С чего начинается ресоветизация России

Feb 14, 2016 18:41

Наше общество начинают сотрясать глубинные толчки: выходя на поверхность, эти толчки теряют свою мощь, и действие их пока не видно, но на глубине они ощущаются ясно. Заспанное и всё ещё не очнувшееся до конца ото сна, общество как будто предчувствует надвигающееся пробуждение. Как могучий некогда человек, чья воля была сломлена воздействием мощного снотворного, причинившего ему множество приятных иллюзий, которые всё ещё не прекратились, но которые прекратятся уже скоро…

Главная из этих иллюзий состоит в том, что мы не находимся в состоянии холодной войны с Западом. Что Запад устроит какой-то вариант развития событий кроме нашего отказа от Крыма, за которым последует катастрофа нашего государства в существующем виде - ведь присоединение Крыма поддержали все политические силы. Что Запад не продумывает конкретных действий, направленных на приближение такой катастрофы. И здесь речь идёт не о санкциях, которые уже внесли свою лепту в дело пробуждения нашего общества, а о куда более серьёзных вещах.

Речь идёт о подготовке общественного мнения в западных странах к перспективе возможной войны с Россией, в том числе - ядерной войны. 3 февраля был представлен фильм телекомпании BBC «Третья мировая война: взгляд из командного пункта», в котором Россия оккупирует Латвию, а потом наносит ядерный удар по военным кораблям НАТО. Собирается совет, состоящий из бывших военачальников, руководителей спецслужб, дипломатов, чиновников, которые рассуждают о том, надо ли наносить ответный ядерный удар по России, начиная тем самым Третью мировую войну.




В условиях подобных действий Запада политическое руководство России и её экспертное сообщество находятся в двойственном состоянии.

С одной стороны, стратегической растерянности, потому что в условиях конфронтации с Западом нам нужна такая модель развития, в которой мы уже не будем, как это происходило до сих пор, ориентироваться на всё западное как на образец (в экономической политике, в образовании, в культуре и так далее). А такой модели сейчас нет.

С другой стороны, спадания масок. Политики и эксперты стали чуть меньше заниматься самопиаром и начали произносить слова о том, что их действительно волнует.

Две эти вещи связаны друг с другом. Чем больше нарастает стратегическая растерянность, тем меньше остаётся сил, чтобы удерживать маски сытости, уверенности и безмятежности. Чем больше спадают маски, тем больше под ними обнажается стратегическая растерянность.

Впервые ощущение большей прямоты и искренности, чем это было мыслимо до сих пор, возникло в фильме Соловьёва «Миропорядок». Этот фильм сильно отличался от предыдущих фильмов о Путине, которые мы обсуждали - «Крым. Возвращение домой» и «Президент», хотя по времени выхода их разделяет полгода.

Там - демонстрация того, что можно было бы назвать антистратегическим подходом: отталкиваемся только от меняющейся ситуации и больше ни в чём не нуждаемся, геополитических амбиций не имеем. Здесь - предчувствие новых контуров мира, который формирует Запад, и маячащий за ним вопрос: а каково место России в этом мире? «В последнее время вы называете вещи своими именами, и возникает ощущение, что маски пали», - говорит Соловьёв Путину.

Там, в предыдущих фильмах - железобетонная уверенность в завтрашнем дне. Здесь - язык надежд на лучшее.
Несколько примеров использования этого нового языка президентом. Вот он пытается дать прогноз развития ситуации:

«Я не считаю, что мы на грани какого-то апокалипсиса, потому что всё-таки люди умные, и люди везде умные - и в Европе, и за океаном, и в Азии - и как только они почувствуют, что реально сбой какой-то пошёл, мне кажется, что всё-таки они тоже должны сориентироваться».

Дальше Путин развивает эту тему:

«Мне кажется, что всё-таки осознание того, что надо действовать в рамках цивилизованных правил, а не пренебрегать ими, всё-таки осознание этого должно ко всем прийти, если уже не приходит».

Будет ли война, спрашивает ведущий.

«Вы имеете в виду глобальную войну? Надеюсь, что нет».

Наверное, язык надежд на лучшее допустим в политике. Но в устах лидера одной из крупнейших держав, от действий которой зависит то, как будут разворачиваться события в мире, он звучит специфически.

Фильм «Миропорядок» вышел в декабре 2015 года. А в январе 2016 развернулся сюжет с обсуждением Ленина. Путин высказался о создателе СССР, сказал, что тот «заложил атомную бомбу» под здание государства. Началась общественная дискуссия, всплыл вопрос о перезахоронении Ленина из мавзолея. Эта тема вышла на политическое телевидение.

28 января состоялась передача «Политика» на «Первом канале». В студии звучала в основном критика и поношения в адрес Ленина. В конце эфира участвовавший в передаче Сергей Кургинян заявил: «Ситуация в стране и мире - очень неблагополучная. Нужна мобилизация и консолидация. Какое-то количество вещей должны быть признаны верными. После этого разойдёмся по ценностным квартирам и будем понимать, что есть не красная, не либеральная и не какая-нибудь белая, а есть Россия. Она едина. Если мы сейчас начинаем поносить любой её период, мы работаем на раскол [Выделено мною]. Россия - и есть супер-идеология. Она и есть мечта».

После этих слов ведущий предложил вернуться к той же теме через неделю.

5 февраля истекла неделя, и новая передача началась с цитаты этих самых слов Кургиняна про необходимость договориться и про то, что Россия - супер-идеология.

Многие участники передачи выступали искренне. Сначала говорили о последнем двадцатилетии, давая оценку либералам. Сказали, что они убили межпоколенческую солидарность, которая суть основа справедливости. Что они убили 20 миллионов человек, которые сегодня могли бы жить. Что они разрушили образование. Что единственный итог проведённых реформ - это развал экономики страны. Ведущий поддержал участников передачи, обращаясь к одному из гостей - Леониду Гозману: «Вы работали в РАО ЕЭС России, где именно при ваших единомышленниках у нас пенсионеры рылись в мусорных бачках».

Наконец, признали и главный итог последнего двадцатилетия - что люди больше не гордятся, а стыдятся. Что молодёжь называет Россию «рашкой». Те, кто сами ненавидели страну, научили остальных ненавидеть её.
Всё это напоминает опамятование, неприятное пробуждение от иллюзий.

«Нас победили тогда, когда нам рассказали, что главное - туалетная бумага», - говорит журналист Артём Шейнин.

«Это мы отменили советский проект. Мы! Каждый из нас!», - вторит ему Леонид Поляков, представляющий экспертный институт «Общероссийского народного фронта», который несколькими минутами ранее выступал с абсолютно конъектурной фразой по поводу того, как хороши демократические возможности на российских выборах.

«Россия - абсолютно левая по своей ментальности страна, и про это бессмысленно даже что-то обсуждать», - говорит зампред комитета Госдумы Михаил Старшинов, член партии «Единая Россия». И призывает добиться единомыслия по этому вопросу «среди мужей, которые управляют страной».

Демонстрируется ролик о Советском Союзе - такой, который на политическом шоу «Первого канала» ещё даже год назад был просто немыслим. В нём под кадры исторической хроники говорится: «Стремление к светлому будущему и лозунг «Пятилетку - в четыре года» дали Советскому Союзу ДнепроГЭС, металлургические гиганты Магнитогорский и Челябинский, крупнейшие машиностроительные заводы ГАЗ и ЗИЛ». Говорится о рекордных темпах и успехах послевоенного восстановления страны, массовом развитии сельского хозяйства. «В стране, где «Кадры решали всё», новые объекты были передовыми и масштабными».

Лозунги «Пятилетку - в четыре года» и «Кадры решают всё» в перестройку принято было проклинать. Затем долгое время над ним принято было иронизировать.

Режиссёры передачи не только начали её с цитаты Кургиняна, задавшей тон обсуждению. Они не только вставили ролик о Советском Союзе, напоминающий о том, что это в действительности была за страна. Они ещё и сделали коллаж, призванный показать, в каком положении оказалась современная Россия. Вот он:



Коммунистический путь следует по стрелке вперед, а вовсе не влево.

«Первый канал», плотно контролируемый Администрацией президента и ведущий Пётр Толстой, явно не переваривающий Ленина, специально выносят в отдельную свою передачу обсуждение России как супер-идеологии. И оказывается, что такое обсуждение неминуемо выходит на тему распада СССР и чудовищности того, что наступило после распада. И на попытку прощупать, есть ли у России шанс на коммунистический путь сегодня.

(Продолжение следует)

Кургинян, Петр Толстой, СССР, Время покажет, Ленин

Previous post Next post
Up