В марте 2020-го последним спектаклем перед всеобщей изоляцией оказался "Захудалый род" по Лескову в СТИ. Тогда меня от русской классики решительно отвратило, я ушла от неё далеко. Не могла больше выносить эту бесконечную беспросветность. А недавно смотрела там же "Брата Ивана Фёдоровича", 11-я часть романа "Братья Карамазовы". Вот что говорил режиссёр Сергей Женовач: "Что касается 11-ой книги, то это чуть меньше суток, это день до суда Мити, обвиненного в убийстве отца. И это не массовые сцены, а именно диалоги, «парные» разговоры. Весь город живет в ожидании суда. И те, кто с этим связаны прямо, и те, кто косвенно, и свидетели, и убийцы, все находятся в едином пространстве. <...> Герои этого романа - молодые люди в процессе осмысления того, как жить, во что верить и как распорядиться своей жизнью".
Сейчас же поняла, что готова вернуться к русской классике. Можно сказать, что новым взглядом посмотрела на Достоевского, которого никогда не любила. Театр в последнее время вообще звучит более чем актуально, живо, звонко и громко. Много сейчас размышлений, вопросов, рефлексии. Я раньше не задумывалась над тем, что вот эти четыре брата, созданные Достоевским, представляют собой всю суть русского характера: "удаль молодецкая" Мити ("Коль любить, так без рассудку, коль грозить, так не на шутку..."), смирение и терпение Алёши, "горе от ума" Ивана и юродиво-маргинальное, хаотичное Смердякова (немаловажно, что он бастард). И в каждой черте заложен нравственный выбор.
Ещё любопытно спектакль построен. Сначала сплошные диалоги героев между собой. Точнее диалоги Алёши с остальными, тут он прям как первый русский психоаналитик. Во второй части диалог ведётся между Иваном и Чёртом, а потом между Иваном и Смердяковым. Вечный вопрос "что есть истина?" так и остаётся без ответа.