"Читай не так, как пономарь..."

Mar 23, 2013 22:44

Упомянутое Грибоедовым чтение пономаря - особенное, монотонное. Так положено во время службы в храме. Определенный текст, определенная интонация. Но - голос-то свой! Не измененный и чаще всего не «поставленный», и какие-то особенности в манере чтения. Не заменяют естественные голоса на искусственные, звучащие одинаково. А зримые образы - иконопись?.. Нужно ли абсолютное единообразие? Художественные «голоса» -- они ведь тоже разные! Тоже у каждого мастера (местности, школы) - свой, в чем-то особенный, отличимый от других. Хотя образы, сюжеты, художественные методы - все должно соответствовать канонам - основам иконописного искусства. Но ведь зримый образ, как и воспринимаемый слухом - должен быть создан, хотя и по канону, но не механическим искусственным «голосом», а живым? А значит - отличающимся, узнаваемым? Разве живой голос служащего, поющего, читающего воспринимается хуже оттого, что он индивидуален? Наоборот... А образа на иконах - разве должны быть абсолютно единообразно-одинаковые, как будто механически скопированные (а не написанные по канону)? Образ - он ведь должен в душу глянуть, а не просто украшать интерьер...
Но порой кажется, что «пономарское чтение» слишком свободно и выразительно - если применить те же принципы к иконе, к тому, чего ждут и требуют от нее...

иконопись, злободневное, восприятие

Previous post Next post
Up