Длительных путешествий в 2011 году у нас было не так много, как хотелось, зато три коротких похода августа и сентября вышли насыщенными: много для нас нового. И совершенно случайно сложилось, что все три оказались "привязанными" к одному району Кавказского заповедника, хоть и обходили мы его с разных сторон. Вот и этот, последний из трёх упомянутых, поход мы завершили в прилично навязшей уже в зубах долине Псеашхо:). Начало его было в Гузерипле, а к конечной точке мы шли через урочище Пастбище Абаго, лагеря Туровый (с восхождением на Тыбгу части группы) и Сенной, перевал Аспидный и дальше вверх по Уруштену до строящегося тогда ещё газпромовского комплекса.
1.
День первый
Наша компания в этом походе - пять сочинцев под предводительством Димы Комарова и два наших товарища из Новороссийска. Дожидаемся их на автовокзале Майкопа, пакуемся в микроавтобус и спустя пару часов оказываемся на кордоне заповедника в Гузерипле. Отсюда планируем подъём на нанятой машине к т.н. домику на 11 километре, где и планируем решить, оставаться там же до следующего утра или пройти чуть дальше и заночевать в т.н. домике на 14 километре (обозначения не сказать что сильно затейливые, зато довольно удобные). Для нашего повествования имеет определённое значение, что сочинцы по пути из Сочи в Майкоп остановились где-то в Хадыжах и купили, в дополнение к прочим малотранспортабельным ништякам, два арбуза, так что большинство обстоятельств было за то, чтоб от домика Котова никуда сегодня не идти и предаваться лени и чревоугодию. Кроме того, перед погрузкой в машину мы ещё не знали, что начало и конец нашего похода пройдут под девизом "вас никуда не повезут" - но обо всём в своё время.
...Машина поломалась, не проехав, наверное, и километра. Мы долго не теряли надежды на её реанимацию, даже сочли нужным дождаться обеда и перекусить. Дошло до вызова из Гузерипля трактора на подмогу, но всё тщетно: ничего не оставалось, кроме как идти пешком. Результатом были огорчены и мы, и водитель, которому обломалась шабашка, должна сказать! Посочувствовав друг другу, мы расстались с водителем, и наша пешая компания с тихой грустью и арбузами пошла наверх своим ходом - перспектива длительной сиесты в домике таяла на глазах, но зато и вопрос о выборе места для ночёвки окончательно снимался.
2.
Примерно на середине пути мы не выдержали и сожрали один арбуз прямо на дороге. Другой запланировали дотащить и съесть в каких-нибудь более... подходящих, что ли, для этого условиях (забегая вперёд - не удалось): даже лишний груз не заставил избавиться от тяги к походному сибаритству, налёт которого присутствует во всех походах с участием Димы.
3.
К вечеру дорога наконец вывела нас на луга.
4.
Это западный край знаменитого Пастбища Абаго, мы очутились здесь тогда впервые.
5.
И здесь же стоит наш балаган.
В некоторых источниках, включая генштабовские пятисотметровки, он называется домиком Котова, что неверно: сотрудники заповедника удивились, когда мы так его назвали. Правильнее называть домиком Котова лагерь Туровый, в окрестностях которого он вёл свою научную работу - изучал кавказского тура.
6.
Не передать словами, как нам здесь понравилось! Вид с уютной поляны на холмистые луговины, Тыбгу, Фишт-Оштенский массив и всё, что между ними, и это так вовремя! - всё впервые открылось глазу как раз тогда, когда светило предзакатное солнце.
7.
Солнце садится почти аккурат в седловину Фишт-Оштеновского перевала:
8.
Вдалеке - наполовину укутанная в облако Тыбга:
9.
Снова Фишт:
10.
...и опять он же крупнее:
11.
А когда совсем стемнело, можно было выходить на пахнущий влажным сеном луг и, прислушиваясь к живой тишине, смотреть на дальние горы, едва тронутые призрачным светом. В такие моменты мне с самого детства хотелось мысленно дотянуться до далёких склонов и представить - каково сейчас там? Как спит в росистой траве дневная живность и просыпается ночная, какая там тишина сейчас в наползающей мгле, какие далёкие дали видно оттуда? Может даже, теплится где-то не видимый отсюда огонёк...
Окончание дня провели за распитием глинтвейна. Ещё мне из того вечера запомнились кулинарные упражнения Ромчика и Серёги из Новороссийска, у которых была на двоих одна огромная миска, которую они наполнили дошираковым супом, "быстрым" пюре, тушёнкой - возможно, было ещё что-то, - и это всё одновременно.
Арбуз так и не тронули.
12.
День второй
Сегодня нам надо подойти под Тыбгу, чтоб завтра с утра, если погода и время дадут, сходить на её вершину. А пока смотрим издали - на неё и на примыкающий к ней хребет Безводный:
13.
Хребет Безводный, плохо различимая отсюда вершина Атамажи и вершина Абаго (да, она тёзка нашему урочищу, только название её произносится по-другому - с ударением на последний слог, не знаю уж, из каких соображений):
14.
Кто-то в домике когда-то наводил уют:
15.
Общий вид на местное хозяйство:
16.
И снова Абаго, под уже не столь низким солнцем:
17.
Впереди (на этом кадре - частично позади) у нас путь через Пастбище Абаго, по которому первые несколько километров нас ведёт дорога - такой вот след, оставшийся со времён активного освоения этого урочища человеком и порой используемый по первоначальному назначению и сейчас:
18.
Более общий план, с горой Филимонова на заднем плане. Она доминирует в здешних предгорьях, даже немножко странно, что мало упоминается (или мне такие источники попадались):
19.
Заглавная вершина урочища Абаго - Экспедиция, ранее больше известная как Абаго-Нос. Старое название очень меткое, что понимаешь, увидев эту гору. На заднем плане - зубцы Джуги и понижение Аспидного перевала (к слову, через него мы в этом походе позже пройдём):
20.
Не удержалась и сняла набежавшее облачко, хотя свет, конечно...
21.
По пути. Ребята стоят над крутыми склонами долины Молчепы, разделяющей Безводный хребет и Пастбище Абаго и берущей начало на северных склонах Тыбги. Тыбга, между тем, всё ближе:
22.
Отсюда хороший обзор хребта Пшекиш:
23.
Домик на 14 километре, донельзя уютно расположившийся чуть в стороне от основной дороги
24.
...под раскидистыми клёнами:
25.
Заночевать бы здесь как-нибудь (забегая вперёд скажу, что много позже это получилось):
26.
Оглядываемся назад на часть пройденного пути:
27.
Покрасневший в начале осени иван-чай, Пшекиш и на самом дальнем плане - Ачешбоки:
28.
На одном из привалов на травке приговариваем-таки арбуз, сочтя, что уже достаточно его помучили и понимая, что если даже донесём до ближайшего домика, то снова можем не съесть:
29.
Как мы всех надурили, а?! После публикации таких кадров все читатели точно думают, что мы набрели на альпийских лугах на бахчу, я уверена:
30.
Абаго-Нос, она же Экспедиция:
31.
На пути к вершине Экспедиции: пока часть группы пошла траверсом, как ходят все люди, другая часть не помню из каких соображений ломанулась вверх:
32.
...где зато увидела то, что обычно и не видят - ретранслятор с экологически безопасными и выгодными элементами питания. Таких на заповедник всего пара-тройка штук, по нашим сведениям:
33.
Тыбга уже совсем близко.
34.
На северо-восток от её вершины тянутся два длинных отрога, разделённых рекой Безымянкой. Не единственная Безымянка в заповеднике, как вы догадываетесь (думаю, это название уверенно держит одно из первых мест по частоте употребления в оронимике любой местности вообще). Наше сегодняшнее место ночёвки - лагерь Туровый, расположенный внизу второго отрога (на этом кадре - левого), тот самый, где работал Котов. Воду, не зная точно обстановку с ней возле домика, на всякий случай набрали в реке в Пашино складное ведро, похожее на большой поварской колпак или карикатурный купальный чепчик - удобная вещь! Главное, не наловить туда ничего лишнего.
35.
К востоку (в этом кадре справа) - гора Лохмач, несмотря на небольшую высоту и довольно спокойные очертания, весьма приметная - удобно стоит для этого!
36.
Гора Экспедиция, высоты, ведущие тропой к урочищу Зубровая Поляна, и Пшекиш:
37.
К домику подходим достаточно рано, успеваем чуть-чуть погулять рядышком и наесться брусники. Кое-где пахло зверем, и что-то большое однажды с шумом побежало через заросли...
38.
Нескучное вечернее освещение:
39.
Пастбище Абаго, снятое на телевик:
40.
Здесь очень удобно снимать заставки на рабочий стол, спустя годы я в этом тоже практиковалась:
41.
Места в домике на всю компанию не было. Уже не помню, сколько нас разместилось внутри, но твёрдо знаю, что печку топить не стали, памятуя другое название лагеря - Дымный.
42.
...Нынче, спустя пять лет, этого домика здесь не увидишь. Через два года после описываемого путешествия мы застали его совсем нежилым; рядом с ним построили новый, но старый при этом разбирать не стали, и он так и стоял рядом, грустный, щелястый и потемневший от времени. А ещё через несколько лет и от его остова почти ничего не осталось.
Продолжение - во всех смыслах - следует.
Данный материал опубликован с помощью системы Sitgine.Aibga студии PNL, оригинал находится по адресу
aibga.ru/site/blog/86