Ещё раз про немецкие стартапы

Jun 01, 2013 18:28

Меня пару раз упрекали в том, что, говоря о Германии, я "выискиваю недостатки", но я с этим не согласен. Я просто пишу о том, что вижу. Я ж не грешу какими-то своими домыслами и сексуальными фантазиями, а просто констатирую то, что ежедневно вижу вокруг себя. Зачем? Ну прежле всего, чтобы вокруг меня стало как можно меньше людей, слепо обожествляющих любую западную страну. Мне почему-то хочется, чтобы у народа было более реалистичное восприятие "забугра". Не будем совсем уж захваливать, не будет ругать, просто будем реалистичны.

Например, когда-то в сообществе Пора Валить я написал пост о Германии. Дело было, кажется, прошлой зимой, уже не помню. И вот одним из пунктов моего поста было то, что в Германии нет стремления к чему-то новому и - как следствие - нет стартапов. В основном народ с этим согласился, но огрёб я тогда и пару возмущённых комментариев, мол, да Германии стартапов завались, кругом дофига инноваций, бла-бла-бла. Никаких конкретных примеров, кстати, приведено не было. Анонимус застеснялся и на конкретику не перешёл. А вот сегодня я столкнулся как раз с понятием немецкого стартапа во всей красе.

История начинается с того, что в стародавние времена железнодорожная компания Deutsche Bahn была монополистом. То есть, если, находясь в Германии, ты хотел поехать, скажем, из города А в город Ё, преодолев этим расстояние свыше сотни кэмэ, то ты был вынужден покупать билет на поезд. По цене, продиктованной Deutsche Bahn, разумеется. Поезда тут по комфорту конечно очень неплохие, в Германии я полюбил пользоваться железной дорогой, но иногда цены на пользования этим видом транспорта доходили до откровенного абсурда. В частности я не понимаю, как билет на поезд Лейпциг - Берлин может стоить 40 евро в одну сторону за 1 час 40 минут пути. Ну короче, сперва народ обходил эту диктатуру с помощью так называемого "митфар" (это когда кто-то куда-то едет на машине и согласен за копейки, чисто чтобы бензин отбить, подвезти туда же 1-3 человек). С помощью митфара я добирался в тот же Берлин и два раза в Гамбург (без скидок и бонус-программ съездить в Гамбург на поезде - 3 часа пути - будет стоить от 99 евро, а попутчики меня подкидывали туда же за 15 евро). К сожалению, этот вид транспортировки не всем по душе. Я его не слишком люблю. В основном из-за того, что как правило водитель берёт попутчиков не только чтобы отбить какую-то часть стоимости дороги, но и чтобы было, с кем поболтать, а меня хватает максимум на час, потом я начинаю тихо сходить с ума и мечтать о том, чтобы о моём существовании хоть на пару минут просто забыли :)

Так вот недавно монополию Deutsche Bahn изничтожили, причём, с треском и через суд. Абсолютно справедливо! Я рукоплескал этому факту и надеялся, что вот сейчас появится куча альтернативных способов добраться из города в город, и цены поползут вниз... Ага, делаем поправку на Германию, а точнее на менталитет с полным отсутствием желания делать что-то новое. Прошло что-то вроде года или около того. Мне нужно 12 июня добраться до Берлина (единственное шоу KISS в Германии в этом году!). Иду в сеть, долго ищу... и нахожу лишь один человеческий сайт с автобусными рейсами по Германии - http://meinfernbus.de/.

Рейсов пока откровенно мало, но делаем скидку на "молодость" рынка... Сайт оформлен хоть и далеко от современных тенденций, но приятно. Тут же стоят иконки Визы, Мастер, EC и PayPal - это круто. Значит, никаких проблем с оплатой. Забиваю свой маршрут и получаю как раз то, что нужно - пару подходящих мне рейсов всего за 8 евро. Отлично! Радуюсь, мол, наконец-то что-то сделали по-человечески! Бронирую билет, заполняю форму, нажимаю "ок" и... меня просто перекидывает на главную страницу. Никаких там "Место успешно зарезервировано", ничего. Просто первая страница и, что главное - типа купленный билет до сих пор находится в моей корзине, откуда он конечно же должен был исчезнуть после завершения покупки! Ещё раз смотрю свои данные - всё правильно, но что-то не работает. На мыло никакое подтверждение не пришло. Проверил даже spam-корзину - ничего нет.

Уже с несколько подпорченным настроением иду в FAQ и офигеваю - оплата возможна только наличными в автобусе. Спрашивается, какого хера вы тогда разместили иконки платёжных систем??! Для красоты? Ну ладно, это ничего, можно и наликом заплатить, но у них же написано, что на мыло должно прийти подтверждение со специальным номером, а оно не пришло. В таких случаях предлагается за собственные деньги звонить в их службу поддержки, где... угадайте, что? Правильно, никто не берёт трубку. Вот вам, чуваки, весь типичный немецкий стартап до копейки. Единственное, что тут нормально работает из подобных проектов, это то, что реализовали американцы, вроде Амазона с Ибеем, всё остальное - это полностью автоматизированные и исполненные по всем стандартам XXI века системы, которые ломаются даже на стадии простой отсылки автоматического оповещения на мыло, которые думаю, что PayPal, Visa и Mastercard - это такие обязательные на каждом сайте красивые картинки, в которых ты сам должен поехать и отдать какому-то дяде деньги в руки и где в кол-центре нет ни одного человека. На этом разрешите подвести в этой теме точку: Германия и толковый стартап - вещи просто несовместимые.

На этом фоне таки реализованный проект LVB по покупке билетов на городские автобус и трамвай с помощью мобильника выглядит настоящим чудом. Лишь одно не учли - то, что мобильный Инет в Германии пока что находится на уровне 90-х и далеко не всегда, находясь в городе, ты сможешь соединиться и купить билет. Но в Лейпциге это хотя бы как-то местами работает.... Недавно был в Гамбурге и из принципа нашёл местное приложение для покупки билетов на гортранспорт через смартфон под Андроид. Официальный городской проект, под который выделялись фонды и т.д. работает так криво, что при каждой покупке каждого билетика ты должен заново забивать все свои личные данные, включая платёжные! Даже с моим огромным экраном и не слишком медленными пальцами у меня это занимало минут по пять каждый раз. Зашёл в автобус, достал бумажник, карточку и сиди, набивай имя, фамилию, адрес, дату рождения, все номера на твоей карте... Люди, а до новейшей концепции единоразового создания профиля додуматься было сложно? В Лейпциге на выделенные гроши как-то додумались, а вот в Гамбурге как-то вот, видать, не сложилось...

В утешение вот вам моя любимая песня про Гамбург.

image Click to view


(ссылка)

thoughts, germany, hamburg, leipzig

Previous post Next post
Up