Aug 22, 2011 22:27
Мне недавно довелось побывать в летней школе журналистики
журнала «Русский Репортер» в с. Ручки Тверской области. Впечатления остались
смешанные, но в целом позитивные. Смутил, пожалуй, лишь один аспект.
В рамках одной из мастерских прошла встреча с представителем
пресс-службы компании РОСНАНО С.Филипповым. дискуссия началась монологом о том, куда и
зачем инвестирует РОСНАНО и как, в сущности, всё прекрасно. Рассказывал о
модернизации, инновациях и новых технологиях. Так вот, совместно с РЖД, РОСНАНО
инвестирует (точнее, РОСНАНО инвестирует, а РЖД покупает) в супермегапружины
для обслуживания железнодорожного сообщения. Вкратце: пружины, которыми доселе пользовались
в РЖД, допустим, выдерживают 2500000 сжиманий (да простят меня специалисты), а
новые - эти самые супермегапружины - выдерживают до миллиона сжиманий. Чем не
новые технологии? Чем не инновации? И - айяйяй. Пружины-то эти были разработаны
аж в 1964 году! И, наконец, ученый смог воплотить свою разработку в жизнь. Но
есть одно большое НО.
Почему для России слова модернизация и инновации означают
внедрение новых пружин в старые поезда? Почему, когда весь мир давно уже
переходит на качественно новые высокоскоростные поезда, требующие, я
подозреваю, совершенно новых технологий, и рельс, и прочего, мы - ставим новые
пружины? Почему, когда автогиганты переходят на выпуск и развитие инфраструктуры
электромобилей (пример: Ауди А1 и проект оснащения станциями для зарядки и
общей инфраструктурой в Мюнхене, а затем и во всей Германии к 2013 году), мы
пытаемся оживить АвтоВАЗ с его «Ладой-Калиной», заводящейся с пятого раза? Где
инновации? Где модернизация? Почему, когда стоял вопрос о вводе в эксплуатацию
новой линии скоростных поездов между Петербургом и Москвой и в Петербурге
началось строительство новой платформы и путей, проект свернули и построили
«Галерею»?
Уважаемый господин Филиппов сделал вид, что не понял
вопроса. И как ни пытались мы объяснить ему суть (раз 6 пытались), он упорно
делал вид, что мы говорим о том, чтобы развивать в России инфраструктуру для
Ауди А1.
Другой вариант ответов на вопрос: «Почему бы нам не начать
разработку чего-то кардинально нового - например, переквалифицировать АвтоВАЗ
на разработку электромобиля, а РЖД - заняться уже нормальными поездами?» - НЕТ
ДЕНЕГ.
Ну почему у государства есть деньги для инвестиций в пружины
1964 года разработки или 400 млрд рублей на никому не нужный ГЛОНАСС,
разработку собственного мобильного телефона (опять-таки, никому не нужного,
ведь разрабатывать его надо было 20 лет назад), на покупку тех же сапсанов у
сименса - но нет денег на что-то кардинально новое? И это господин Медведев
называет модернизацией?