Россия славится своими первооткрывателями. И нам необходимо об этом помнить. Потому что если забудем мы, то напоминать нам никто не станет. Наоборот, постараются стереть из нашей памяти и истории победы и труд русских ученых и путешественников.
Так происходит уже сейчас и вот самый близкий пример.
Санкт-Петербургским государственным университетом в рамках выполнения проекта по созданию лаборатории «Геоморфологических и палеогеографических исследований полярных регионов и Мирового океана» под руководством ведущего немецкого ученого, профессора Йорна Тиде, подготовлен и издан «Геоморфологический Атлас Антарктиды».
В работе над атласом самое непосредственное участие принял доктор геолого-минералогических наук, главный научный работник лаборатории «Геоморфологические и палеогеографические исследования полярных регионов и Мирового океана» Александр Ласточкин. Как говорит он сам, участвовать в создании атласа помимо чисто научных причин его побудило также стремление сохранить историческую справедливость.
«В Антарктиде наших, русских, названий насчитывалось около нескольких тысяч. А осталось три: озеро „Восток“, Котловина Беллинсгаузена и Горы Гамбурцева - всё. Просто наши англоязычные коллеги как-то сами не очень деликатно поступили: русские названия просто изъяли».
Подвиг первооткрывателей шестого континента мировое сообщество будто пытается не замечать, забыть. Зарубежными исследователями при создании своих карт русские названия упорно «стираются», заменяются новыми. Вот как говорит Ласточкин о главной задаче нового атласа:
«Смысл в том, чтобы показать всей публике, что Антарктиду-то впервые теоретически наметил Михаил Ломоносов, а практически она была открыта в 1820 году русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Своим атласом мы напоминаем, что мы открыли Антарктиду, а сейчас мы претендуем, по крайней мере, на интеллектуальное присутствие в ней».
Среди научных работ Александра Ласточкина - двухтомник по Антарктиде «Субгляциальная Антарктида. Теория, методика и практика». В нем ученый приводит карту небольшого района Антарктиды с русскими названиями (примерно 150, как говорит автор). Но в новый атлас эта карта не включена и вот одна из причин:
«Беда заключается в том, что чтобы закрепить какое-либо географическое название за местом, нужно пройти целый ряд комиссий, в том числе и международных. А там все делается для того, чтобы эти комиссии или не работали, или кто-то заболел, или по каким-то другим причинам невозможно было бы их устроить. То есть фактически комиссии эти не работают, когда дело касается Антарктики».
Так что, как я уже говорил в начале, забывать о достижениях русских ученых нельзя, ибо слишком многие хотят это сделать. Но дело здесь не только в исторической справедливости.
О других, более прагматичных причинах, я продолжу рассказывать в самое ближайшее время. И если у вас имеются на примете интересные факты по поднятому вопросу - буду благодарен, если поделитесь ими в комментариях.