Киргизия: мирная передача власти

Dec 02, 2011 01:53

В Киргизии  - новый президент. Предлагаю любопытное интервью Голосу России о "новой" Киргизии.
Пророссийские декларации избранного президента республики Алмазбека Атамбаева оценили эксперты.



Развития Киргизии можно достичь только совместными усилиями всех проживающих на ее территории народов, заявил избранный президент Киргизии Алмазбек Атамбаев на торжественной церемонии инаугурации.

В будущем он рассчитывает, что Киргизия сможет занять достойное место в мировом сообществе. И в этом вопросе очень рассчитывает на сотрудничество с Казахстаном и Россией.

О способности нового президента Киргизии удерживать "однозначно российский вектор" в интервью "Голосу России" рассказал старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев.

- Передача власти законным путем по итогам прозрачных, честных выборов указывает на завершение переходного, сложного периода в республике?

- Здесь ключевое слово - "мирным путем", поскольку до сих пор Киргизии в постсоветский период подобного не удавалось. Что касается честности и прозрачности, там у многих остаются сомнения. Переходный период завершен, но посмотреть, насколько это будет в реальности устоявшаяся власть, устоявшееся государство, я думаю, мы сможем позже.

- Алмазбек Атамбаев обозначил три-четыре года для решения социальных проблем в стране. Как вы считаете, одного президентского срока, шесть лет он длится, достаточно, чтобы решить эти проблемы?

- Я думаю, что вполне достаточно при наличии соответствующей воли, ответственности и компетентности. Республика небольшая и не так уж сложна в управлении. Я думаю, что через год будут понятны намерения Атамбаева, насколько он отличается, скажем, от своих предшественников - от Розы Отунбаевой и особенно от Бакиева.

- Какие главные проблемы сегодня стоят пред страной?

- Их, наверное, две. Это сохранение целостности страны в свете проблемы регионализма, раскола севера и юга. А также проблема сохранения межэтнического единства, поскольку, несмотря ни на что, республика остается многонациональной.

И второе направление - это экономика, то есть республика фактически живет за счет трех основных потоков финансирования. Это поступления от трудовых мигрантов, прежде всего из России, это экспорт китайского товара, и это наркотики, наркотрафик из Афганистана.


- Также было заявлено, что главными партнерами станут Россия и Казахстан. Как вы считаете, почему эти две страны в приоритете, это же не только связано с геополитическим фактором?

- Это связано, прежде всего, с настроением в киргизском обществе. Я усматриваю в этих заявлениях Атамбаева некоторый популизм. Будучи еще премьером, Атамбаев демонстрировал не очень высокую ответственность в плане внешнего сотрудничества. Когда он, скажем, обещал клятвенно российской стороне передать ей один из оборонных заводов Киргизии, а буквально через несколько дней предлагал этот завод турецкой стороне.

Посмотрим, насколько он будет последовательным, ответственным в дальнейшем в этом плане, но объективно это так и обстоит. Выживание Киргизии, ее состоятельность полностью сейчас зависит от сотрудничества со странами-соседями.

- Вы прекрасно знаете о политической судьбе Алмазбека Атамбаева. Какие можно сделать выводы на будущее? Алмазбек Атамбаев как политик - это кто? Какие посты он занимал?

- У него противоречивая биография. Он появился в политике и в бизнесе в период распада Союза. Он стал активизироваться в политической сфере в период президентства Аскара Акаева до 2005 года, это был вечный оппозиционер второго или третьего уровня, не в числе первых лидеров.

Затем, по мере сужения политического пространства он достаточно ярко заявил о себе как один из руководителей свержения Аскара Акаева в 2005 году. После чего очень быстро не сработался с Бакиевым, ушел в оппозицию, потом на пике оппозиционного движения, это было весной 2007 года, он совершенно неожиданно для всех предал своих сторонников, пришел на должность премьер-министра, где продержался не более полугода, снова ушел в оппозицию.

Он возглавил ту оппозицию, которая пришла к власти после свержения Бакиева в апреле прошлого года. Достаточно противоречивые повороты его деятельности свидетельствуют о непоследовательности, как одной из основных черт характера.

- По итогам прошедшей инаугурации что вы можете сказать о внешнеполитическом векторе этой страны? Примечательно, что речь он произносил как на киргизском, так и на русском языке. Обозначил, что Россия - один из главных партнеров. Это действительно указывает на то, что страна сегодня приближается к РФ?

- Не факт. У меня, например, вызывают некоторые сомнения намерения Розы Отунбаевой присутствовать в политике. В ее словах сквозили некоторые акценты, указывающие на ее желание патронировать Атамбаева, которого она, в общем-то, поддерживала на этих выборах. Роза Отунбаева - это известный лоббист американских интересов. Мне кажется, что, учитывая те черты характера Атамбаева, о которых мы говорили, ему трудно будет удерживать однозначно российский вектор.

- Роза Отунбаева ранее заявляла, что у нее есть предложения как в Европе, так и за океаном. Вы считаете, что, покинув официально пост президента этой страны, она останется в большой политике?

- Мне кажется, ей очень нравится примерять на себя роль такого патриарха. Заслуга определенная есть в том, что передача власти произошла мирным путем. Но мне кажется, что у нее есть желание поэксплуатировать этот факт и продолжать оставаться лоббистом, неким лицом влияния в киргизской политике.

- Получается, что Алмазбеку Атамбаеву придется еще и доказывать собственную дееспособность в плане управления страной?

- Без сомнения. И не только в плане внешней политики, но и в плане внутренней политики. Очень противоречивые отношения с южными региональными кланами и их лидерами, оставшимися недовольными результатом выборов, нужно искать компромиссы и здесь.

Есть очень серьезные проблемы регионально-этнического характера, связанные с сохранившимся пока влиянием родоплеменных отношений среди самих киргизов. Есть колоссальная проблема взаимоотношений с узбекской общиной на юге, есть проблема русскоязычного населения. Ему достается сложное хозяйство.

- Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев заявил о потенциале российско-киргизских отношений. О чем конкретно мы можем говорить, как вы считаете?

- Прежде всего, это задействование Киргизии в таких интеграционных структурах, как Таможенный союз и Евразийский союз. Эта сложная проблема связана и с членством Киргизии в ВТО, там есть определенные преграды и помехи. Но при наличии политической воли с обеих сторон все эти проблемы решаемы.

Это вовлечение Киргизии в общие экономические процессы, которые происходят уже в реальности на пространстве Таможенного союза, прежде всего. А в рамках этого могут быть инвестиции, это могут быть кредиты, это может быть возрождение каких-то отраслей киргизской экономики при участии России и Казахстана.

- Ранее мы с вами обсуждали эту проблему. Вы говорили о том, что большая зависимость от Москвы в финансовом плане. Как вы считаете, сегодня эта тенденция продолжится, Киргизия не сможет уйти от этого никаким образом?

- Я думаю, что в обозримой перспективе, нет. По разным оценкам, цифры называются немножко разные, но где-то около 50 процентов в среднем, часть бюджета и часть ВВП Киргизии формируется от поступлений трудовых мигрантов.

Нужно отметить, что для киргизских трудовых мигрантов в России де-юре созданы значительно более льготные условия, чем для выходцев из других советских стран. И поскольку нет рабочих мест в самой республике, молодежь растет с желанием, с мечтой поехать работать в Россию. Это некий бренд социального развития всей Киргизии.

- А если мы будет говорить о военном сотрудничестве между Россией и Киргизией?

- Здесь тоже есть масса мест подобного сотрудничества. Существует одна из немногих на данное время российских военных авиабаз за рубежом в киргизском городе Кант, формально под статусом ОДКБ, но де-факто она является российской военной базой. Есть много различных планов в создании других военных объектов, есть еще ряд менее масштабных российских военных объектов на территории Киргизии.

Есть у российского военно-политического руководства четкие предложения по объединению существующих военных объектов в единую структуру. Эта тема обсуждается уже на протяжении многих лет для оптимизации управления всей этой структурой в российских интересах. Здесь есть чем заниматься.

Киргизия - несамодостаточное государство. В случае возникновения каких-то угроз, и примеры были еще в лучшие времена, в 1999-2000 годах, когда Киргизия самостоятельно не могла справиться со сравнительно небольшими угрозами террористического характера, с проникновением боевиков из Афганистана на юге Киргизии. Поэтому здесь она может рассчитывать исключительно на помощь союзников по ОДКБ, и понятно, что в первую очередь это Россия. Это уже было, и в перспективе только на этот канал помощи можно рассчитывать.

- По словам уже вступившего в должность президента Алмазбека Атамбаева, Киргизия сможет занять достойное место в мировом сообществе. Как вы считаете, насколько это реально сегодня? Когда мы говорим о мировом сообществе, мы говорим о признании со стороны других стран именно экономического, социального положения, или внедрения в такие организации как ОДКБ, в другие организации?

- Мне кажется, в этих словах присутствует излишний пафос. Я думаю, для начала Киргизии нужно подтвердить свой авторитет как государства. Для этого необходимо просто восстановление, реанимация и достижение эффективности элементарных государственных структур, связанных с безопасностью страны, с контролем над территорией страны, со снижением уровня коррупции, возрождением экономики. А дальше уже посмотрим. Пока это декларации.

По мнению обозревателя газеты "Московские новости", эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, декларации нового президента Киргизии Алмазбека Атамбаева не означают, что "Киргизия будет абсолютным вассалом России во внешней политике".

- Когда Алмазбек Атамбаев говорит об оправдании надежд народа, о каких надеждах мы конкретно говорим? Мы говорим о социальной стабильности, об экономическом росте, о создании новых рабочих мест?

- О просто достойном человеческом существовании, которое было попрано, особенно последним пятилетнем периодом правлением Бакиева, точнее говоря, его семьи. В этом смысле нельзя не согласиться с Атамбаевым. Все, что он перечислил, составляет главную задачу четвертого президента Киргизии. Хотя, должен сказать, что нынешний глава государства в Киргизии обладает серьезно меньшими полномочиями, чем, например, премьер, глава правительства, которым сам Атамбаев и был в течение последнего времени.

Поэтому эта заявка Атамбаева, который, наверное, собирается нести ответственность за все ветви власти в Киргизии... Я, честно говоря, здесь сомневаюсь, насколько он имеет возможность нести такую полностью ответственность.

- Мы говорим о том, что Киргизия, - это парламентская республика, соответственно, там несколько урезаны права президента. Однако вспомним, что в парламенте представлена его партия.

- В парламенте представлена его партия, но это не значит, что представитель его партии возглавит правительство.

- Безусловно. А если мы будем говорить о кандидатуре, которая могла бы возглавить будущее правительство, кого вы видите здесь?

- Там достаточно широкие персоналии. Это нынешний исполняющий обязанности премьера Амурбек Бабанов, молодой, амбициозный и вполне способный держать в руках систему исполнительной власти. Хотя в стране достаточно много людей опасаются того, что он может путать интересы своего бизнеса с интересами государства. Впрочем, учатся и бизнесмены тоже.

Здесь бывший министр финансов Темир Сариев, есть участники последней президентской гонки, представитель юга Киргизии Ташиев, есть Марат Султанов, также бывший министр финансов. Все они могут претендовать на премьерство, но, насколько я понимаю, Атамбаев склоняется к мысли провести некое рейтинговое голосование в парламенте, чтобы получить консенсусное решение.

- Когда мы говорим о Киргизии, мы помним, что это важная страна Центральной Азии. Здесь важны взаимоотношения как с Россией, так и другими странами. Как вы считаете, это лояльный российским властям политик, пророссийский? В будущем эта лояльность сохранится, или власть в Киргизии сначала обещает одно, а потом все оказывается немножко наоборот?

- Он, конечно, гораздо более пророссийский, чем мог бы выглядеть Бакиев. Но дело в том, что в таких случаях всегда политики про себя говорят, мол, я не пророссийский, я не прокитайский, не проамериканский, я прокиргизский.

- За народ.

- В этом смысле к Атамбаеву может быть тоже приложено это определение, и я не уверен, что в Москве со стопроцентной уверенностью могут относиться к тому, что Атамбаев способен будет выполнить все данные Москве обещания, когда она дала ему гарантированную поддержку на этих выборах. Тем не менее, Атамбаев способен выполнить те обещания, которые он давал, хотя и преодолевая известное сопротивление элиты и некоторых заинтересованных в обратном партнеров Киргизии за рубежом.

- Какие раздражители сегодня вы видите в отношениях между Россией и Киргизией? Одно из обещаний было вывести американскую военную базу "Манас".

- Я думаю, это несколько поспешное заявление президента Атамбаева, это как раз отличает его стиль. Он делает часто заявления, которые потом не способен воплотить в реальность. Москва не требовала от него вывести американскую базу, Москва, наверно, хотела бы, чтобы он знал, что в Москве относятся с подозрением к длительному пребыванию американских военных в Киргизии.

Отношение киргизской элиты к этому вопросу характеризует недавнее замечание уже бывшего президента Киргизии Розы Отунбаевой, которая сказала, что сегодня рано оценивать перспективы вывода американской базы, транзитного центра в 2014 году. Надо будет принимать решение в соответствии с тем, как будут обстоять дела именно в 2014 году, а до этого еще довольно много времени.

- Да, в заявлении было обозначено, что это зависит от того, какой будет ситуация в Афганистане. Тогда очень многие насторожились, и звучали заявления о том, что это может быть неоправданно в будущем, что это не состоится.

- В этом смысле Атамбаев - человек несколько эмоциональный.

- Теперь давайте обсудим взаимоотношения с другими странами, в частности, на церемонии инаугурации присутствовал президент Турции. О каком партнерстве Киргизии и Турции мы можем говорить?

- Здесь как раз очень важно отметить, что Турция является одним из ближайших партнеров в глазах президента Атамбаева. Для Алмазбека Атамбаева Турция является очень надежным партнером, он туда летает не один раз в год, у него очень хорошие отношения с турецким руководством. Он имеет свои бизнес-интересы в Турции. Не надо забывать, что Атамбаев весьма преуспевающий бизнесмен, а в киргизских масштабах его можно назвать киргизским олигархом.

Так вот, Турция действительно реально имеет интересы в Киргизии, там достаточно много представителей турецкого бизнеса, много турецких компаний, которые обеспечивают достаточно много рабочих мест. Это очень важная страна для Киргизии.

Я бы хотел обратить ваше внимание, что самым высокопоставленным представителям внешнего международного сообщества на инаугурации является не президент Турции, формальный лидер страны, а президент Грузии Михаил Саакашвили, которому достаточно много внимания уделяется сегодня в Бишкеке. Он выступил с речью о достижениях Грузии на пути к демократии в Американо-киргизском университете, его представили достаточно позитивным киргизские СМИ. Это достаточно важный штрих.

- А этот штрих о чем говорит?

- Этот штрих говорит о том, что Киргизия, ее элита, позиционирует себя как достаточно независимую страну, идущую своим демократическим путем. Страной, впервые сумевшей внедрить парламентско-президентскую систему власти, продемонстрировать, что возможно провести свободные демократические выборы, как президентские, так и парламентские. И этим она отличается от подавляющего большинства, от всех фактически стран Центральной Азии, да и от подавляющего числа стран постсоветского пространства, включая нашу с вами страну - Россию.

- Между тем Алмазбек Атамбаев заявил, что внешняя политика ориентирована именно на Россию.

- Мог ли он что-нибудь другое сказать? На самом деле так и есть, он действительно будет во внешней политике ориентироваться на Россию. Киргизия не может быть самостоятельным игроком на этом пространстве, Киргизия во многом зависит от финансовой помощи России, в России находятся более полутора миллионов трудовых мигрантов из Киргизии. Так что это совершенно объективное замечание, но это не значит, что Киргизия будет абсолютным вассалом России во внешней политике.

Киргизия

Previous post Next post
Up