Там не водятся волки, и все об этом знают; тот звук - лишь вой ветра между утесами. Но дети видят волков, рисуют их красным, и тонут подо льдом, убегая, и когда их тела всплывают, пробиваются сквозь лед и болото, это похоже на кувшинки, фиолетовые, с черными головками - так красиво, что птицы поют от боли и кажется весна.
Этот фильм, "Джоржино" Лорана Бутонна, слишком нерационален, чтобы существовать - да и его существование суть выдумка. Ожидаемый, как главное кинособытие 1994 года, фильм провалился, его раскритиковали на первом же показе так, что режиссер выкупил все права и спрятал пленки у себя дома. К моему личному счастью, 14 лет спустя его наконец издали на DVD в виде трехчасовой режиссерской версии.
Иррациональность здесь почти во всем - от прозаических вещей (странный монтаж, сказочно-очевидные павильонные съемки в Праге и покрытые искусственным снегом холмы Словакии) до штук скорее психологических - из этой французской деревушки изгнано мужское начало, идет война, 1918 год, женщины-женщины-женщины-осточертело, мужчины в психушке, или на поле боя, или в образе свечек горят в церкви - но даже их погасят и мужчины умрут.
Это как перемешать "Шоколад", "Под солнцем сатаны" и "Хребет дьявола" - получится добрая сказка со злым концом. Милен Фармер, играющая здесь вторую главную роль, вызывает ассоциации с великолепным клипом на её "Je te rends ton amour" (ну помните, слепая Милен исповедуется дьяволу и купается в крови на полу церкви). Джефф Далгрен, чертовски похожий на Джонни Деппа, напоминает о "Сонной лощине" Бертона, которого я не переношу, но который тут тоже витает в воздухе - хотя "Джорджино" снят раньше почти всего перечисленного.
При этом в фильме почти нет мистики - нет маленьких дохлых девочек-привидений, нет ведьм, кастующих свои прокляться на всех и каждого, нет магии крови - ничего этого нет, но кажется, что есть. Есть психушка, в которой пациентов от врачей отличает только кровоподтек на шее, а мужчине, который вытаскивал тела детей из замерзшего болота, прописан холодный душ и погружения в холодную воду; церковь, которой управляет одноногий святой отец, что врет своим прихожанкам о гибели их мужей и детей; болота, где постепенно оказываются все люди, и волки, которых нет. Есть леденцы, и лед, и простуженные военным газом легкие, и сын божий с оторванной головой, и лошади, останавливающиеся на дороге и отказывающиеся идти дальше ("Наверное, где-то рядом лежит труп. Завяжите ему глаза. лошади - они как люди, боятся смотреть смерти в лицо.")
Один из лучших фильмов, которые я когда-либо видел. Не без оплошностей, но такому можно простить все.
"Засуньте палец себе в рот." - "Зачем?" - "Потому что мертвые не сосут пальцы."
P.S. Для впечатлившихся очень красивые скриншоты в слайд-шоу:
Скачать можно тут (с оригинальным звуком и субтитрами):
http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1284737