Oct 15, 2013 22:52
Написание иконы на основе канона не исключает самовыражение; наоборот - в каком-то смысле освобождает его. Освобождает время и силы от поиска основ, которые уже даны. Если есть вера и внутренняя потребность писать образ - самовыражения будет ровно столько, сколько дано, сколько необходимо. Писать и копировать - не одно и то же. Копия конкретной иконы - отдельная задача. В иконописи возможна работа, в которой чувствуется живость и личность мастера. В личностном переживании видится не «комплект» грехов и несовершенств, неизбежных у любого человека и будто бы проявляющихся в каждой его работе. Все живое, неповторимое имеет один Источник жизни, и именно Его отсвет - в том, что что живет и дышит. В том числе - и в творчестве любого человека. Этот Источник делает всех разными, но Он же всех и объединяет. Получается, по видимости, парадокс: объединяет то, что различает. Но это только кажется: к Источнику все тянется, и ближе душе и сердцу оказывается то (произведение, творчество), где эта тяга есть, где она живая и не «под запретом». Ближе, потому что у разных людей: пишущего и воспринимающего, художника и зрителя, иконописца и молящегося эта тяга к Источнику жизни есть, осознанная или подспудная. Т.е. лучше воспринимаются произведения (и иконы). если они разнообразны, не повторяют в точности друг друга. Объединяет Жизнь, а не грехи личности... И вот что интересно: начиная работу, никогда в точности не знаешь, какая она будет в окончательном виде; представляется это только приблизительно, в общем. Хотя и канон есть, и пишешь один и тот же образ много раз...
А требования всеобщего полного единообразия в иконописи, абсолютной копийности - это обращение только к земному, а не Высшему. Отказ от всего своего и полное подчинение кем-то созданному эталону - будто бы равнозначен отказу от «отпечатков» грехов, проявления их в работе? Вовсе нет... Просто работа превращается в нечто «механическое», безжизненное, не объединенное с другими ничем, кроме внешнего подобия по произволу человеческому (тех, кто придумал этот эталон и требует неуконительно его придерживаться)...
И еще один аспект свободы: творчество разных поколений. Известно ведь, что оно - разное. Даже на основе канона каждое поколение созидает по-своему. Иконы разных веков отличаются друг от друга. Человеку свойственно созидать, а не только потреблять кем-то созданное, пусть великое и прекрасное. Может быть, поэтому Создатель и не попускает сохраняться всему, что создано: каждое поколение должно творить заново. Нельзя, конечно, относиться к творениям прошлого небрежно, не стараясь их сохранить. Но здесь, в этом мире, увы,и невозможно, чтобы сохранялось и становилось известным всё, даже достойное этого. Иначе не будет простора для созидания будущим поколениям.
А жизнь (в церкви тоже) возможна, только если есть возможность творчества, созидания...
творчество,
иконопись,
восприятие