В этом месяце произошло, на мой взгляд, знаковое событие - компания Heineken начала производство в России пива Krušovice. Почему знаковое? Пиво "Крушовице", по какой-то непонятной причине, имеет культовый статус у адептов "настоящего-чешского-пива". У меня есть версия почему, но это чисто догадки.
В 90-х годах, когда и политически и экономически наши граждане получили возможность ездить за границу, много людей рвануло в Чехию. До кризиса 1998 года, даже была такая мода, слетать в Прагу на выходные, пивка попить. И вот, бывший советский человек, попавший в Прагу и вместе с чешской визой автоматически получивший "диплом пивного эксперта", видит, что в основном продают Праздрой, Гамбринус и Козела. Пиво знакомое ему с советских времён (оно импортировалось в СССР). И в тоже время есть некое загадочное Krušovice, которое в СССР не возили. Срабатывает опять же советский стереотип - раз "тильке для сэбе", значит очень хорошее.
Ну и плюс вкус. Krušovice не такое горькое, как Праздрой или даже Радегаст. Его солодовый вкус более близок к тому, что производилось в СССР, а затем (и теперь) в России. Близок, но более чист и хмелевая горчинка всё же имеется (чего почти небыло и до сих пор почти нет у нас). Так родился миф о "самом чешско-расчешском" пиве Крушовице. И надо сказать, компания Heineken, когда купила завод, очень удачно начала его эксплуатировать на пространстве экс-СССР.
При покупке завода концерном Heineken в 2007 году, одним из условий сделки было то, что производство будет сохранено и в течении какого-то времени (не помню сколько лет), марка Krušovice будет вариться только в Крушовице.
Практически сразу, как завод был поглощён пивгигантом, слухи о том, что Krušovice теперь льюТЬ где-то по лицензии возникали постоянно. Вплоть до того, когда я пытался убедить одного продавца из разливайки в том, что если на этикетке написано "импортёр ООО... г. Одинцово", это не означает розлив "Круши" в этом городе.
Теперь этот бастион пал и верующие в "настоящее пиво только в Чехии", могут победоносно тыкать пальцем в любимое ими "Krušovice" и причитать - "вот раньше оно было... а сейчас в Питере бодяжат...". Что ж, оставлю им это право, а сам выясню методом слепой дегустации - так ли это.
Но, прежде, чем приступить к тесту, я конечно же изучил этикетки и ТТХ образцов. Надо же убедиться, что это действительно одно и тоже пиво. Изучил. Надо сказать, что импортное Krušovice и российская лицензионная это ДВА РАЗНЫХ ПИВА!
Во-первых, импортное называется Krušovice Imperial, а наше Krusovice Royal. На официальном
сайте Krušovice нет ни какого "Рояля" (ещё один козырь радетелям оригинальности). Во-вторых, плотность импортируемого в Россию составляет 11,7% (то есть "двенадцатка"), а лицензионного 10,3% (то есть "диситка"). В списке производимых сортов, кстати "диситка" есть. Отсюда вывод - российская Krušovice Royal, есть не что иное, как Krušovická 10°, а значит сравнивать их не корректно. Тем не менее сравню, ведь именно это будет делать в уме обычный покупатель.
Krušovice Royal - 4,2/10,3 - Аромат водопроводной воды сквозь который можно различить лёгкий солодовый шлейф. Вкус солодовый, суховатый. В послевкусии так же основной тон задаёт зерно. Хмеля не густо. Да, чуть больше чем в большинстве российских пив, но те же Хамовники Пильзенское уделает его легко. В целом чисто и пусто. Оценка "C+"
Krušovice Imperial - 4.5/11.7 - Аромат зерновой, солодовый с небольшой затхлостью (пиво сентябрьского розлива, ожидаемо). Вкус так же зерновой, более густой, чем у Royal. Оно и понятно - плотность-то больше. В послевкусии солод и печенье. Хмеля чуть больше. Суховатый такой, травянистый, луговой. Оценка "B-"
Вкусовой профиль обоих пив очень похож, но разница есть и заметная. Заметил её даже сын (не, нет, я не наливал ему пиво!). В "слепой" дегустации он традиционно выполняет роль разливайщика. Когда разлил по бокалам и позвал меня из комнаты, то сразу сказал - "Пап, ты легко различишь. Оно пахнет по разному". Ребёнок оказался прав. Я сразу отличил где и что. Думаю многие люди так же это заметят, но не будут вдаваться в тонкости и делать скидку на разную плотность. Они прост скажут - "родное лучше" и будут в чём-то правы.
Зачем же Heineken`у убивать репутацию бренда? На мой взгляд, ответ прост - продажи лицензионной Krušovice (по цене 50-60 руб.) будут гораздо выше, чем потеря тех кто пил импортную. Тем более, что импортная из продажи не исчезла и думаю не исчезнет. А в преддверие кризиса, выпуск по лицензии такой популярной марки, весьма хороший коммерческий ход.