают законы, а сами лесбиянки начинают бороться за права. В 60-е годы в среде радикальных феминисток возникает так называемое политическое лесбийство. По мнению сторонниц этого учения, только отказ от гетеросексуальности может освободить женщин от семейной каторги. В этом они расходятся с радикальными феминистками, которые считают, что секс вообще унижает женщину: секс с мужчиной - да, а вот секс с женщиной - нет.
Первая мастурбация
Фильм «Аморальные истории», Валериан Боровчик, Франция, 1974
Сюжет. Франция, конец XIX века. Религиозная девушка не может усмирить свое либидо и под впечатлением от порнографических рисунков мастурбирует с помощью огурца, достигая первого в своей жизни оргазма.
Что показано. Полностью обнаженная героиня мастурбирует в течение десяти минут, используя несколько огурцов.
Реакция первых зрителей. Благосклонная. В 1978 году «Аморальные истории» стали первым эротическим фильмом, показанным по французскому телевидению.
Культурное влияние. Еще в 1973 году безумная героиня «Изгоняющего дьявола» мастурбировала с помощью распятия, калеча себя. А еще раньше несколько монашек делали точно так же в «Дьяволах» Кена Рассела (1971). То есть мастурбация в кино воспринималась как репрессивная практика, происки злых сил или признак сумасшествия. В фильме Боровчика мастурбация является тем, чем она и должна быть - всего лишь способом получить удовольствие. Однако художественный кинематограф (в отличие от порно) с трудом осваивает такой взгляд на нее, хотя показывает довольно часто.
Если герой в фильме мастурбирует, то, как правило, он лузер с кучей комплексов, задрот, которому никто не дает, или в лучшем случае невротик со сложными психологическими и семейными проблемами (например, герой Кевина Спейси, мастурбирующий в «Красоте по-американски» рядом со спящей женой, которая его больше не хочет). В массовом кинематографе про таких чаще всего снимают комедии, и мастурбация обыгрывается там юмористически (например, персонаж Бена Стиллера в фильме «Все без ума от Мэри» онанирует в туалете и так спешит, что его член застревает в ширинке). Еще мастурбацию показывают как нелепый этап мужского взросления, который надо пройти и забыть (герой-подросток из «Американского пирога» трахает свежеиспеченный пирог в ожидании «настоящего дела»). Женский вариант менее анекдотичен: через мастурбацию некоторые героини феминистки Катрин Брейя утверждают свою сексуальность и самодостаточность.
В обществе. Отношение к женской мастурбации в обществе менялось на протяжении всей его истории и сильно зависело от региона. В античности она считалась нормой, а вот все авраамические религии ее порицают. В XVII веке в Коннектикуте мастурбация входила в число преступлений, за которые полагалась смертная казнь. А в XIX веке в Европе мастурбацией пытались лечить женщин от нервных расстройств, но это исключение из правила: вплоть до начала ХХ века мастурбация считалась вредной. В ХХ веке происходит ее настоящая реабилитация: снижается роль церкви в жизни общества, и одновременно масштабные медицинские исследования доказывают, что умеренная мастурбация не несет вреда женскому здоровью. Также опровергнуты представления о том, что мастурбация приводит к венерическим заболеваниям и плохо влияет на мозг.
Первое изнасилование
Фильм «Обвиняемые», Джонатан Каплан, США, 1988
Сюжет. Главная героиня (Джоди Фостер) приходит в бар, немного выпивает, идет танцевать и в итоге оказывается жертвой группового изнасилования, которое проходит под свист и хохот других посетителей бара. Суд признает насильников виновными, но наказывает их очень мягко. На защиту жертвы становится женщина-прокурор, которая требует более жесткого наказания, а также привлекает к ответственности за преступление свидетелей, не пришедших на помощь жертве.
Что показано. Жестокое групповое изнасилование, которое происходит на глазах посетителей бара, не обращающих внимания на крики о помощи.
Реакция первых зрителей. При бюджете в 6 миллионов долларов фильм собрал в прокате 32 миллиона, Джоди Фостер получила за эту роль свой первый «Оскар». Многих зрителей жестокость длинной сцены изнасилования повергла в шок, но они признали ее необходимость в контексте фильма, ставящего вопрос о насилии вообще, которое становится возможным в том числе благодаря попустительству и даже одобрению большей части общества.
Культурное влияние. Это один из первых голливудских фильмов, показавших проблему сексуального насилия как общественную. Раньше изнасилование на экране оставалось частным делом двух людей, насильника и жертвы, и, таким образом, было частью личного пространства, в котором неправомерны никакие вердикты и приговоры суда (или общества), потому что они это личное пространство нарушают. В «Обвиняемых» частный случай изнасилования касается уже всего общества, которое с готовностью перекладывает вину за случившееся на жертву: мол, надела короткую юбку, пришла в бар, выпила и стала танцевать на глазах у толпы мужиков - сама их спровоцировала и получила что хотела.
С «Обвиняемых» начинается общественная кинодискуссия о сексуальном насилии как насилии над личностью - через фильмы о домогательствах к скандальной «Необратимости» с девятиминутной сценой жестокого изнасилования героини Моники Беллуччи в подземном переходе, одной из самых страшных и натуралистичных сцен в современном кино.
В обществе 70-е годы стали важной вехой в истории борьбы с сексуальным насилием в США. Появляются специальные антикризисные центры. В 1975 году Южная Дакота становится первым штатом, где как преступление квалифицируется изнасилование в семье. На 80-е годы приходится «парад признаний»: все больше штатов считает преступлением изнасилование мужем жены - тогда же подобные законы появляются и в Европе. Так, борясь с насилием и произволом в семье, власти пытаются обуздать насилие как таковое. По официальной статистике, с 1980 по 2005 год количество изнасилований в США на тысячу человек упало с 2,5 до 0,4. Одной из причин такого падения стал рост потребления порнографии.
Первый подростковый секс
Фильм «Детки», Ларри Кларк, США, 1995
Сюжет. Несколько дней из жизни нью-йоркских тинейджеров. Шатание по городу, прием легких наркотиков и разговоры о сексе, быстро переходящие в действия. Один из героев - семнадцатилетний Телли. Он не знает, что у него СПИД, не предохраняется и предпочитает девственниц, одной из которых тринадцать лет.
Что показано. Сам половой акт не показан, но упор сделан на физиологию - не только героев в пубертате, но и всей липкой реальности вокруг.
Реакция первых зрителей. Режиссера обвинили в том, что он снимает детскую порнографию. В Америке фильм был запрещен к просмотру лицам, не достигшим семнадцати лет. Впоследствии этот запрет был снят…
Культурное влияние. До «Деток» в кино было немало молодежи, готовой спать с кем попало, лишь бы не мастурбировать в одиночестве. Но все они имели еще и какую-то систему моральных координат, внедренную в их головы сценаристами. А Кларк послал эту мораль куда подальше, потому что в головах реальных тинейджеров, послуживших прототипами героев, ее нет.
На момент выхода фильма Лео Фицпатрику, сыгравшему Телли, было 17 лет. До «Деток» в мейнстримных фильмах про молодежный секс действовали преимущественно двадцатилетние; после кларковского реализма их заменили школьники. В 1999-м «Американский пирог» фактически легализовал секс до совершеннолетия в массовой культуре. Современные дети взрослеют быстрее, чем хотелось бы создателям Уголовного кодекса: в кинематографе уже вовсю обсуждаются проблемы подростковой беременности и ее последствий («Дитя», 2005; «Джуно», 2007).
В обществе. Вплоть до ХХ века в Европе считалось, что в сексуальные отношения можно вступать в 12 лет. Гражданский кодекс Наполеона допускал их даже с 11. На протяжении всего XIX века этот возраст повышался: сначала до 14 лет, а уже в ХХ веке - до 16. Это происходило по мере того, как медицина все больше узнавала о процессе деторождения. В настоящее время в Йемене сексом можно заниматься с 9 лет, в большинстве стран Европы - с 14, в России - с 16, в США этот возраст колеблется от 14 до 18 лет в зависимости от штата.