Можно сказать, что в Бомбее произошла собственная индустриальная революция. В военном отношении Бомбей был базой британского военно-морского флота. Он и сегодня продолжает оставаться штабом индийского флота. Это заметно по тому, как много военных кораблей находится в гавани.
Иногда можно увидеть, как роскошный лайнер, проскользнув мимо большой каменной триумфальной арки, променада Аполло и яхт-клуба, пришвартовывается у причала Баллард. Для остальных смертных - приземление в аэропорту Чатрапати Шиваджи. На смену суматохе носильщиков у причала и рикш, в которую когда-то погружался вновь прибывший, теперь пришел новый, современный вид суматохи. В Мумбаи почти каждый месяц вырастают новые небоскребы. Это крупнейший и самый оживленный промышленный и коммерческий город Индии, где производятся автомобили, текстиль, химикалии, ядерная энергия. Здесь находятся огромный торговый порт и киностудия. Это также место возрождения индийского искусства. Но это огромное богатство сочетается с вопиющей нищетой, воплощаемой женщинами, которые носят на головах кирпичи для строительства роскошных апартаментов. Это притом, что в предместьях города расположен крупнейший в Азии район трущоб.
Для каждого, кто приехал в Мумбаи не по делам, трех, максимум четырех дней должно хватить, чтобы получить довольно полное представление об этом, если можно так выразиться, выматывающем городе. В начале вашего пребывания вам, возможно, понадобится совет о том, что посмотреть в городе, растянувшемся на 20 км с севера на юг. Тогда обратитесь в Индийское бюро по туризму (India Tourism Office), расположенное напротив железнодорожного вокзала Черчгейт (Churchgate). Затем начните с того же места, что и король Георг V и королева Мэри во время их визита сюда в 1911 г., а именно: с мыса в конце набережной Аполло. Сегодня на этом месте находятся всемирно известные Ворота Индии (Gateway of India), памятник, волнующий скорее своим символизмом, чем красотой (конечно, в зависимости от того, что вы думаете о великолепии Британской империи, в честь которой он был установлен). В своей «Балладе о Востоке и Западе» Редьярд Киплинг настаивал, что «эти двое никогда не встретятся», но британцы сделали для этого все, что могли, установив на эту триумфальную арку, в целом отмеченную выраженным романским стилем, четыре купола, характерных для архитектуры Гуджарата. Этот памятник был открыт в 1924 г. Спустя 24 года через Ворота Индии торжественно прошел Сомерсетский полк легкой пехоты - последние британские подразделения, покидающие Индию.
Ворота Индии
Лицом к воротам обращена индийская конная статуя Шиваджи. Она была установлена в 1961 г. в честь этого маратхского героя - индуистского националиста - борца против гнета Великих Моголов.
Позади статуи - отель «Тадж-Махал» (Taj Mahal Hotel), построенный членом семьи Татас, промышленником персидского происхождения. Говорят, что эта идея пришла ему в голову, когда его отказались пустить в «Watson's», лучший отель в городе. С архитектурной точки зрения отель представляет собой сочетание западного и восточного стилей. На вас повеет атмосферой былой романтики, когда вы устроитесь в Морском зале, чтобы выпить чашечку чая. Кроме мемориала в память о 31 человеке, погибшем здесь, не осталось ни следа от разрушений, произошедших здесь в ноябре 2008 г., когда исламские террористы выбрали отель в качестве одной из целей при атаке на главный туристический и деловой район города.