Уроки Брейвика

Sep 13, 2012 00:46


"Дело Брейвика", длившееся чуть больше года, окончено. Убийце 77 человек дали 21 год лишения свободы. Однако с оглашением приговора никуда не делись глубокие и потенциально опасные проблемы европейских стран, актуализированные выстрелами "норвежского стрелка"



Судьба идеологии Брейвика
Как известно, обвинение просило признать Брейвика невменяемым. Это было единственной возможностью изолировать "норвежского стрелка" от общества на всю жизнь. Ведь по норвежским законам 21 год - самый большой срок по тем статьям, которые вменялись преступнику. Сам Брейвик также говорил, что для него признание его невменяемым стало бы самым большим наказанием, так как в этом случае никто всерьёз не воспринимал бы его идеологию.


- "Дилемма Брейвика": казнить нельзя, помиловать тем более    
- "Дорогой" Брейвик
Однако тот факт, что в итоге Брейвика осудили как психически здорового человека, осознанно совершившего свои деяния, не только говорит о высокой профессиональной этике врачей, проводивших медицинскую экспертизу, но и сигнализирует об осознании того факта, что трагедия 22 июля 2011 года носила отнюдь не случайный характер, а явилась следствием нескольких проблем, становящихся всё более острыми в Европе.
Теперь, после оглашения приговора и по мере неизбежного затухания "дела Брейвика" в информационном пространстве, политическому классу Норвегии, да и других европейских стран, предстоит осознать эти проблемы и выработать стратегию их решения с целью недопущения превращения Брейвика в "брейвиковщину" - формирования армии идеологических последователей "норвежского стрелка".
Первый год, прошедший после трагедии в Осло и на острове Утойя, показал, что расчёты убийцы на то, что своими геройскими, как ему казалось, действиями он найдёт последователей во всей Европе, не оправдался. Брейвик оказался в полной изоляции - общество Норвегии и всего мира сплотилось в скорби по жертвам теракта, его не поддержали и сторонники крайне правых взглядов, желающие остаться в легальной политике.
Более того - на ближайших выборах норвежское общество поддержало Рабочую партию Норвегии, активисты которой стали жертвами убийцы, что позволило ей сохранить статус правящей. Не реализовались и другие вероятные последствия: норвежское общество не стало менее открытым, демократические институты не были затронуты, и людьми не овладел страх.
- Синдром Брейвика    
- Брейвик и Грааль толерантности    
Однако если сегодня не извлечь уроки из той страшной трагедии, то завтра ситуация может измениться и всё больше людей, оправившись от шока, вызванного убийством 77 человек, могут хладнокровно задуматься об идеологических мотивах действий Брейвика.
В среднесрочной перспективе европейскому политическому классу предстоит выработать рецепты решения трёх основных проблем.
Наступление правого популизма
Во-первых, это рост правого популизма в современной Европе. За последние годы политические партии, использующие антииммигранские и антиисламские лозунги, получили значительное прибавление в армии своих сторонников. Это и Швейцарская народная партия, и Партия свободы в Нидерландах, и Шведские демократы, и норвежская Партия прогресса, в которой когда-то состоял сам Брейвик.
Рост популярности правых партий вынуждает правоцентристские политические силы, являющиеся правящими во многих европейских странах, реагировать на эту опасную тенденцию, делая встречные шаги.
- Брейвик провоцирует норвежское общество
В одних странах такими шагами является лёгкий идеологический дрейф в сторону правых популистов. Такие попытки совершал Николя Саркози во Франции на выборах 2007 (удачно) и 2012 (не слишком успешно) годов. Также с правопопулистскими идеями слегка заигрывала Ангела Меркель, заявившая о провале политики мультикультурализма в Европе.
В других странах правых популистов приглашают к сотрудничеству в рамках деятельности правительства, как, например, в Дании. Однако в большинстве европейских стран сотрудничество с правыми, не говоря уже о приглашении в правительство, не приветствуется.
В результате усиления политических позиций правопопулистских партий в Европе растёт и уровень их амбиций, и громкость их риторики. А это ещё больше актуализирует антииммигрантский дискурс, привлекая новых сторонников и усиливая радикализм уже имеющихся.
Причины правой волны
Во-вторых, не стоит забывать о том, что в основе роста популярности правых идей в Европе лежат реальные проблемы, связанные с трудностями культурной и экономической интеграции иммигрантов в общества европейских стран. Формирование общего культурно-нормативного пространства в европейских городах идёт с трудом по причине замкнутости иммигранских общин.
Подобная ситуация вызывает раздражение у части общества, которое поддерживает идеи, направленные на принудительный отказ иммигрантов от публичных демонстраций своей культуры, вроде запрета на строительство минаретов, за которое высказалось большинство принявших участие в референдуме в Швейцарии в 2009 году.
- Евронаци в мульти-Европе
Нельзя сказать, что антииммигрантские настроения обуславливаются лишь медленным процессом культурной интеграции. Проблемы, связанные с этим, усиливаются ощущением нестабильности и страха перед глобальными социальными сдвигами, характерными при переходе в постиндустриальное общество. Глобализация мира с сопутствующим этому процессу открытием границ и повышением мобильности населения вызывает у многих чувство уязвимости, чем охотно пользуются правые популисты.
Система безопасности
Третья проблема, пожалуй, наиболее простая из озвученных - работа правоохранительных органов и, в частности, спецслужб. Андерс Брейвик наилучшим образом продемонстрировал все слабые места системы обеспечения безопасности Норвегии. Совершить теракт у правительственного здания, а затем беспрепятственно пробраться на съезд партии и в течение долго времени методично расстреливать людей, ожидая, пока полиция, не имея в своём распоряжении даже вертолёта, найдёт способ добраться до места преступления, можно только в стране с совершенно неготовыми к такого рода событиям правоохранительными органами. Скорее всего, подобные теракты не могли бы случиться ни в США, ни тем более в Израиле.
При этом основная проблема была не только в неготовности полиции и доступности оружия и материалов для изготовления взрывчатки, но и в том, что европейские службы безопасности ждали удар лишь с одной стороны - от исламистов, а он пришёлся с другой - от правых радикалов.
Теперь даже "спокойным" странам приходится перестраиваться на ходу - и совершенствовать меры защиты не только от "чужаков", но и от собственных экстремистски настроенных граждан.

Брейвик, мультикультурализм

Previous post Next post
Up