Главный мотив второго этапа - покаяние. При этом важно помнить, что оглашение ставит человека перед Крестом Господним. Поэтому опорой покаяния должно быть не взирание на Закон, а взирание на самого Христа.
Перед каждым катехизатором, желающим сохранить этапность и последовательность оглашения, неизбежно встают вопросы: чем определяется содержание бесед основного этапа? какие конкретно темы соответствуют этому этапу и почему? какой степени духовного опыта просвещаемых должны отвечать выбранные для бесед темы? что можно (и чего нельзя) сокращать в содержании основного этапа оглашения?
Содержание бесед определяется целью второго этапа - подготовкой катехуменов к крещению или сознательному воцерковлению, если они уже были крещены. Содержание этого, основного в катехизации, этапа внутренне соответствует пребыванию оглашаемых «во мраке, где Бог» (Исх 20:21) и под покрывалом ветхозаветного Закона. Это значит, что Закон еще должен, ведя оглашаемого, как духовное дитя, ко Христу (Гал 3:23-24), оставаться основным принципом его жизни, похожей на жизнь послушника перед постригом. Этот же период составляет время созидания и испытания праведности жизни оглашаемого [1]. Как подчеркивает в своей работе «Таинственное введение в православную катехетику» свящ. Георгий Кочетков, церковное «научение» (см.: Мф 28:19), т. е. особый цикл встреч и огласительных бесед, становится на втором этапе внутренним стержнем всего оглашения. «Эти беседы имеют своей специальной целью, во-первых, подготовку оглашаемых к заключительному чину “отречения и сочетания” с исповеданием церковного Символа веры и, во-вторых, приготовление их к реальной полноте церковной жизни…» [2]. Именно этим и определяется их тематика и содержание.
Читать далее
Комментировать