Что нужно делать, чтобы увидеть старинные трамваи? Правильно: посетить ежегодный праздник трамвая!
А что нужно делать, чтобы рассмотреть старинные трамваи? Причем без лишней суеты, толпы и очередей? Нужно посетить репетицию парада трамваев!
Раз в год, в середине весны трамваи собираются около депо им. Апакова и следуют до Чистых прудов по центральным улицам города.
1. В этом году открытию трамвайного движения в Москве исполняется 118 лет!
![](https://c1.staticflickr.com/3/2845/33632252020_ab01ab45c0_b.jpg)
2. Велосипед и трамвай - два представителя самых экологичных видов городского транспорта. Кстати, «Витязь» принимает участие в параде впервые. Про него постараюсь рассказать отдельно, как нибудь позже.
![](https://c1.staticflickr.com/3/2944/33174466544_d67c1c4ef9_b.jpg)
3. Трамваи уже построились для репетиции у депо. В хвосте колонны по традиции самые молодые участники парада. Очень приятно увидеть знакомые маршруты. Часть моего детства прошла в Строгино, поэтому трамваи и автобусы были единственным транспортом связывающим наш район с «Большой землёй». Метро тогда еще там не было. Когда-то это были линейные машины, а теперь уже раритеты и музейные экспонаты.
![](https://c1.staticflickr.com/3/2887/33205086163_5d58f2f329_b.jpg)
4. Например чешская Татра Т-7 Б5 (годы выпуска 1988 - 1993) с табличкой временного 15-го маршрута.
![](https://c1.staticflickr.com/3/2911/33174467784_6d9278a47c_b.jpg)
5. Дело в том, что 15-й маршрут с 1995 года по 2008-й проходил от Таллинской улицы до метро Сокол. В 2008-м началась реконструкция Волоколамского шоссе, поэтому направление движения изменили до метро Войковская. Так продолжалось до августа 2013 года. Потом маршрут вернули в исходное направление, в котором он остается до сих пор.
![](https://c1.staticflickr.com/3/2907/33174467514_3f02f9d941_b.jpg)
6. А Татра Т-6 Б5 (выпускалась 1983-2007) сегодня «работает» на 21-м маршруте от Строгино до метро Щукинская.
![](https://c1.staticflickr.com/3/2871/33174468024_54bca6fe71_b.jpg)
7. Циклоп ЛМ-2000. Эта модель была выпущена в 2001 году в единственном экземпляре в Петербурге по заказу Москвы для обеспечения подвижным составом депо им. Апакова и Краснопресненского депо, имевших проблемы с габаритом деповских строений (на некоторые пути не проходил ни один из современных трамвайных вагонов).
![](https://c1.staticflickr.com/3/2880/33205086623_31b563d62d_b.jpg)
8. Согласно техническим требованиям вагон должен был иметь габариты как у самой популярной в то время в Москве Татры Т3, но иметь свой особенный дизайн. Дизайн и правда получился очень самобытный.
![](https://c1.staticflickr.com/3/2866/33205099133_4ec0478987_b.jpg)
9. Трамвай построили и в начале 2002 года передали в Краснопресненское депо. Но уже летом того же года депо перенесли на новую, просторную территорию в Строгино и потребность в таких компактных вагонах отпала. Больше ЛМ-200 не производили.
Несмотря на то, что на параде на него упорно вешают табличку 35-го маршрута, циклоп на нём никогда не работал. Его маршрутами были № 28к (м. Щукинская-Проспект маршала Жукова), № 21 (Строгино-м. Щукинская), и № 23 (Проспект маршала Жукова - Михалково). В музее с 2014 года.
![](https://c1.staticflickr.com/3/2931/33174467184_4b4816e826_b.jpg)
10. Татра Т2 (выпускавшийся с 1955 по 1962 год). Первый чехословацкий трамвай в Советском Союзе с 1958 года. Этот вагон долгое время был складом (что его и спасло), но ценой огромных усилий был восстановлен до практически идеального состояния. Эта модель, которая поставлялась в Советский Союз (T2SU) имела некоторые модификации. Например две двери вместо трёх. Считалось, что это снижает количество безбилетников, ведь вход тогда осуществлялся через заднюю дверь, где находился кондуктор и «обилечивал» всех входящих, а выход через переднюю. А также на вагоны для СССР ставилась усиленная система отопления салона.
![](https://c1.staticflickr.com/3/2933/33174468694_3d177b76db_b.jpg)
11. Знаменитая и самая популярная Татра Т3 (выпуск 1962-1999). В свое время Москва закупила свыше 2500 единиц этой модели. Московский трамвай у меня ассоциируется именно с этой Татрой. Кстати, на фото один из ранних экземпляров с двумя дверями и двойными диванами с правой стороны. Эта модель имела кучу модификаций. Некоторые из них до сих пор работают на линиях. Особая «фишка» Т3 - люминисцентное освещение салона!
![](https://c1.staticflickr.com/3/2898/33860371992_2962c1e859_b.jpg)
12. Кадры из фильма «Приходите завтра» (1963 г.), на которых можно увидеть Татру Т2 на маршруте №35. Кстати, здесь маршрут указан верно. С 1959 по 1962 г. он проходил от Зацепской площади до Черёмушек. Видимо система отопления действительно работала неплохо - обратите внимание на открытую форточку зимой на кадре справа :-)
![](https://c1.staticflickr.com/3/2856/33987694051_dfdabdf18f_b.jpg)
13. До начала колонны я дойти не успел - пора на посадку. Мне довелось прокатиться по маршруту следования парада на трамвае БФ («Бесфонарный»). Год выпуска: 1927. Про его название расскажу чуть ниже.
![](https://c1.staticflickr.com/4/3929/33174470224_ea4cecca04_b.jpg)
14. Тёплый и ламповый внутри :-)
![](https://c1.staticflickr.com/3/2894/33860374832_60c8ce0426_b.jpg)
15. БФ впервые дал пассажирам возможность открывать окна сдвигая раму со стеклом вверх. Летом в них было совсем не жарко.
![](https://c1.staticflickr.com/3/2911/33860375032_df8192f81d_b.jpg)
16. Кабина вагоновожатого - настоящий капитанский мостик!
![](https://c1.staticflickr.com/3/2872/33860373892_82a11595de_b.jpg)
17. За нами едет Трамвай КМ (Коломенский моторный) с номером 2170. Вагон как оказалось известный киноактёр. Например его можно заметить во многих фильмах: «Покровские ворота», «Мастер и Маргарита», «Солнце светит всем», «Холодное лето 53-го», «Законный брак». (Выпускался с 1926 по 1935).
![](https://c1.staticflickr.com/3/2827/33860378482_e1b232d908_b.jpg)
18. А это кадры из фильма «Место встречи изменить нельзя», где КМ исполнил самую известную свою роль. Забавно, но во всех сценах с трамваем фигурирует именно №2170. В первой серии на нём скрывается убийца Васи Векшина, а во второй Жеглов с Шараповым проводят задержание карманника Кирпича именно в салоне этого вагона. Кстати, обратите внимание на киноляп в первом кадре: справа от трамвая видны Волги ГАЗ-24 - настоящие пришельцы из будущего в послевоенной Москве!
![](https://c1.staticflickr.com/4/3939/33987694281_a8d64ed66c_b.jpg)
19. На параде КМ идет с прицепным вагоном КП (Коломенский прицепной), который раньше был путеизмерителем.
![](https://c1.staticflickr.com/4/3951/33205097673_f27177d68e_b.jpg)
20. Салон КП
![](https://c1.staticflickr.com/3/2814/33860383682_bf344646e2_b.jpg)
21. Невероятная надежность КМ позволила трамваю работать на линиях Москвы а ж до 70-х годов!
![](https://c1.staticflickr.com/3/2822/33860376942_32e2e743f1_b.jpg)
22. Обратите внимание на два круглых фонаря на крыше разного цвета - это цветовое обозначение маршрута. В то время трамвайных маршрутов было не так много и все они обозначались определенной комбинацией цветов, благодаря которой стрелочник мог издалека определить маршрут и заранее переключить стрелку в нужное положение.
![](https://c1.staticflickr.com/3/2863/33205094163_3c8f113aa6_b.jpg)
23. Впереди нас карабкается в горку Трамвай типа Ф («Фонарный»). Трамвай назван так за крышу фонарного типа, то есть со световым фонарем - надстройкой на крыше, которая служила в первую очередь для улучшения вентиляции в салоне, а не дополнительного освещения.
![](https://c1.staticflickr.com/4/3940/33888094761_9a57167f01_b.jpg)
24. Причем самое интересное, что такое название эта модель получила уже после того после того, как в эксплуатацию стали поступать вагоны схожей конструкции, но со стандартной, арочной крышей не имевшей «фонаря». Их назвали «Бесфонарными» БФ.
![](https://c1.staticflickr.com/4/3929/33888095011_71f762a1df_b.jpg)
25. Продолжаем осмотр колонны уже на Чистых прудах. Красавец МТВ-82А. Пожалуй самый красивый участник репетиции парада. (1947-1961). Довольно популярная модель Москвы 50-х годов - всего использовалось 468 единиц.
![](https://c1.staticflickr.com/3/2846/33860383572_283b3545ac_b.jpg)
26. Почему МТВ? Потому, что "Московский Трамвайный Вагон". Почему 82? Потому, что раньше Тушинский Машиностроительный Мавод назывался «Военный завод N82»
![](https://c1.staticflickr.com/3/2815/33888096781_0358ce251f_b.jpg)
27. Еще во время войны, НАМИ приступил к разработке вагона, который будет максимально унифицирован с уже выпущеным троллейбусом МТБ-82, для которого скопилось большое количество кузовных заготовок. Вот кстати и сам МТБ -82.
![](https://c1.staticflickr.com/3/2875/33544807993_85a9db1845_b.jpg)
28. Трамвай который получился, был внешне схож с троллейбусом, но из-за троллейбусных "широколобых" габаритов, был не пригоден для эксплуатации на некоторых московских маршрутах. Поэтому было принято решение изменить геометрию корпуса: сузили голову и хвост и немного увеличили вагон в длину.
![](https://c1.staticflickr.com/3/2912/33888096601_8e45d8b75b_b.jpg)
29. Вагон ценился за простоту, надежность и долговечность. в России сохранилось всего три штуки. Одна из них принимает участие на параде.
![](https://c1.staticflickr.com/3/2808/33860384372_a5a0fea836_b.jpg)
30. РВЗ-6. Трамвай выпускался Рижским вагоностроительным заводом с 1960 по 1987 год. Возил пассажиров во многих городах СССР, включая Москву, Минск, Ереван, Тбилиси, Горький, Владивосток и многие другие. В Москве например было всего 8 вагонов РВЗ-6. Которые, потом передали Ташкенту. А в других городах, например в Горьком или Казани эти трамваи составляли чуть-ли не основу подвижного состава. Трамваи эксплуатировались до полного износа. В Архангельске настолько не хотели расставаться с РВЗ-6, что даже освоили восстановление рамы трамвая после перелома - сложнейшей поломки.
![](https://c1.staticflickr.com/3/2806/33860384012_7611c7f718_b.jpg)
31. Забавно, но РВЗ-6 был единственным советским трамваем, чья эмблема«RVR» была написана латинскими буквами. Иногда это вводило в заблуждение некоторых пассажиров, считавших РВЗ-6 импортными трамваями. Экземпляр, который принимает участие в параде -был обнаружен в Коломне и восстановлен по идеального состояния.
![](https://c1.staticflickr.com/3/2830/33888097421_10ab5387e6_b.jpg)
32. Ну и как я уже говорил, в конце колонны пассажирских трамваев новичок - трехсекционный Витязь -М:
![](https://c1.staticflickr.com/3/2828/33888099941_64ac076741_b.jpg)
33. Замыкает колонну спецтехника. Снегоочиститель РОСТ:
![](https://c1.staticflickr.com/3/2862/33205099523_e983768fa6_b.jpg)
34. И его старший товарищ
![](https://c1.staticflickr.com/3/2843/33888099771_62068e5d40_b.jpg)
Летом нас ждёт праздник автобуса, а осенью будем поздравлять троллейбус! На этом всё. Спасибо, что дочитали до конца :-)
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Мосгортранс за вечернюю прогулку на старинном трамвае.