Парад трамваев 2017

May 01, 2017 01:57

Что нужно делать, чтобы увидеть старинные трамваи? Правильно: посетить ежегодный праздник трамвая!
А что нужно делать, чтобы рассмотреть старинные трамваи? Причем без лишней суеты, толпы и очередей? Нужно посетить репетицию парада трамваев!
Раз в год, в середине весны трамваи собираются около депо им. Апакова и следуют до Чистых прудов по центральным улицам города.

1. В этом году открытию трамвайного движения в Москве исполняется 118 лет!



2. Велосипед и трамвай - два представителя самых экологичных видов городского транспорта. Кстати, «Витязь» принимает участие в параде впервые. Про него постараюсь рассказать отдельно, как нибудь позже.



3. Трамваи уже построились для репетиции у депо. В хвосте колонны по традиции самые молодые участники парада. Очень приятно увидеть знакомые маршруты. Часть моего детства прошла в Строгино, поэтому трамваи и автобусы были единственным транспортом связывающим наш район с «Большой землёй». Метро тогда еще там не было. Когда-то это были линейные машины, а теперь уже раритеты и музейные экспонаты.



4. Например чешская Татра Т-7 Б5 (годы выпуска 1988 - 1993) с табличкой временного 15-го маршрута.



5. Дело в том, что 15-й маршрут с 1995 года по 2008-й проходил от Таллинской улицы до метро Сокол. В 2008-м началась реконструкция Волоколамского шоссе, поэтому направление движения изменили до метро Войковская. Так продолжалось до августа 2013 года. Потом маршрут вернули в исходное направление, в котором он остается до сих пор.



6. А Татра Т-6 Б5 (выпускалась 1983-2007) сегодня «работает» на 21-м маршруте от Строгино до метро Щукинская.



7. Циклоп ЛМ-2000. Эта модель была выпущена в 2001 году в единственном экземпляре в Петербурге по заказу Москвы для обеспечения подвижным составом депо им. Апакова и Краснопресненского депо, имевших проблемы с габаритом деповских строений (на некоторые пути не проходил ни один из современных трамвайных вагонов).



8. Согласно техническим требованиям вагон должен был иметь габариты как у самой популярной в то время в Москве Татры Т3, но иметь свой особенный дизайн. Дизайн и правда получился очень самобытный.



9. Трамвай построили и в начале 2002 года передали в Краснопресненское депо. Но уже летом того же года депо перенесли на новую, просторную территорию в Строгино и потребность в таких компактных вагонах отпала. Больше ЛМ-200 не производили.
Несмотря на то, что на параде на него упорно вешают табличку 35-го маршрута, циклоп на нём никогда не работал. Его маршрутами были № 28к (м. Щукинская-Проспект маршала Жукова), № 21 (Строгино-м. Щукинская), и № 23 (Проспект маршала Жукова - Михалково). В музее с 2014 года.



10. Татра Т2 (выпускавшийся с 1955 по 1962 год). Первый чехословацкий трамвай в Советском Союзе с 1958 года. Этот вагон долгое время был складом (что его и спасло), но ценой огромных усилий был восстановлен до практически идеального состояния. Эта модель, которая поставлялась в Советский Союз (T2SU) имела некоторые модификации. Например две двери вместо трёх. Считалось, что это снижает количество безбилетников, ведь вход тогда осуществлялся через заднюю дверь, где находился кондуктор и «обилечивал» всех входящих, а выход через переднюю. А также на вагоны для СССР ставилась усиленная система отопления салона.



11. Знаменитая и самая популярная Татра Т3 (выпуск 1962-1999). В свое время Москва закупила свыше 2500 единиц этой модели. Московский трамвай у меня ассоциируется именно с этой Татрой. Кстати, на фото один из ранних экземпляров с двумя дверями и двойными диванами с правой стороны. Эта модель имела кучу модификаций. Некоторые из них до сих пор работают на линиях. Особая «фишка» Т3 - люминисцентное освещение салона!



12. Кадры из фильма «Приходите завтра» (1963 г.), на которых можно увидеть Татру Т2 на маршруте №35. Кстати, здесь маршрут указан верно. С 1959 по 1962 г. он проходил от Зацепской площади до Черёмушек. Видимо система отопления действительно работала неплохо - обратите внимание на открытую форточку зимой на кадре справа :-)



13. До начала колонны я дойти не успел - пора на посадку. Мне довелось прокатиться по маршруту следования парада на трамвае БФ («Бесфонарный»). Год выпуска: 1927. Про его название расскажу чуть ниже.



14. Тёплый и ламповый внутри :-)



15. БФ впервые дал пассажирам возможность открывать окна сдвигая раму со стеклом вверх. Летом в них было совсем не жарко.



16. Кабина вагоновожатого - настоящий капитанский мостик!



17. За нами едет Трамвай КМ (Коломенский моторный) с номером 2170. Вагон как оказалось известный киноактёр. Например его можно заметить во многих фильмах: «Покровские ворота», «Мастер и Маргарита», «Солнце светит всем», «Холодное лето 53-го», «Законный брак». (Выпускался с 1926 по 1935).



18. А это кадры из фильма «Место встречи изменить нельзя», где КМ исполнил самую известную свою роль. Забавно, но во всех сценах с трамваем фигурирует именно №2170. В первой серии на нём скрывается убийца Васи Векшина, а во второй Жеглов с Шараповым проводят задержание карманника Кирпича именно в салоне этого вагона. Кстати, обратите внимание на киноляп в первом кадре: справа от трамвая видны Волги ГАЗ-24 - настоящие пришельцы из будущего в послевоенной Москве!



19. На параде КМ идет с прицепным вагоном КП (Коломенский прицепной), который раньше был путеизмерителем.



20. Салон КП



21. Невероятная надежность КМ позволила трамваю работать на линиях Москвы а ж до 70-х годов!



22. Обратите внимание на два круглых фонаря на крыше разного цвета - это цветовое обозначение маршрута. В то время трамвайных маршрутов было не так много и все они обозначались определенной комбинацией цветов, благодаря которой стрелочник мог издалека определить маршрут и заранее переключить стрелку в нужное положение.



23. Впереди нас карабкается в горку Трамвай типа Ф («Фонарный»). Трамвай назван так за крышу фонарного типа, то есть со световым фонарем - надстройкой на крыше, которая служила в первую очередь для улучшения вентиляции в салоне, а не дополнительного освещения.



24. Причем самое интересное, что такое название эта модель получила уже после того после того, как в эксплуатацию стали поступать вагоны схожей конструкции, но со стандартной, арочной крышей не имевшей «фонаря». Их назвали «Бесфонарными» БФ.



25. Продолжаем осмотр колонны уже на Чистых прудах. Красавец МТВ-82А. Пожалуй самый красивый участник репетиции парада. (1947-1961). Довольно популярная модель Москвы 50-х годов - всего использовалось 468 единиц.



26. Почему МТВ? Потому, что "Московский Трамвайный Вагон". Почему 82? Потому, что раньше Тушинский Машиностроительный Мавод назывался «Военный завод N82»



27. Еще во время войны, НАМИ приступил к разработке вагона, который будет максимально унифицирован с уже выпущеным троллейбусом МТБ-82, для которого скопилось большое количество кузовных заготовок.  Вот кстати и сам МТБ -82.



28. Трамвай который получился, был внешне схож с троллейбусом, но из-за троллейбусных "широколобых" габаритов, был не пригоден для эксплуатации на некоторых московских маршрутах. Поэтому было принято решение изменить геометрию корпуса: сузили голову и хвост и немного увеличили вагон в длину.



29. Вагон ценился за простоту, надежность и долговечность.  в России сохранилось всего три штуки. Одна из них принимает участие на параде. 



30. РВЗ-6. Трамвай выпускался Рижским вагоностроительным заводом с 1960 по 1987 год. Возил пассажиров во многих городах СССР, включая Москву, Минск, Ереван, Тбилиси, Горький, Владивосток и многие другие. В Москве например было всего 8 вагонов РВЗ-6. Которые, потом передали Ташкенту. А в других городах, например в Горьком или Казани эти трамваи составляли чуть-ли не основу подвижного состава. Трамваи эксплуатировались до полного износа. В Архангельске настолько не хотели расставаться с РВЗ-6, что даже освоили восстановление рамы трамвая после перелома - сложнейшей поломки.



31. Забавно, но РВЗ-6 был единственным советским трамваем, чья эмблема«RVR» была написана латинскими буквами. Иногда это вводило в заблуждение некоторых пассажиров, считавших РВЗ-6 импортными трамваями. Экземпляр, который принимает участие в параде -был обнаружен в Коломне и восстановлен по идеального состояния.



32. Ну и как я уже говорил, в конце колонны пассажирских трамваев новичок - трехсекционный Витязь -М:



33. Замыкает колонну спецтехника. Снегоочиститель РОСТ:



34. И его старший товарищ



Летом нас ждёт праздник автобуса, а осенью будем поздравлять троллейбус! На этом всё. Спасибо, что дочитали до конца :-)

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Мосгортранс за вечернюю прогулку на старинном трамвае.

праздник трамвая, мосгортранс, парад трамваев

Previous post Next post
Up